Ольга Махлышева
Родительское собрание «Мотивация как потребность»
▼ Скачать + Заказать документы
Махлышева Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
«Мотивация как потребность»
Мотивация как потребность
Ставка на подрастающее поколение – это императив современной российской истории. Нельзя построить демократическое экономически эффективное общество, уважающее традиции народов, его составляющих, без заинтересованного отношения молодежи. Изучение подрастающего поколения всегда увязывалось с поиском ключа к пониманию будущего. Подрастающее поколение глубже всех других возрастных групп улавливает "дух времени", острее переживает и точнее различает в нем подлинность и фальшь.
Публикация «Родительское собрание „Мотивация как потребность“» размещена в разделах
Кто же такие подростки? Каков их внутренний мир? Каково их окружение? Какие поступки совершают дети? Кто за них в ответе?
Коротко и однозначно ответить на эти вопросы невозможно. Но….Одно остается несомненным, одинаковым для всех: подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, «переходный период», особый путь от детства к взрослости.
Цель нашего собрания : обратить внимание вас, как родителей на вопрос мотивации, проанализировать систему взаимодействия с ребёнком, оказать профилактическую помощь по проблеме правонарушений через формирование устойчивой жизненной позиции.
Вопрос о мотивации, возможно, является самым важным во всей системе развития человека. Если люди мотивированы для поиска личных целей, то их жизнь становится значительной и осмысленной. Жизнь человека характеризуется тем, что люди всегда почти что-то желают.
Мотивация (в широком смысле) – это всё, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, идеалы…
Потребность-- состояние, присущее живым организмам, выражающее их зависимость от объективных условий существования и развития, которое выступает источником различных форм их активности.
Американский психолог Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации, в 1950-е годы ХХ века.
В основе теории лежит тезис о том, что поведение человека предопределено рядом базовых потребностей, которые можно выстроить в определенной иерархии.
С точки зрения Маслоу, эти потребности являются универсальными, т. е. объединяют всех людей независимо от цвета кожи, национальности, стиля жизни, привычек, манеры держаться и прочих внешних проявлений.
Люди имеют множество различных потребностей, их можно разделить на пять основных категорий
Физиологические потребности
Самые насущные, самые мощные из всех потребностей. Человек, живущий в крайней нужде, обделенный всеми радостями жизни, согласно теории мотивации Маслоу, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический, а не эмоциональный голод. По мнению Маслоу, если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком. Желание писать стихи, приобрести автомобиль, интерес к родной истории, страсть к желтым ботинкам — на фоне физиологических потребностей все эти интересы и желания либо блекнут, либо пропадают вовсе, т. к. человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды.
Потребность в безопасности
После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в стабильности, защите, свободе от страха, тревоги и хаоса, в порядке, законе, ограничениях).
Мотивируют человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения.
Потребность в принадлежности и любви
После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности удовлетворены, согласно теории мотивации Маслоу, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, жаждет теплых, дружеских отношений. Ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека.
Мотивирует чел. к близким взаимоотношениям с другими.
Потребность в признании
Каждый человек, постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств. Каждому из нас необходимы как уважение окружающих нас людей, так и возможность уважать самого себя. Подростку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы.
Потребность в самоактуализации (самореализации)
Данные потребности заключаются в здоровом развитии способностей подростков, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно.
Мотивация детей на самопознание и саморазвитие и формируя в них правильную систему целеполагания, мы, взрослые как кирпичики, закладываем фундамент духовно-нравственного, успешного, целенаправленного жизненного ориентира. Если из данной сложенной пирамиды выпадет одно из составляющих, это приведёт к разрушительным последствиям.
Притча о Цели жизни
В один из солнечных дней Хинг Ши вышел прогуляться по берегу реки, сопровождаемый тремя своими учениками. Остановившись на берегу, Хинг Ши сказал:
- Посмотрите на реку, она - сама Жизнь, то мерно, то бурно протекающая. Река меняется с каждым мгновением, никогда не повторяя свой облик дважды.
Ученики долго смотрели на реку, пока мудрец не спросил их:
- А как вы бы стремились к своей цели?
Первый ученик сказал:
- Я бы всегда боролся с течением, плыл против него вперёд, к своей цели, - отважно сказал один.
- Это хорошо, - сказал Хинг Ши, - но ты рискуешь однажды утонуть, так и не справившись с рекой. Мой тебе совет - до того, как плыть против течения, узнай, лежит ли путь к твоей цели наперекор ему.
Второй ученик сказал:
- А я бы плыл по течению, как тот лепесток, что скользит по волнам, и набирался бы опыта в пути. - Это хорошо лишь в том случае, если течение несёт тебя к твоей цели, в противном случае ты, действительно, уподобляешься лепестку, которому всё равно куда плыть, ибо ему так же не важно в какой заводи сгнить, - заметил Хинг Ши.
Третий ученик ответил:
- А я бы плыл к своей цели, постоянно меняя тактику, то отдаваясь на волю течения, то стремясь его побороть. Я бы обходил опасные места, останавливался на отдых, но потом, отдохнувшим и окрепшим, всегда продолжал свой путь.
- Твой ответ хорош, и достаточно мудр - заметил Учитель…
Давайте будем учителями нашим детям, ориентировав их в жизненном пространстве.