Петрова Мария Сергеевна
Родительское собрание «Влияние малых фольклорных произведений на развитие речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему : «Влияние малых фольклорных произведении на развитие речи детей раннего возраста»
Пояснительная записка:
В современном мире происходит переоценка ценностей, на первый план в дошкольном образовании выдвигается задача всестороннего развития ребенка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Фольклор. Консультации для родителей
- Чтение, детская литература
- Темочки
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи : лексической, фонетической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности ребенка в современном мире.
Немалую роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественная литература и фольклор.
Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить детей с устным народным творчеством, тем больше вероятность того, что ребенок начнет раньше говорить, научиться связно выражать свои мысли, эмоции.
Первые художественные произведения, которые слышит ребенок - это малые фольклорные произведения. Колыбельные песенки, потешки, прибаутки доступны для восприятия детей раннего возраста, поэтому их необходимо вводить в повседневный разговор.
Целенаправленное и систематическое использование фольклорных произведений в детском саду и дома позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Цель:
Формирование педагогической компетентности родителей о влиянии малых фольклорных произведении на развитие речи детей раннего возраста
Задачи:
Расширить представления родителей о роли малых фольклорных произведении в развитии речи детей раннего возраста;
Формировать у родителей потребность в использовании малых фольклорных произведении в кругу семьи
Активизировать и обобщать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Форма организации: Мировое кафе
Приемы активизации родителей :
- создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,
- вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,
- предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом,
- тренинговые игровые упражнения и задания.
Краткий ход родительского собрания :
Добрый вечер, уважаемые родители! Я сегодня рада поприветствовать вас в нашем кафе, сегодняшняя тема обсуждения «Влияние малых фольклорных произведении на развитие речи детей раннего возраста».
Но прежде, как и в любом кафе, я предлагаю вам налить чашечку чая или кофе, присесть за столы и настроиться на продуктивное общение.
Уважаемые родители я прошу вас сесть таким образом, чтобы у нас получилось три группы. Предлагаю вам выбрать хозяина стола, он не покидает стол и выполняет роль организатора, записывает ваши предложения по обсуждаемому вопросу. Остальные гости кафе меняют столы в ходе мероприятия, для того чтобы поделиться своими мыслями (ингредиентами) для создания своего блюда в кафе.
Каждый столик размышляет над заданными вопросами, записывает свои мысли на импровизированной скатерти.
Стол № 1 – размышляет на тему: Что такое потешки? В каких видах деятельности можно использовать потешки? Приведите примеры.
Предполагаемый ответ:
Потешка – это поучительные песенки или стешки для развлечения маленьких детей, которые сопровождаются игровыми движениями. Потешка для тех, кто плачет: (сажаем ребенка на колени, обнимаем)
«Еду, еду, к бабке, к деду (движения езды на лошадке)
На лошадке, в красной шапке,
По рытвинам, по кочкам,
И в ямку бух!» (ребенка приподнимаем и ставим на пол)
Потешка при кормлении:
«Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.»
Потешки во время игры:
«По узенькой дорожке (держим малыша за руку)
Шагают наши ножки…»
Потешки знакомят детей с явлениями природы :
Дождик – дождик пуще!
Будет трава гуще!
Потешки помогают также в постановке в речи отдельных звуков :
Петушо-о-ок, петушо-о-ок
Золото-о-ой гребешо-о-ок
Через потешки мы можем познакомить детей с музыкальными инструментами:
Ой-ду-ду-ду-ду-ду-ду! (дудочка)
Тили- бом! Тили- бом! (колокольчик)
Стол № 2 размышляет на тему: Что такое колыбельные песенки? Приведите примеры.
Предполагаемый ответ:
Колыбельные песни – байки. «Баять» - баюкать, говорить.
Укладывая ребенка спать, мать нашептывала ему, напевала свои сердечные пожелания, заветы, отдавала через эти песни тепло своего материнского сердца, свою любовь. Очень много колыбельных песен связано с образом кота. Кот в избе считался символом спокойствия, благополучия, добра. И поэтому в своих песнях мать звала кота ночевать:
Котик-котенька-коток,
котик, серенький лобок, …
Неспешный ритм, напевность располагали детей ко сну. Считается, что первоначально перед сном пели заговоры-обереги. Недаром в таких песнях обязательно упоминалось имя ребенка.
Ай-люли-люли-люли,
Прилетели журавли…
Стол № 3 размышляет на тему: Что такое прибаутки, чем они полезны в развитии речи детей? Приведите примеры.
Предполагаемый ответ:
Прибаутки – небольшие смешные стихотворные произведения, имеющие весёлый, поучительный характер, предназначенные исключительно для детей. В основе каждой прибаутки заложен свой, собственный сюжет. Использование прибауток способствует познанию себя и окружающего мира, развитию детской наблюдательности, развитию внимания и воображения, помогают овладеть родной речью, и доставляют много положительных эмоций.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок….
Каждый стол размышляет в течение 5 минут, записывает свои мысли. После моего хлопка в ладоши, гости переходят за другой стол и в рецепт блюда данного стола вносят свои ингредиенты. Хозяин стола свой стол не покидает и старается организовать работу с новыми гостями и так пока гости не побывают за всеми стола и не вернуться к себе за стол.
За тем родители представляют свои ответы, обсуждают и совместно с педагогом подводят итоги. Педагог может предложить проиграть потешку, пропеть колыбельную и т. д.
Вывод:
В заключении, уважаемые родители, хочется отметить, что детям фольклор близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играя, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками.
Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.
Предполагаемый результат (проект решения) :
1. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросе применения малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего дошкольного возраста
2. Применять в повседневной жизни элементы фольклора для активизации речи детей, в том числе, предложенные воспитателями.