Папки-передвижки

Родительское собрание-практикум «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста»

Надежда Созонова
Родительское собрание-практикум «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста»

Родительское собрание-практикум

«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста»

Цель: формирование у родителей представлений о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей.

Задачи:

- Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей;

- Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

- Обогатить опыт родителей по теме собрания;

- Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;

- Вызвать интерес и желание заниматься с детьми пальчиковыми играми;

Публикация «Родительское собрание-практикум „Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста“» размещена в разделах

- Укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива;

- Определить влияние специальных игр и упражнений на развитие мелкой моторики;

- Расширить и систематизировать практическую деятельность по данному направлению.

Форма проведения: Семинар - практикум.

Участники: родители, воспитатели.

Оборудование: презентация, мультимедийная установка для показа слайдов, ноутбук, пальчиковые игры, листы бумаги, карандаши для каждого родителя, массажные мячики (ежики, пальчиковый театр «Курочка Ряба», сухой бассейн (емкость, наполненная горохом или фасолью, мелкие игрушки, игры на развитие мелкой моторики.

Место проведения: музыкальный зал.

Подготовительная работа:

- Подбор пособий, игр и литературы по теме;

- Оформление наглядного материала;

- Оформление практических рекомендаций;

- Оформление пальчиковых игр без предметов (в стихах);

- Наглядный материал с содержанием игр по развитию мелкой моторики рук для родителей;

- Изготовление приглашений на собрание для родителей;

- Буклет для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»;

- Брошюры-памятки для родителей «Проведение пальчиковой гимнастики»;

- Папка-передвижка: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»;

- Папка-передвижка «Развиваем мелкую моторику».

План проведения:

Вступительная часть. Приветствие. Актуальность проведения родительского собрания.

Основная часть

А) Игра «Комплимент».

Б) Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста.

В) Способы развития мелкой моторики.

Г) Вывод по теме собрания.

Д) Общие вопросы.

Заключение: Подведение итогов собрания, рефлексия, выставка игр для развития мелкой моторики, раздача памяток и буклетов.

Ход собрания:

Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание

А) И нашу встречу мы хотели бы начать с игры - приветствия. Посмотрите на того, кто сидит рядом с вами, и скажите ему что-нибудь приятное, сделайте какой-нибудь комплимент.

Игра «Комплимент»

Я думаю, вам приятно было, и слышать в свой адрес хорошие, добрые слова, и говорить их. А сейчас посмотрите на свои руки. Рассмотрите их очень внимательно, полюбуйтесь ими. Какие они красивые, какие ладные.

Сколько всего эти руки знают и умеют. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей - у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки - лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Не бывает скуки, коли, заняты руки».

Б) Я не случайно завела разговор о руке. Нашу сегодняшнюю встречу мы хотим посвятить именно ей. А точнее ловкости рук. Или, по научному, развитию мелкой моторики и ее влиянию на развитие речи ребенка.

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности.

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

Развитие мелкой моторики способствует:

- Развитию познавательных способностей

- Развитию речи

- Развитию собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий

Начинать развитие мелкой моторики необходимо с раннего возраста. Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Удивительная работа по освоению речи проходит втайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук - представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции - двойная польза! В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, её частью. Передняя центральная извилина мозга - это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели учёных на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Изучением мелкой моторики занимались такие ученые, как Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Н. А. Козленко, М. О. Гуревич, А. А. Леонтьев, М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенкова, О. Н. Усанова, М. М. Безруких, М. Монтессори и др. Исследователи, занимающиеся изучением детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. И. Кант писал: «Рука - вышедший наружу мозг».

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи.

Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связанными с речевой функцией».

Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным М. Ляминой, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.

Мелкую моторику рук развивают:

1) Пальчиковые игры с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

2) Массаж с растиранием пальчиков;

3) Шнуровки-застёжки;

4) Игры с природным материалом;

5) Игры с предметами домашнего обихода;

6) Игры с песком и водой;

7) Пальчиковый театр;

8) Дидактические игры;

9) Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

10) Прозрачный мольберт

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»

Угадайте, как их звать?

Действительно, это пальцы. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Тема нашего собрания посвящена как раз им, а точнее развитию мелкой моторики рук у ребенка.

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (писать, рисовать).

Значение мелкой моторики очень велико! Оно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, зрительная и двигательная память, координация движений.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных координированных движений кистей и пальцев. Которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки. Застегивать пуговицы, в дальнейшем шить, готовить, мастерить и другое.

В) Способы развития мелкой моторики.

1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вопрос к родителям: знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (обмен мнениями)

Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

- Я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в страну игр для пальцев. Но сначала давайте подготовимся.

Выполняем самомассаж.

Вы готовы, глазки? (Поглаживание век.)

Да! (Прикладывание ладоней к векам.)

Вы готовы, ушки? (Поглаживание ушей.)

Да! (Прикладывание ладоней к ушам.)

Вы готовы, ручки? (Поглаживание кистей рук.)

Вы готовы, ножки? (Поглаживание ног.)

Да! (Притоптывание.)

Вы готовы? (Развести руки в стороны.)

Да! (Обнять себя руками.)

А скажите мне, пожалуйста, а вы любите массаж?

Существует пальчиковые игры с массажем. И сейчас я расскажу более подробно о них.

Массаж пальцев (начинаем с большого и до мизинца).

Массируя пальцы, активизируется работа внутренних органов.

Большой - отвечает за умственную деятельность голову;

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный - почки;

Мизинец - сердце.

Растираем подушечку пальцев, затем медленно опускаемся к запястью. Потрем ладошки, похлопаем.

Растираем подушечку пальца. Такой массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками. (Сделать массаж с родителями)

Существуют разные виды пальчиковых игр:

1) Пальчиковые игры с предметами

Массаж ладоней шестигранным карандашом (показ массажа карандашом).

Ваши дети дома и в садике уже рисуют карандашами. Карандашом можно не только рисовать, но и можно сделать массаж ладоней. Возьмем в руки карандаш и вращаем его между ладонями. В первой младшей группе такой массаж уже можно проводить.

Массаж пальцев рук колечками (показ колечек).

Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки. Надевая, называем пальчики: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец.

2) Активные игры со стихотворным сопровождением

«Дружные пальчики» (вместе выполняем с родителями).

3) Игры манипуляции

Игры манипуляции развивают воображение, когда ребёнок в каждом пальчике видит определённый образ.

4) Пальчиковые кинезиологические игры

Это разные упражнения: колечко;

Руки, как глазки,

Закрылись-открылись,

Словно из сказки

Они появились.

фонарик; флажок-рыбка-лодочка

5) Пальчиковые игры с элементами самомассажа (Раздать родителям мячики ежики и с ними выполнить)

6) Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением

«Котя, котенька, коток»

7) Пальчиковые игры в парах

Сначала пара - это ребёнок и взрослый, а позже можно чтобы дети в паре играли в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Давайте поиграем с Вами в пальчиковую игру «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим.

(руками показываем, как мы рубим капусту)

Мы морковку трем, трем

(руками показываем, как мы трем морковку)

Мы капусту солим, солим

(пальчики щепоткой - солим)

Мы капусту мнем, мнем

(руками «мнем» капусту)

2. Шнуровки - застежки - это следующий вид игрушек развивающих мелкую моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки из разного материала, размера, цвета и формы. Их можно сделать своими руками

3. Игры с природными материалами: шишками, крупами, камешками и другими сыпучими материалами - пересыпание между ладошками, перекладывание пальчиками из одной емкости в другую, сортировка по цвету, форме и т. д.

Вопрос к родителям: как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (обмен мнениями)

4. Для развития мелкой моторики рук нужно использовать продуктивную деятельность:

- игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.

- рисование карандашами. Именно карандашами, а не красками или фломастером «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилие для того, чтобы оставить на бумаге след - ребенок учиться регулировать силу нажима, для того чтобы провести линию, той или иной толщины.

В нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание, так как с октября проходит кружок «Весёлые ладошки».

Цель кружка: формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи:

- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности (лепка и рисование);

- Знакомить с базовыми способами лепки: круговое раскатывание комка ладонями для получения шара (мячик, яблоко, колобок) и прямое раскатывание (туда-сюда) для получения цилиндра (конфетка, огурчик, карандаш);

- Развивать мелкую моторику пальцев;

- Знакомить с доступными способами изображениями в процессе совместного создания ярких композиций из мазков, пятен, штрихов, линий, форм, готовых силуэтов (вырезанных воспитателем).

Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся во второй половине дня 2 раз в месяц (Среда). Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).

5. Игры-инсценировки с пальчиковым театром учат действовать пальчиками, передавая эмоции героя. (Родители инсценируют сказку «Курочка Ряба»)

6. Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок - хорошая тренировка для пальцев

7. В центре «Воды и песка» проводятся опыты «Откуда берётся дождик», «Водяная мельница», «Тонет - не тонет» и так далее. Организую игры с водой и песком: «Разноцветные формочки», «Переливание воды», «Поймай рыбку», Веселые ладошки» и т. д. В этом центре и через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику, активную речь. Самомассаж, игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук. В данном центре дети любят рисовать на песке пальчиками. Это способствует развитию не только мелкой моторики, но и активной речи, воображению, мышлению.

7. Сухой бассейн - используется для одновременного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Сделать его очень просто. Возьмите любую емкость, наполните ее горохом или фасолью, положите различные мелкие предметы. (Родители пробуют найти игрушки)

8. Как известно, песок обладает многочисленными свойствами:

- развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь).

- усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно.

- совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-практическая деятельность.

9. Песочница - это водонепроницаемый ящик прямоугольной формы, выкрашенный внутри в голубой цвет, где борта символизируют небо, а дно - воду. Чистый, кварцевый, просеянный мелкий песок, который лепится при намокании. А также огромная коллекция миниатюрных фигурок, деревьев, животных, насекомых, ракушек, камней, рыб, млекопитающих, динозавров, военных, всех видов транспорта и т. д. Занятия проходят как с сухим, так и с мокрым песком. Особенностью является моя структура занятия, что подразумевает под собой ритуал вхождения в песочную страну и ритуал выхода из песочной страны. Дети погружают руки в песок на некоторое время и наполняются силой и энергией, положительные эмоциями, которые условно дает им песок.

10. Дидактический материал для рисования, развития пространственного мышления, логики - прозрачный мольберт. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. На прозрачном мольберте хорошо рисовать густыми красками, используя для «художеств» кисточки, пальцы, губки, штампы. Неплохо получаются работы, выполненные водными маркерами. Рисование на прозрачном мольберте - это не только увлекательное развлечение, но, прежде всего, это умение изобразить окружающий мир, а также развитие речи, мелкой моторики, умственных способностей и интеллекта. В процессе работы малыш учится различать цвета и оттенки, размер предметов, их пространственное расположение.

Г) Вывод: Мелкая моторика рук способствует развитию речи, так как двигательный центр мозга возбуждает работу расположенного рядом речевого центра. Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе. И самое главное, хочу заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку.

Есть ли у вас какие-нибудь вопросы? Сейчас перейдём к разным вопросам.

Д) Общие вопросы

Подведение итогов собрания.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

И в завершении я предлагаю, посмотрите на свои ладони и представьте на одной УЛЫБКУ на другой РАДОСТЬ. И вот чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах. В заключении хочется сказать: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом!» и пожелать друг другу успеха в нашем нелегком деле. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание-практикум «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста»
Опубликовано: 16 октября 2024 в 20:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание-практикум «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Созонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД