Наталья Белова
Консультация «Профориентация детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Профориентация детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игр.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
«Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.).
В развитие идеи непрерывной профессиональной ориентации при введении вариативного и профильного обучения целесообразно, учитывая особенности психологического развития ребенка, осуществлять раннюю профессиональную ориентацию ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. Разработчики программ дошкольного образования включают в различные разделы этого документа сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, формирование трудовых навыков и т. п. с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых.
Однако психологическое и педагогическое понятие «ранняя профессиональная ориентация», отнесенное к детям дошкольного возраста
(3--7 лет, психологами и педагогами видимо не сформулировано, так как в научной психологической и педагогической литературе оно не встречается. Однако в публицистической литературе выражение «ранняя профессиональная ориентация» встречается как раз применительно к данному возрасту.
Дошкольный возраст характеризуется малодифференцированными представлениями детей о мире профессий, известных лишь по названиям и некоторым внешним признакам (по форме одежды, манере поведения, оценкам окружающих людей и т. д.). Другая черта этого возраста -- неадекватное, часто неопределенное, ситуативное представление о собственном ресурсе и возможностях его развития, к тому же связанное с неумением сопоставить его с условиями и требованиями профессиональной деятельности.
Развитие ребенка, как известно, представляет собой взаимодействие, в котором ребенок является одной из сторон. Второй стороной в этом процессе на первых порах является, по крайней мере, один взрослый.
Потребность действовать «как взрослый», который является для ребенка исходным «образом мира», и может быть удовлетворена не только в ролевой игре, но и в доступном силам ребенка общественно полезном труде. И особо подчеркивает, что позиция второго участника взаимодействия -- взрослого -- имеет решающее значение как на начальных этапах формирования человека как субъекта труда -- в виде конкретных осознанных (или стихийных) педагогических (или антипедагогических) воздействий взрослых на детей, так и в развитых формах труда взрослых-профессионалов -- в виде позиции общества по отношению к ним.
Также взрослым следует работать над формированием положительной оценки старшими дошкольниками труда взрослых. Простой анализ общественных ситуаций ролевой игры, посредством которой дошкольники, как правило, реализуют эту потребность, показывает, что основное место в них занимают именно трудовые и профессиональные действия взрослых (играющий ребенок водит машину «как папа», готовит еду «как мама», лечит «как доктор», учит «как учительница» и т. д., бытовые и производственные сюжеты, социальные профессиональные роли.
Известное противоречие между потребностью ребенка-дошкольника действовать «как взрослый» и невозможностью ее адекватного удовлетворения в самостоятельной деятельности обусловлено рядом причин:
а) недостатком физических сил для пользования предметами и средствами труда;
б) отсутствием знаний и умений;
в) отсутствием материальных условий;
г) запретом взрослых и др.
Очевидно, что причины б, в, г) устранимы при соответствующей позиции взрослых, которые могут научить, создать материальные возможности, снять запрет, разъяснить и оказать помощь на первых порах, т. е. иными словами создать «зону ближайшего развития» ребенка как субъекта труда.
Можно предположить, что естественная потребность ребенка действовать «как взрослый», находя реализацию в совместной со взрослыми трудовой деятельности и сюжетно-ролевой игре, содержащих объективные возможности для развития всех психологических признаков субъектов труда.
Для того, чтобы старшие дошкольники понимали, всю важность трудовой деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых, следует работать над формированием представлений старших дошкольников на мир профессий.
.
Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.
В рамках работы в целях формирования у старших дошкольников положительного отношения к труду взрослых, можно порекомендовать программы по формированию представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире профессий. Работа с детьми должна знакомить детей 5--7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.
Программа должна включать в себя введение, формулировку задач и путей их реализации по годам жизни ребенка, рекомендованный перечень игр и примерный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр.
Подборка игр должна производиться по возрастным диапазонам и может варьироваться сообразно местным условиям. Игры включают ролевое участие детей в максимальном числе понимаемых для данного возраста профессий по типам и классам с опорой как на профессии ближайшего окружения, так и на «экзотические» профессии (с системой обязательной предварительной подготовки детей). Тематика игр должна частично повторяться в каждой возрастной группе в более расширенном и усложненном виде.
Программа должна учитывать всю тематику сюжетно-ролевых игр с производственными и бытовыми сюжетами основной и других программ ДОУ и дополняться значительным количеством сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности.. Она должна учитывать соответствие возрастной динамики развития детей и смысловое содержание сюжетно-ролевых игр. Каждая игра должна предусматривать для каждой роли полный цикл «профессиональных действий» и их логическую завершенность. Игры группируется как с учетом требований основной программы, так и с учетом сезонного труда взрослых и пр. В программу должны быть введены игры, отражающие современные социально-экономические отношения и новые профессии, связанные с элементами рыночной экономики.
В старшей группе (5--6 лет) поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, почта, аптека, поликлиника и т. п., совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, повара, милиционера, шофера, моряка, летчика и т. п.). В играх на тему «Транспорт» совершенствуются знания правил движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей, моделируют их профессиональное поведение.
И, наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевой игре работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолетах летают пилоты, но могут быть и механики, радисты, штурманы; на пароходах есть капитаны, штурманы, рулевые, матросы и т. д. Развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг. Они выбирают роли, обмениваются ролями, «вживаются» в роль.
Мы рекомендуем, чтобы все результаты наблюдений за детьми в игре заносить в творческую книжку дошкольника, анализировать. На основе данных наблюдений проектировать дальнейшую развивающую работу с детьми.
Итак, на основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.