Анна Романова
Родительское собрание «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни общества, является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение. А. С. Макаренко.
Семейные отношения значительно влияют на развитие личности ребёнка. Он подражает отцу. Матери, их действиям, поведению, отношениям, выражениям, манере общаться со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.
Публикация «Родительское собрание „Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Дошкольник стремится быть признанным членом семейного коллектива, быть похожим на отца и мать. Подражание усиливает любовь ребёнка к родителям, вызывает у него желание активно взаимодействовать с мамой, с папой. Мальчик, как правило подражает отцу, девочка – матери. Ребёнок стремится достигнуть со значимым для него члена семьи общего переживания в совместных семейных делах, научиться действовать как родителю
У сына на примере отца формируется представление о том, каким должен быть мужчина: трудолюбивый, решительный, смелый человек с твёрдым характером Он любит и уважает жену и как женщину, и как мать; благороден, предупредителен, чувствует ответственность за создание семьи, воспитание детей, проявляет разумную требовательность к ним; помогает жене по хозяйству; постоянно стремится к самоусовершенствованию
Велика в семье роль матери. От неё зависит воспитание у детей любви и уважения, доброго отношения к окружающим. Нравственные качества матери больше всего влияют на формирования общения в семье. Именно мать служит дочери примером в умении любить, уважать мужа, быть ему другом, мудрым советчиком, уметь духовно его поддержать в трудную минуту. Её образ формирует у дочери представление о женщине, умеющей быть выдержанной, терпеливой, деликатной, воспитывающей детей и ведущей домашнее хозяйство, стремящейся к усовершенствованию.
Правильно поступают те родители, которые активно включают дошкольников в жизнь семейного коллектива. Так ребёнок с первых лет жизни приучается к обязанностям, которые потребуются ему в будущей семейной жизни. Ребёнку, знавшему родительскую заботу, внимание, радость совместных переживаний, будет нетрудно со временем создать хорошую собственную семью.
В некоторых семьях существует неоправданная ориентация на «женскую» и «мужскую» работу. Подготовленность к семейной жизни включает в себя обучение хозяйственным умения и навыкам, а также психологическую подготовку к роли матери и отца.
Игра – основная деятельность дошкольника. Ведущая её роль заключается в многогранном воспитательном воздействии ребёнка.
В старшем дошкольном возрасте, когда возникает необходимость в целенаправленной подготовке к школе, игра ребёнка не должна «сворачиваться» взрослыми. Именно в этом возрасте старший дошкольник овладевает умениями налаживать с партнёрами игровые и реальные отношения. У него появляется возможность договариваться, как и во что играть, как распределить роли, строить свои отношения со сверстниками на тех нравственных нормах, которые ребёнок усвоил от окружающих его взрослых.
Игра тогда становится важным средством нравственного воспитания, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь неудач. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание. Игра особенно напоминает по форме организации трудовой коллектив взрослых.
Чтобы играть вместе, каждому приходится добровольно отказываться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях. Иначе игра не состоится.
Станет ли игра эффективным средством нравственного воспитания – во многом зависит от родителей : от того, какие игры поощряются отцом и матерью; какие покупаются игрушки; как в семье проводятся праздники и развлечения.
Большое значение имеет также игра взрослого с ребёнком, его наблюдения за самостоятельными играми ребёнка с куклами, с партнёром или партнерше. Однако такие игры редки в семье. Часто дети жалуются: «Я играю одна в дочки – матери». Мама и папа никогда не играют со мной, иногда со мной играет Даша (соседская девочка). Тогда я – мама, а она – папа.
Дети часто задают вопросы, касающиеся взаимоотношений взрослых членов семьи, стремясь удовлетворить обычную детскую любознательность, постичь смысл поступков и отношений взрослых. Родители же нередко уходят от вопросов детей. Не бойтесь детских вопросов. Кратко, в спокойной тоне отвечайте детям. Дети должны видеть и чувствовать доброжелательное к себе отношение окружающих, заботливое, внимательное отношение членов семьи друг к другу.
Игры детей старшего дошкольного возраста требуют целенаправленной, продуманной организации со стороны взрослых. Иначе возможен разрыв между жизненным и игровым опытом ребёнка. Если родители искренне интересуются играми сына или дочери, серьёзно, с уважением относятся к ним, то ребёнок не испытывает в их присутствии неловкости, доверчиво делиться с ними своими замыслами о том, во что ему хочется поиграть, прислушивается к совету старших.
Проанализируйте ситуации со стороны:
«Серёжина мама периодически уезжает в командировку. Её возвращение – праздник в семье: к чаю покупают торт, в вазе свежие цветы, а на тумбочке - Серёжины поделки. В этой семье все внимательны друг к другу, каждый учувствует в домашних делах. Шестилетний Серёжа в меру своих сил и возможностей помогает. У него есть свои обязанности: моет посуду, подметает пол, иногда покупает хлеб, содержит в чистоте игрушки.
Когда мама приходит после работы позже обычного, то её уже ждёт накрытый стол. «Давай помогу», - то и дело слышит она от сына. «Я как папа – помогаю маме, - говорит он с гордостью в детском саду. Мальчик вырастёт добрым, отзывчивым.
«Если за шестилетним Мишей в детский сад приходит отец, то мальчик быстро убирает свои игрушки, самостоятельно одевается и спокойно идёт домой… Иная картина, когда за ним приходит мать. Она подолгу ждёт сына, так как тот не торопится оставить группу, продолжает играть с ребятами. Часто требует, чтобы его одевала мама. Случается капризничает: «Почему ты пришла. Почему не пришёл папа?»
Воспитательница подметив такую двойственность в поведении мальчика, решила побеседовать с ним. Спросила: «Как прошёл выходной? Где и с кем ты был?» Миша рассказал, что они с отцом ездили к бабушке.
-А мама тоже ездила с вами к бабушке?
-Нет. Мама дома осталась, у неё много работы было! – сказал он
Вечером за Мишей пришёл папа. Зашёл разговор о сыне, о вчерашней поездке. Как бы между прочим воспитательница спросила, а мама мол, довольна поездкой?
-Мама осталась дома, - ответил отец, - она у нас не очень-то расторопна, дела свои доделывала, - сказал отец с чуть скрываемым раздражением в присутствии сына.
- Да, она у нас копуша! – подхватил мальчик»
Сделайте выводы! В чём причина такого отношения ребёнка к своей маме?
Мы с вами сейчас представим себя маленькими детьми и поиграем. Разделимся на 3 группы. Одна группа будет играть в «Доктора», вторая группа будет играть в «Семью», и третья группа будет играть в «Путешествие…». Можно использовать в игре все игрушки, ткани, костюмы, веревки, палочки, стулья, скамейки, то есть все что вы видите в группе. Для подготовки нам понадобиться 10 минут.
Далее каждая группа родителей поиграла в предложенную игру. Остальные две группы наблюдали.
Вопросы:
1. Какие возникли сложности в игре?
2. Может ли игра чему – то научить? Что развивает игра?
Рекомендации:
- Стараться постепенно усложнять игры, чтобы ребенок развивался.
- Создавать домашнюю систему игр с ребенком. В одни игры играет папа, в другие мама, в какие-то бабушки, дедушки, а в некоторые рекомендуется играть всей семьей.
- Оказывать внимание и уважение ко всем детским играм
- Проявлять инициативу и желание участвовать в игре.
- Приобщить пап играть с ребенком.
- Место для ролевой игры принципиального значения не имеет.
- Игры должны периодически повторяться, чтобы ребенок понял, чему он научился.