Наталья Шаргавнина
Готовность ребенка к школьному обучению. Родительское собрание с использованием презентации
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Красноборский детский сад «Колосок»
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Родительское собрание, с использованием презентации.
Подготовила воспитатель.
Шаргавнина Н. А.
Красный Бор.
Публикация «Готовность ребенка к школьному обучению, Родительское собрание с использованием презентации» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Цель: знакомство родителей с проблемой готовности ребенка к школе.
Оборудование.
• Интерактивная доска.
• Презентация.
1 слайд
Возраст 6-7 лет является переходным между дошкольным и младшим школьным периодами развития; он характеризуется возрастным кризисом, именуемым отечественными исследователями кризисом 7 лет. Симптомами кризиса являются: потеря непосредственности, манерничанье, симптом горькой конфеты (ребенку плохо, а он старается этого не показать, неуправляемость поведением ребенка со стороны взрослых, замыкание ребенка в себе. По словам Л. С. Выготского, «. внешним отличительным признаком семилетнего ребенка является утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных странностей, у него несколько вычурное, искусственное, манерное поведение»
2 слайд
Готовность к школьному обучению – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению ("школьная зрелость"). Обусловлена созреванием организма ребенка, в частности, его нервной системы, степенью сформированной личности, уровнем развития психических процессов и т. д. Может быть охарактеризована как общая и специальная готовность к общению и обучению в школе.
Готовность к школе. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его, учеба является обязательной, обще-ственно значимой деятельностью. За нее несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. Совершенно особый тип взаимоотношений складывается между учителем и учеником. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Он является официальным носителем общественных требований, к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке, - не выражение личного отношения учителя к ребенку, а объективная мера его знаний, выполнения им учебных обязанностей. Плохую оценку нельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием.
3 слайд
Важная сторона психологической готовности к школе - достаточный уровень волевого развuтuя ребенка. На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
В структуре готовности принято выделять следующие компоненты (по дaнным
4слайд
Физическая готовность ребенка к школе. Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде. К концу шестого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают : длина тела - 116 см, масса тела - 22 кг, окружность грудной клетки - 57-58 см. Основные движения становятся более сложными: увеличиваются скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать внимание на правильность разбега, группировки и приземления, шестилетки уже могут подбрасывать и ловить мяч одной рукой.
Дети знакомятся с техническими элементами различных видов спорта (ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания, овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, горки и др.). Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников - к таким как выносливость, ловкость, быстрота, сила.
К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Суточная норма шагов - 1200-1500. Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия, утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках. Для обеспечения активности отдыха введены новые формы физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные досуги, праздники здоровья, дни здоровья. Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.
Вместе с организованными формами физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей физической подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана со множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных способностей.
5 слайд
Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает :
дифференцированное восприятие;
аналитическое мышление. (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
логическое запоминание;
интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
овладение на слух разговорной, речью и способность к пониманию и применению символов;
развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
6 слайд
Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной с деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни портфель, учебники, тетради, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный ypовень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности.
7 слайд
Мотивационная готовность к школе начинается, прежде всего, с любви ребёнка к себе и его веры в возможность быть лучше, т. е. стремлению к совершенству. Самооценка – один из важнейших механизмов саморегуляции, позволяющий ребёнку преодолевать трудности. Считается, что становление устойчивой самооценки как таковой происходит в возрасте 5-6 лет. Именно в этом возрасте важно помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку, которая будет способствовать преодолению возможных жизненных сложностей, в том числе и школьных.
Как поднять интерес и положительное отношение к школе? Прежде всего, выяснить, почему отсутствует интерес у детей к школе.
Во-первых система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.
Во-вторых, у ребёнка возможна негативная мотивация к школьному обучению. Причины её выясняются индивидуально, в каждом конкретном случае. Но как правило – это страх ребёнка перед школой, который формируют сами родители непосредственно или косвенно; ситуация в семье: отрицательный пример старших детей – школьников; пресыщение ребёнка самим процессом подготовки к школе, занятиями по типу школьного урока, усталость.
В-третьих, у многих детей, которые посещают подготовительные курсы при школе, размыта грань между будущей и настоящей “субботней” школой. На вопрос: “Ты хочешь учиться в школе?”, дети отвечают: “А я и так уже учусь в школе”. Интерес к школе у некоторых детей также не выраженный, поскольку у детей, посещающих подготовительные курсы при школе, отсутствует некая интригующая новизна предстоящего важного события – поступления в школу.
И самое главное ему трудно будет учиться, если у него не сформирована внутренняя позиция школьника, которую следует рассматривать как одну из составляющей мотивационной готовности к школе. Внутренняя позиция школьника, представляющая психологическую предпосылку к овладению учебной деятельностью, не возникает на занятиях по типу школьного урока, а формируется преимущественно внутри ведущей деятельности дошкольника – в игровой деятельности: сюжетно-ролевой, дидактической, с правилами, режиссёрской, а также через традиционные виды дошкольной деятельности. Если ребёнок старшего дошкольного возраста играет меньше, чем ему требуется, а это часто происходит из-за элементарного недостатка времени, выделяемого на игру по остаточному принципу. В первую очередь, много времени затрачивается на репетиторов, на занятия по школьному типу, на всевозможные кружки и секции и т. д. Лишившись игры, дети не приобретают такие качества, как самоконтроль, ответственность, осознанность, умение действовать по правилу и инструкции, не формируются социальные мотивы учения. В связи с этим, возникает проблема: поведение ребёнка остаётся ситуативным, непроизвольным.
9 слайд
Эмоционально-волевой готовности. Школа и обучение требуют от ребенка понимания, осознания необходимости соблюдения определенных правил на уроке, во время выполнения учебных задач в школе и дома, в раздевалке, столовой, спортивном зале, а также в свободное время - на улице, в театре, парке и т. д. В связи с этим чрезвычайно важным является готовность эмоционально-волевой сферы ребенка, приводит умение регулировать свое поведение в готовых ситуациях, мобилизоваться в состоянии усталости, завершать дела до конца.
Основными показателями эмоционально-волевой готовности е определенную степень сформированности произвольных психических процессов (целенаправленного восприятия, запоминания, внимания, умение преодолевать посильные трудности навыки самостоятельности, организованности, быстрый темп работы, требует собранности, сосредоточенности (в противовес импульсивности, склонности отвлекаться, овладение основными правилами поведения в учебных и других ситуациях, умение правильно реагировать на оценку выполненного задания, оценивать свою робот.
Ребенок с высоким уровнем эмоционально-волевой готовности к школе адекватно воспринимает задачи, соотносит их по степени сложности. Из-за необходимости преодолевать трудности она не теряет равновесия: обращается за помощью к взрослым или пытается справиться самостоятельно, переносит неудачи (не теряется, не плачет, ищет способы совершенствования своей работы или поведения.
10 слайд
1. Планирование - умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью:
низкий уровень - действия ребенка не соответствуют цели;
средний уровень - действия ребенка частично соответствуют со-держанию цели;
высокий уровень - действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели.
2. Контроль - умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью:
низкий уровень - полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит);
средний уровень - частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное несоответствие);
высокий уровень - соответствие результатов усилий ребенка по-ставленной цели, ребенок может самостоятельно сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.
3. Мотивация учения - стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и ис-пользовать их:
низкий уровень - ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств;
средний уровень - ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира - находить и использовать эти обобщения;
высокий уровень - явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.
4. Уровень развития интеллекта:
низкий - неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;
ниже среднего - неумение слушать другого человека, ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;
средний - неумение слушать другого человека, простые логические операции - сравнение, обобщение в форме словесных понятий - выполняются без ошибок, в выполнении более сложных логических операций - абстракция, конкретизация, анализ, синтез - допускаются ошибки;
высокий - возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослого;
очень высокий - возможность слушать другого человека, выполнить любые логические операции в форме словесных понятий.
РЕБЕНОК К ШКОЛЕ НЕ ГОТОВ
Не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств, не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.
РЕБЕНОК К ШКОЛЕ ГОТОВ
Умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому, ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.
.
4. Состояние здоровья.