МААМ-картинки

Родительское собрание «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Наталья Жукова
Родительское собрание «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание на тему : «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Публикация «Родительское собрание „Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

- формировать представление родителей о необходимости развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста;

-активизировать стремление родителей развивать познавательные интересы детей;

- способствовать взаимодействию педагогов и родителей в развитии любознательности детей.

Форма проведения: круглый стол.

Методы: выступление воспитателя по теме с использованием презентации, представление семейного опыта, дискуссия, игровая программа, рефлексия.

План работы круглого стола:

1. Вступительное слово. Обозначение темы собрания.

2. Выступление воспитателя «Растите любознательных» с презентацией.

3. Дискуссия «Шляпа вопросов».

4. Представление опыта семьи «Экспериментируем дома».

5. Игровая программа «Взрослые и дети»

6. Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников».

7. Заключительная часть - игра-рефлексия «Выбери свой цвет».

1. Вступительное слово. Обозначение темы собрания.

Тема нашего круглого стола - «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста». Эта тема действительно заслуживает внимания, поскольку нашим детям скоро предстоит отправиться в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребят или, наоборот, омрачится неудачами во многом зависит от нас, взрослых.

2. Выступление воспитателя «Растите любознательных»

Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. ФГОС ДО четко определяет, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т. е. познавательный интерес. Ученые Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. В. Зайко и др. подчеркивают, что необходимым компонентом психологической готовности к школьному обучению является наличие познавательного отношения ребенка дошкольного возраста к окружающему миру. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Значение наличия любознательности у детей велико : она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

Так что же такое любознательность? В словаре С. И. Ожегова дается следующее толкование этого понятия: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…», поэтому, говоря о развитии любознательности у детей, мы говорим о развитии познавательного интереса.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:

а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;

б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;

в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету, чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.

В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, подергать, покрутить, постукать… Он таким образом познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть, а мы, зачастую, ругаем своих «маленьких исследователей» : «Оторвешь! Разобьешь! Сломаешь!» А как еще он узнает, что книга рвется, чашка разбивается, дверь закрывается, вода проливается, если сам не попробует!

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности. Теоретические знания не укладываются в детскую психику, ребенку нужен полноценный опыт, как источник познавательных вопросов.

Внимание со стороны взрослых к детским вопросам также является способом поддержки познавательного интереса у ребенка. Не нужно отвечать на детские вопросы, полным ответом. Подталкивайте ребенка к новым размышлениям, наблюдениям. Вместо ответа спросите, как думает он сам, потому что, по мнению, В. А. Сухомлинского, «…под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».

На многие свои вопросы дошкольник может получить ответ в процессе наблюдений за окружающим миром, задача родителей обращать внимание детей на изменения, происходящие вокруг, использовать прием сравнения предметов.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. После того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный, спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ. Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, загадки побуждают его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Ученые доказали, что любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть поддержана или подавлена реакциями и действиями взрослых. Приглашайте ребенка экспериментировать вместе с вами, поддерживайте его, радуйтесь вместе с ним, ведь он «открывает» для себя то, что нам, взрослым, давно известно.

Родителям необходимо понимать, что в процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни, и тогда его познавательные интересы будут крепнуть и развиваться.

3. Дискуссия «Шляпа вопросов».

(Вопросы для обсуждения предлагаются родителям заранее.)

Листочки с вопросами складываются в шляпу.

• О чем спрашивает Ваш ребенок?

• Можно ли по вопросам ребенка судить о его интересах?

• Какие вопросы ребенка ставят Вас в тупик?

• К кому из членов семьи ребенок обращается с вопросами чаще и почему?

• Как, по Вашему мнению, правильно отвечать на детские вопросы?

• Ответы на какие вопросы не вызывают затруднения?

• Как Вы поступаете, если не знаете ответа на вопрос?

4. Представление опыта семьи Х. «Экспериментируем дома».

