МААМ-картинки

Родительское собрание «Психологическая готовность детей к обучению к школе»

лариса монахова
Родительское собрание «Психологическая готовность детей к обучению к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

«Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

Л. Л. Венгер, Л. А. Венгер. «Готов ли ваш ребенок к школе

Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребенка (да и родителей тоже, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности - учебной.

Публикация «Родительское собрание „Психологическая готовность детей к обучению к школе“» размещена в разделах

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, что само по себе тоже важно. Но это понятие готовности к учению значительно шире и многообразнее.

Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. И прежде всего сформированность желания учиться (мотивационная готовность).

Но и это еще не все. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться, работать», без осознания этого «надо» ребенок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и т. п.

К концу дошкольного детства складывается важнейшее новообразование в психике ребенка - готовность к школьному обучению. Оно обеспечивает переход к позиции школьника, которая предполагает не только усвоение знаний, но и кардинальную перестройку всего образа жизни ребенка. Готовность включает в себя несколько компонентов: личностный, познавательный, коммуникативный.

К 6-7 годам формируются общее положительное отношение к школе, интерес к школьному содержанию занятий, признание авторитета учителя, развиваются познавательные интересы, появляются собственно учебные мотивы деятельности. Все это составляет новообразование личности и самосознания ребенка - внутреннюю позицию, которая выражается в стремлении к поступлению в школу.

Учебная деятельность - сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей.

Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь и, что не менее важно, восприятие, внимание, работоспособность.

Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Познавательные возможности семилетних детей таковы, что они уже могут начать систематическое обучение в школе. У ребенка 7 лет достаточно развиты внимание, память, воображение. Он легко переключает внимание, запоминает лучше то, что производит на него впечатление; воображение его связано с впечатлениями.

Речь ребенка 7 лет тоже достаточно развита. Он может объяснить содержание игры, в которой участвовал, построить рассказ по картинке, выразительно прочитать небольшое стихотворение. Его мышление носит еще образный характер, но он уже может понять и отвлеченные суждения.

Все психические процессы детей 7 лет постепенно становятся все более управляемыми. Особенно эффективно это происходит в специально организованных условиях.

Интеллектуальная готовность детей 7 лет к обучению в школе предполагает развитие у них психических процессов, сенсорное развитие, потребность узнавать новое, умение учиться у взрослого, наличие необходимого объема знаний, усвоенных в системе, и др.

Эмоционально-волевая готовность заключается в положительном отношении к содержанию новой деятельности, стремлении преодолевать трудности, достигать результата своей деятельности, в умении организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок, вступать в контакт с новыми людьми (взрослыми и сверстниками) и др.

Считают, что психологи придумали проблему готовности к школе и ввели отбор в 1 класс. На самом деле психологи стали разрабатывать проблему готовности к школе в ответ на запрос практики, а точнее, школы, которой по разным причинам стало все труднее успешно учить первоклассников. Психологи всегда говорили о приеме в 1 класс только психологически готовых к школе детей. Кстати, в этом вопросе с психологами солидарны и медики, и физиологи, отмечающие пагубное влияние школьных перегрузок на детей, не готовых к школе.

Готовность к школе включает в себя очень важные характеристики, отсутствие которых может очень усложнить жизнь ребенка в школе. Самостоятельность, адекватная самооценка, умение планировать и контролировать свою деятельность, хорошая пространственно- временная ориентировка, крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокая познавательная активность, преобладание учебных мотивов над игровыми - вот перечень важнейших характеристик, от которых зависит, будет ребенок успешным в школе или нет.

Психологическая готовность к школе - это, прежде всего желание получать знания, это умение слушать учителя и выполнять его задания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные, это и определенный уровень развития произвольных когнитивных процессов (памяти, мышления, внимания и др., а также развитая речь и фонематический слух.

Как правило, компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника, когда малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми как в сюжетно-ролевые игры, так и в игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, складывает узоры из мозаики и собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на игрушечных музыкальных инструментах (бубен, дудка и т. д.) и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы. Чтение должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка-дошкольника.

Конечно же, первоклассник сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Конечно же, они продолжают играть в игрушки. Родителям потребуется огромного терпения, желания помочь ребенку, чтобы учебная деятельность стала преобладающей перед игровой деятельностью.

Личностная готовность к школьному обучению. Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Хорошо если ребенок к 7 годам стремится к новой школьной жизни, к занятиям, поручениям. На появление такого желания можете повлиять вы родители. Вам необходимо говорить о школе с детьми, до того когда они попадут в школу. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - портфели, красивые пеналы, разноцветные ручки и т. п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки и просто похвалу от всех окружающих.

Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. Взрослый становится авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются и т. д. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как к эталону дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль. Облегчается общение в ситуации урока, дети тогда отвечают только на поставленные вопросы, и сами задают вопросы по делу, поднимают руку для этого. (Примеры, дети отвечают хором, «мы тоже ходили за грибами» и т. п.)

Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность по сути своей - деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, уметь успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Все сложно для маленького ученика - начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий. (Пример, лабиринт, гаражи, дороги, машины). Общая задача все машины поставить в гараж. Дети должны спланировать совместные действия. «Давай сначала отвезем твою машинку в гараж, а потом мою».

Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной или заниженной.

Преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивание сказки или игры с игрушками.

Например. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками? Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

И в заключении мне бы хотелось сказать, что как всякий возрастной кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений - значит, меняется социальная ситуация развития и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

Играйте с детьми, любите своих детей такими, какие они есть, верьте в своих детей!

ВОПРОСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (Побеседуйте с ребенком о его отношении к школе.)

1. Хотел бы он идти в школу? Чем школа его привлекает или огорчает?

2. Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу?

3. Какую работу выполняет учитель в школе?

4. Скажи мне, ты знаешь, что такое переменка в школе?

5. Для чего в школе звонок?

6. Зачем нужно ходить в школу?

7. Если бы можно было выбирать школу, одна например, с уроками пения, рисования, физкультуры, а другая - с уроками математики, чтения, русского языка, пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

Публикации по теме:

Родительское собрание в подготовительной группе «Речевая готовность ребенка к школе» Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Речевая готовность ребенка к школе» Наиболее значимым для ребенка 7 лет является.

Готовность ребенка к школьному обучению. Родительское собрание с использованием презентации Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Красноборский детский сад «Колосок» ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. Родительское.

Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- д/с №1 «Колокольчик» Консультация для родителей в подготовительной.

Родительское собрание старших групп «Психологическая готовность к школе» (фотоотчет)Родительское собрание старших групп «Психологическая готовность к школе» (фотоотчет) Очень важно понимать готов ли ребенок старшего дошкольного возраста к школьному обучению, и какими качествами необходимо обладать будущему.

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество.

Родительское собрание «Готовность детей к школе» Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним.

Родительское собрание «Речевая готовность к школе» Актуальность и значимость выбранной темы мероприятия В наше время большое количество детей нуждается в оказании коррекционной логопедической.

Родительское собрание «Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы ДОУ» Родительское собрание «Психологическая готовность ребенка к школе». Актуальность: Данная разработка будет полезна как воспитателям детских.

Родительское собрание в дошкольной группе «Психологическая готовность ребёнка к школе»Родительское собрание в дошкольной группе «Психологическая готовность ребёнка к школе» Родительское собрание в дошкольной группе. Тема "Психологическая готовность ребёнка к школе". Цель: Создание эмоционально- положительного.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребенка к школе» Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребенка к школе» Цель: создание условий для включения родителей будущих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Психологическая готовность детей к обучению к школе»
Опубликовано: 29 января 2017 в 08:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Психологическая готовность детей к обучению к школе»» (включая файлы) размещена пользователем лариса монахова (УИ 1034131) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД