Голикова Оксана
Родительское собрание «Защита прав детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Защита прав детей»
Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребёнка.
Задачи:
• Довести до родителей истину, что права и обязанности воспитания детей принадлежит им;
• Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
• Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребёнком.
Публикация «Родительское собрание „Защита прав детей“» размещена в разделах
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход собрания
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького человека, а также рассмотрим права и обязанности родителей по отношению к ребёнку.
Выступление детей старших групп :
1. Как хорошо, что есть права! Закон нас строго защищает. И в нём важны нам все права, они великой силой обладают –
2. Чтоб нас никто не мог побить, украсть, унизить и обидеть.
3. Не отнимешь у ребёнка Права вечного на отдых. Есть в Конвенции об этом Специальная статья.
4. Папа, мама, ты и я – называемся семья. И для нас семейный Кодекс выпускается, друзья!
Поскольку ребёнок воспитывается в семье, сразу вопрос: «что такое семья?». «Семья – группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплочённых общими интересами.»
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То. Что несёт в себе семья, невозможно заменить ни чем. истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В тоже время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребёнка, обделённого защитой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание. Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях : в социальноправовом и психологопедагогическом.
Социально – правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребёнка, создание системы социальных, образовательных, культурных и др. детских учреждений.
Психолого – педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующеё атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.
«дети мира не вины, уязвимы и зависимы», - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствие с этим положением международным сообществом по защите прав ребёнка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребёнка во всём мире.
Нормативные основы защиты прав детства
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимися прав детей относятся :
• Декларация прав ребёнка (1959).
• Конвенция ООН о правах ребёнка (1989).
• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Декларация прав ребёнка
Является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей : на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. На его основе была разработана Конвенция о правах ребёнка.
Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция признаёт за каждым ребёнком не зависимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право :
На воспитание;
На развитие;
На защиту;
На активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
На основе Конвенции разрабатываются нормативно – правовые документы федерального и регионального уровней.
Для создания и развития механизма реализации прав ребёнка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», Закон «Об образовании».
Семейный кодекс РФ –
Документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.
Раздел IV Семейного кодекса РФ целиком посвящён правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей»и глава 12 «Права и обязанности родителей».
В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребёнка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать своё мнение».
В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка», предусмотренных Конституцией РФ, принять ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети – инвалиды, жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19, а также устанавливает:
• Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребёнка (ст. 6);
• Защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
• Обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
• Признание прав каждого ребёнка на уровень жизни, необходимы для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24).
• Защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст. 34);
• Защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст. 37)
• Меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный кодекс предусматривает ответственность:
o За совершение физического и сексуального насилия, в т. ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 - 136);
o За преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 - 157).
Семейный Кодекс гарантирует:
Право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
Право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст. 56);
Меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
Немедленное отбирание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).
Закон «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства»(ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений. ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.
Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Конвенция о правах ребёнка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребёнка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребёнка, его мнениями и взглядам. Реализация прав ребёнка включает :
Защиту его от всех форм жестокого обращения,
Права на охрану жизни и здоровья,
Защиту его права на образование,
Права на игру,
Права на сохранение своей индивидуальности.
Право ребёнка на защиту его от всех форм жестокого обращения. Нарушение прав ребёнка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребёнку.
По определению профессора М. Р. Рокицкого, председателя подкомитета по охране материнства и детства Комитета Гос. думы по охране здоровья и спорту, «под жестоким отношением» к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребёнком. Сюда же относится физическая запущенность, под которой понимают тяжёлое физическое состояние организма ребёнка (переохлаждение, истощение и т. д., связанное с необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, медицинская помощь и т. д.).
По определению доктора медицинских наук, профессора Т. Я. Сафоновой, «под жестоким обращением» и принебрежеием основными нуждами ребёнка понимаются любые действия или бездействия по отношению к ребёнку со стороны родителей, лиц, их замещающих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребёнка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода.
Из этих определений видно, что «жестокое обращение» включает действия, которые взрослые совершают по отношению к ребёнку, и вред, который эти действия наносят ему.
По мнению профессора М. Р. Рокицкого, под безответственным отношением к детям понимается умышленное или по причине халатности создание условий, представляющий реальную опасность для ребё нка: тяжёлые телесные повреждения, вплоть до смертельных.
В чём же заключаются причины жестокого обращения с ребёнком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество.
Одна из основных – приверженность традициям «наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребёнка в случаях неприемлемого поведения детей.
Другая причина – высокая результативность при минимальных затратах времени: ребёнку ни чего не надо объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал – по мнению взрослого, проблема решена. Но, вероятно, самая важная причина – незнание родителями других оптимальных методов воздействия. Имеет значение и структура семьи, в которой живёт ребёнок. Насилие в отношении ребёнка чаще встречается не в благополучных семьях, где являются частью семейных отношений, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена социальных партнёров у матери в неполных семьях; в дисфункциональных семьях, где на старших детей перекладываются обязанности взрослых по отношению к младшим.
Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях. Согласно требованиям Конвенции нормативно – правовым документам РФ ребёнок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.
В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» чётко указано, что к формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребёнка, систематическая и необоснованная критика. Когда ребёнку наносится физическая или психологическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдалёнными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учёбе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи. В России в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое насилие – преднамеренное нанесение ребёнку физических повреждений или травм, в результате чего у ребёнка возникает нарушение физического или психического здоровья и развития. Однако часто физическое наказание не оказывает того эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребёнка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к животным.
Один самых разрушительных видов насилия – психологический. Эмоциональное насилие – это однократное или многократное психическое воздействие на ребёнка, враждебное или безразличное отношение, а так же другое поведение взрослых, которое вызывает у ребёнка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняющего развитие и адаптацию обществе. Если раньше система общественно воспитания, фактически снимала с семьи ответственность за воспитание детей и родители целиком полагались на детский сад то в настоящие время согласно на детский сад и школу, то настоящее время согласно Семейному Кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчёркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребёнка (см приложение).
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут последний шанс на любовь. Обобщая сказанное можно сделать вывод, что нарушением прав ребё нка можно считать:
• Лишение свободы движения, уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребёнка одного (ст. 156 УК РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
• Применение физического насилия к ребёнку.
• Унижение достоинств ребёнка – грубые замечания, высказывания в адрес ребёнка.
• Угрозы в адрес ребёнка.
• Ложь и невыполнение взрослыми свих обещаний.
• Отсутствие элементарной заботы о ребёнке пренебрежение его нуждам.
• Отсутствие нормального пития, одежда, жилья, образования, медицинской помощи.
Право ребёнка на жизнь и здоровье
Конвенция о правах ребёнка определяет, что «каждый ребёнок имеет право на жизнь» (ст. 6, а государства и взрослые должны обеспечить «право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст. 27, п. 1). в России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». Исследования отечественных и зарубежных учёных доказали, что период дошкольного детства – критический период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье. Совершенно очевидно, что необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причём участниками этого процесса должны быть все взрослые как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.
Право ребёнка на образование
Статьи 28 – 29 Конвенции определяют право ребёнка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибк5ая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное и круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а так же свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребёнка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребёнка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса в детском саду. Защитить права ребёнка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучениях» от 14. 03. 2000г., в котором чётко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а так же максимальная нагрузка на ребёнка в системе дополнительного образования.
Право ребёнка на игру
«игра - ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребёнка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребёнок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребёнка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», - утверждает Декларация прав ребёнка.
Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности
«Государства участники Конвенции обязуются уважать права ребёнка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8). У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим.
Индивидуальность – великий дар природа, но его легко уничтожить в детстве, когда человек ещё не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребёнка, но и помогать малышу сохранить и развить свою индивидуальность.
Решение родительского собрания
1. Принимать ребёнка таким, какой он есть любить его.
2. Любить своего ребёнка и постоянно заботиться о нём.
3. На допускать нарушения прав ребёнка в семье.
4. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
5. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным. Насекомым.
6. Изъят игрушки, которые способствуют развитию в ребёнке жестокости и агрессии.