Опыт «Извержение вулкана»,"Прочная бумага" и др.

5. Игровая программа «Взрослые и дети»

Цель - активизация родителей на развитие любознательности детей.

1 задание.

Превратить нарисованные круги в предметы круглой формы.

2 задание.

Команды по очереди показывают соперникам какое-либо слово или действие без слов, игроки-соперники должны отгадать задуманное слово или действие.

3 задание.

Командам предлагается придумать новое применение знакомому предмету (например, газете, венику и т. д.).

4 задание.

На столах лежат листы бумаги и карандаши округлой формы, которые легко раскатываются по столу.

Командам предлагается придумать, как с помощью листа бумаги предотвратить скатывание карандашей со стола на пол.

6. Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников».

7. Заключительная часть - игра-рефлексия «Выбери свой цвет».

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех кружков красного, синего, зеленого цвета.

Красный цвет – «считаю информацию, полученную на собрании полезной»;

Синий цвет – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»;

Зеленый цвет – «мне на собрании было неинтересно»

Семинар – практикум для родителей.

Тема: «Учим детей думать, размышлять, мыслить».

(для родителей детей старшего дошкольного возраста)

Цель: оценить значимость развития мышления как механизма решения

интеллектуальных задач и других проблем.

Задачи:

- Сформулировать представления родителей о мышлении как о поиске и открытии, нового, решении проблем.

- Уяснить возможные стратегии развития мышления у дошкольников

- Отработать доступные в практике семейного воспитания приёмы развития мышления детей.

Форма проведения: родительский практикум.

Этап подготовки.

Подбор вопросов и практических заданий для отработки навыков мышления у детей с помощью родителей.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое мышление, какова его роль в перспективе жизни ребёнка?

2. Чем мышление отличается от «думания».

3. Каковы стратегии развития мышления ребёнка?

4. Можно ли заставить мыслить?

5. Проблемные ситуации как основа мышления.

6. Можно и нужно ли научить детей правильно и организованно мыслить.

Цитаты:

«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка в большей степени зависит от детского сада, школы; нет школа и детский сад имеют только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо большее влияние оказывают время, природа, и семейная жизнь. (К. Д. Ушинский).

«Воспитание ребёнка- это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей…» (Я. Корчак).

Сегодня мы поговорим с вами о мышлении наших детей. Мы хотим, чтобы, наши дети были смышлёным и любознательными, догадливыми, остроумными и сообразительными.

Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит «уметь мыслить?», разве это умение не дано нам от рождения? Разве мы не рождаемся уже умными, или «не умными», или «не очень», как в сказке П. Ершова: «старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»?

Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научится мыслить, чем тому который организовал своё мышление сам. Но для этого нужны систематические родительские усилия, а не только детсадовские занятия, поскольку, как писал известный педагог Я. Корчак: «Воспитание – это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений - тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей».

Итак, целью нашей встречи является оценить значимость процесса развития мышления ребёнка и овладеть несложными приёмами развития мышления в условиях семейного воспитания.

Нашу работу мы проведём в форме родительского практикума.

Обратите внимание, на доске изображена «лесенка познания», а рядом- фигурка родителя, который держит за руку своего ребёнка. В процессе работы фигурка попеременно ставится на ступеньки лестницы, символизирующей восхождение к постижению секретов мышления ребёнка и овладение приёмами его развития.

«Почему это важно?» (Ступени лестницы)

1- Мы хотим ребёнку только лучшего.

2- Почему это важно?

3- Мышление и «думание».

4- Стратегии взрослых

5- Как научить детей мыслить?

6- Ура! Мы победим.

Первая ступенька: мы хотим своему ребёнку только лучшего, поэтому, в первую очередь, мы должны понять. Почему мышление - это важно. И сразу возникает вопрос, представьте себе, что ваш ребёнок вырос и в силу обстоятельств попал в нестандартную ситуацию, например, профессиональную. К ней нет готового решения, и человек, имеет несколько вариантов выбора. Нужно найти тот, который с наименьшими затратами потерями ведёт к результату. Так чего же в этой деятельности больше - воспоминаний о результатах «правильного обучения» или анализа ситуации?

Мнение родителей…

Конечно, легче в описанных ситуациях тем, кто на протяжении учения и наблюдения явлений жизни постоянно попадал в ситуации выбора, имел опыт разрешения противоречий, «набивал шишки» и ошибался. Другими словами, тот, кто никогда не становился на коньки, не заскользит по ледяной глади сразу легко и красиво. Итак, уметь мыслить – значит уметь разрешать проблемы, пока учебные, а затем - жизненные и профессиональные, а для этого нужен опыт.

Хочу подчеркнуть, что умение мыслить универсально. Если ребёнок овладел им, он будет успешным во всех предметах. В подтверждение этой мысли приведу интересный факт. Известный физик, академик Ландау, погружённый в раздумья по поводу очередной гипотезы. Случайно, будучи в стенах своего академического института, перепутал этажи. В результате забрёл к учёным – географам, которые жарко спорили, ища ответ на давно минувший их вопрос. Усевшись в уголок и увлёкшись предметом спора, Ландау за 10 минут предложил поразившее всех точное решение.

Поднимаясь на следующую ступень (переставляем фигурку, мы делаем вывод: хорошо развитое мышление не имеет предметных границ и помогает человеку и в освоении наук, и в жизни и в профессии. И если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешным, вам нужно включатся в процесс развития его мышления.

Вторая ступенька: «Мышление и думание».

Мы понимаем мышление как искание и открытие нового, как решение проблем. Часто ли мы решаем проблемы и ищем новые решения? Очень редко. Мышление вообще – очень редкий процесс. Но вы можете мне возразить, утверждая, что мы почти никогда не можем застать себя не думающими. Верно, но «думание» и мышление – разные вещи. В бытовое слово «думать» входят многие процессы: воспоминание, представление, воображение. Они текут хаотично, неорганизованно и не дают продукта. И, надо признать, что людей с неорганизованным мышлением очень много. Это те, у кого «мои мысли – мои скакуны», кто начинает за здравие, а кончает «за упокой». Каждый, вероятно, бывал в ситуации, когда, задумавшись, уходил мыслью так далеко, что удивлялся и пытался раскрутить ход мыслей назад, и это оказывалось очень нелегко, потому, что он бесцелен, хаотичен. Мышление же всегда имеет цель.

Я прошу вас взять на столе листки и обратить внимание на таблицу.

Ваша задача – заполнить её признаками каждого процесса в ходе нашего общения «на второй ступеньки» это не просто и является образцом вашего мышления.

Наблюдая, воспринимая окружающий мир, ребёнок находит что – то непонятное ему, не укладывающееся в его систему причинно – следственных отношений. Отсюда многочисленные вопросы у маленьких Почемучек: «почему?», «как?», «зачем?» Все они носят исследовательский характер. Конечно, дети задают и другие вопросы: «что, где, когда?». Эти вопросы такого характера не имеют.

Участники обсуждают то, что получилось в результате заполнения таблицы.

Вариант заполнения таблицы:

Мышление Думание

Имеет цель Хаотично

Это открытие нового Воспроизведение известного

Помогает ответить на Помогает ответить на вопросы

вопросы: «почему, как, зачем?» «что, где, когда?»

Третья ступенька: «Стратегии взрослых».

Мы выяснили, что вопросы «почему, зачем?», активизируют мышление, а вопросы «где, когда?» - это вопросы к памяти. Чтобы ответить: «Почему это произошло?» требуется собственное размышление ребёнка или обращение к взрослому.

Вот тут взрослый выбирает различные стратегии прерывания размышлений ребё нка: «Подрастёшь – узнаешь», «разжевать и положить в рот», или «как сам – то думаешь».

Обмен мнениями. В конце все приходят к выводу, взрослый должен дать ребёнку не готовый ответ, а способ, с помощью которого он достигается.

Четвё ртая ступенька: «Как научить ребёнка мыслить?»

Мнение родителей…

Развивать мышление - значит, учить ребё нка:

-сравнивать

-находить аналогии

-классифицировать

-обобщать и систематизировать

-доказывать опровергать

-определять понятия

-выделять главное

ставить и разрешать проблемы.

Итак, делаем вывод: мыслить детей, мы учим через создание проблемных ситуаций, и их решение, при этом проблемный материал должен быть различным. Предлагаю вам ряд упражнений, которые можно использовать в практике семейного воспитания.

Упражнения в помощь родителям.

1. «Чем, похоже, и чем отличаются?»

2. «Назови как можно больше признаков предметов»

3. «Формулирование определений». (Что такое аквариум)

4. «Поиск аналогов» (Назови похожий предмет)

5. «Поиск предметов по заданным признакам.

Проблемные ситуации можно создавать и на «жизненном материале».

1. Ситуация на транспорте.

Ты с бабушкой едешь в автобусе. Она вышла, ты не успел. Что ты будешь делать?

1. Ситуация с огнём.

2. Ситуация с водой.

Конструктивность мышления хорошо развивается в процессе разбора бытовых ситуаций. Можно задавать детям вопросы:

- «Можно ли в квартире что- то изменить, чтобы стало удобнее?

- «Как можно исправить положение?

Замечательный способ развития мышления- коллекционирование.

Очень часто коллекционирование начинается с подаренной монеты, марки, которая расскажет о временах скифов, об античном Причерноморье. Потом к ней добавится вторая, третья, и увлечённость растёт. Так ребёнок приобщается к тайнам познания, и это очень важно для развития мышления.

Пятая ступенька: Ура! Мы победили!».

Мы убедились, что процесс мышления очень сложный.

Мыслить нельзя заставить. Вспомните родителей, с безуспешным раздражением, твердящим своим детям: «Думай, думай!». Именно потому так трудно решаются в науке и технике «спущенные сверху задачи и так легко и щедро находят решения изобретатели-энтузиасты, у которых есть внутренняя потребность к решению проблем, мышление также нельзя «отменить» или «запретить»- неразрешённая проблема продолжает тревожить, интересовать, и он к ней постоянно возвращается.

Я желаю Вам, мои дорогие союзники в деле развития мышления детей, успеха на трудном пути восхождения к его высотам. Пусть этот путь они пройдут вместе с вами. И тогда наверняка, он будет для вас не только трудным, но и счастливым.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

Родительское собрание для старшего дошкольного возраста «Растить любознательных»Родительское собрание для старшего дошкольного возраста «Растить любознательных» Цели: раскрыть значение познавательного интереса ребёнка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность. Подготовила.

Родительское собрание «Играем в сюжетно-ролевые игры» для старшего дошкольного возрастаРодительское собрание «Играем в сюжетно-ролевые игры» для старшего дошкольного возраста Тема:"Играем в сюжетно-ролевые игры" Цель:Дать родителям знания о значении сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка Задачи: Способствовать.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Цель: приобщение родителей к созданию условий для речевого развития детей. Задачи: познакомить родителей с возрастными этапами речевого.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание Тема : «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Ход родительского собрания. Воспитатель: добрый вечер,.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей детей с применением ИКТ» в подготовительной группеРодительское собрание «Развитие творческих способностей детей с применением ИКТ» в подготовительной группе Доклад: "Развитие творческих способностей детей шестилетнего возраста образовательной деятельности в ДОУ и в семье с применение ИКТ. ".

Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх»Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх» Родительское собрание в средней группе на тему «Развитие речи детей в дидактических играх» Форма проведения: родители совместно с детьми.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 декабря 2022 в 10:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Жукова (УИ 1953214) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД