Приложение МААМ

Родительское собрание «Загадка как эффективное средство развития воображения»

Надежда Травникова
Родительское собрание «Загадка как эффективное средство развития воображения»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Организационный момент

-Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами поговорим о воображении.

Для начала, давайте узнаем Ваш уровень воображения.

Для этого пройдем тест. (Приложение №1)

2. Теоретическая часть

Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку - “грушу, которую нельзя скушать”, и ножницы, у которых “два конца, два кольца, посередине гвоздик”.

Публикация «Родительское собрание „Загадка как эффективное средство развития воображения“» размещена в разделах

На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас. Они развивают чувство юмора. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело.

Загадка - один из древнейших жанров устной народной поэзии.

Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.

В настоящее время загадки также широко используются в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной и игровой деятельности ребенка.

Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление творческое воображение).

Последнее время все чаще говорят о приобщении детей к истокам русской культуры, так как долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Не воспитывалось отношение к народному искусству, как к национальному достоянию. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.

Также загадка знакомит ребят с радостью мышления, направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия. Загадка – вид устного народного творчества, там же определяется ее сущность: «вопрос или задание, которое требует разгадки».

Выделяют два основных признака загадки с позиции ее педагогического исследования в педагогических мероприятиях с дошкольниками.

Во – первых, главным жанровым признаком загадки является требование отгадать ее. Это стимулирует мыслительную активность, интересует детей, вызывает их интерес, желание.

Во – вторых, основными языковыми особенностями являются яркость образов, их описательность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа. Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».

Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.

Играя с детьми в игру «Угадай-ка», направленную на формирование умений отгадать загадку и объяснить отгадку, у них появилось желание придумать свои собственные загадки. Первые попытки придумать свои загадки стали не успешными. Дети пришли к выводу, что не умеют самостоятельно, без помощи взрослых сочинить загадки, которые можно загадывать детям и взрослым.

3. Практическая часть.

Вот и для Вас я сегодня приготовила загадку, которую мы с Вами отгадать.

(Сценарий занятия «Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь», приложение №2)

4. Заключительный момент.

Молодцы! Мы хорошо с Вами потрудились. А в заключение я Вам приготовила последнее задание: «Дорисуй картинку» (Приложение №3) ., для того чтобы посмотреть ещё и Ваши творческие способности. Анализ рисунков.

- Спасибо, за того что Вы сегодня пришли! А чтобы вы не забыли о нашей встрече, я вам подарю памятки : «Роль загадки в развитии ребенка» (Приложение №4)

Приложения

Приложение №1

Тест «Определение уровня воображения».

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо «да», либо «нет».

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая – отрицательный.

1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1)

2. Часто ли вы скучаете? (1, 2)

3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя! (1, 0)

4. Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1)

5. «Широко» ли вы пишете, много ли занимаете места на бумаге? (1, 0)

6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды? (2, 1)

7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (0, 1)

8. Слушая музыку, представляете ли вы какие либо образы, связанные с ней? (1, 0)

9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1)

10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0)

11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0)

12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь, смотря кино? (1, 0)

Итак, подсчитайте очки.

14-17-очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако, немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Приложение №2

Знакомство с загадкой. Самостоятельное отгадывание.

Загадка : «Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь?»

Что надо учитывать, когда отгадываешь загадку?

Это называется условием загадки.

Какое условие у нашей загадки? (условие загадки фиксируется на доске, для дошкольников лучше фиксировать в виде рисунка-схемы)

– Назовите свои варианты отгадки

Как же нам разобраться, какие отгадки подходят, а какие нет?

Проверка версий детей.

Давайте проверим ваши версии. Является ли отгадкой мяч?

По размеру, можно сказать, что он маленький?

Значит не мяч, а мячик.

По форме мячик кругленький?

А за хвост его поймаешь?

Можем мы принять эту отгадку?

Почему?

Какие условия нарушены?

– Какой вариант, из предложенных вами, похож на вариант мяч?

В чем их схожесть?

Давайте проверим следующую отгадку.

Подходит эта версия?

Проверяем версию кошка. Походит эта отгадка?

Таким образом, отвергаются все версии, меняющие хотя бы одно условие.

Давайте проверим версию колобок.

Соблюдаются условия загадки?

Колобок – это реально существующий герой?

Проверяем версию мышка.

Условия соблюдаются?

А почему ее за хвост не поймаешь?

Принимаем эту версию? Почему?

Какие еще варианты подходят под эту идею – быстрый, ловкий?

Объясните, почему вы так считаете.

Версии, имеющие другие идеи.

Проверяем версию:

Условие загадки соблюдается?

– А почему его не поймаешь за хвост?

– Значит, ежика не поймаешь, потому что это опасно, а кто еще подходит под эту идею – опасно?

А разве змея маленькая и кругленькая?

Проверяем следующую версию. Клубок.

Условие загадки соблюдается?

Значит, клубок не поймаешь, потому, что взяв за нитку, сам клубок не возьмешь.

Остался еще один, предложенный вами вариант – солнце.

Проверяем версию на соблюдение условий загадки.

А, что можно считать его хвостом? Принимаем эту версию?

Какие еще варианты подходят под эту идею – не могу схватить из-за того, что очень далеко.

Удалось нам решить задачу?

Сколько идей у нас получилось и какие версии им соответствуют?

Варианты ответов: Мяч, яблоко, колесо, шарик, лимон, груша, кошка, мышка, зайчик.

то, что в ней говорится…

маленький

кругленький

за хвост не поймаешь…

Варианты отгадок детей:

Мяч, яблоко, колесо, шарик, лимон, груша, кошка, мышка, зайчик, рыбка, птичка, колобок, солнце, клубок ниток, ветер, ежик, змея…

надо смотреть на условие и сравнивать его с отгадкой

Версия 1: мяч.

мяч может быть большим, мячик – маленький

да, мячик круглый

нет, у мячика нет хвоста

нет, не можем

не все условия выполняются

было нарушено условие – маленький, но мы, изменили на мячик и это условие стало соблюдаться, не соблюдается третье условие – у мячика нет хвоста. Поэтому мячик не подходит.

колесо, шарик

и мяч, и колесо – круглые по форме, но по размеру не маленькие и нет хвоста

Лимон (груша)

Нет, лимон по форме не круглый.

Нет. Кошка не маленькая и не кругленькая.

Колобок маленький и кругленький. Эти условия соблюдаются, но у него нет хвоста. Это условие нарушается.

Нет – это сказочный герой, а наша отгадка должна быть реальной. Значит, колобок нам тоже не подходит.

Да. Мышка маленькая, кругленькая и хвост есть.

Ид. 1: Она очень быстрая, ловкая.

Да. Условия загадки соблюдаются, это может быть в жизни.

Зайчик, рыбка, птичка.

Версия – Ид. 2 – опасно. Ежик (змея).

Ежик, когда свернется в клубок – маленький и кругленький и у него есть маленький хвостик.

Он может уколоть. Это опасно.

Змея. Она может ужалить.

Змея, когда свернется в клубок, становится круглой формы, бывают маленькие ядовитые змейки.

Ид. 3 – не поймаешь сам предмет. Клубок.

Да. Клубок кругленький и маленький. За хвост его не поймать, потому что, потянешь за нитку, а сам клубок не возьмешь.

Условия соблюдаются.

Ид. 4 - Солнце круглое, по размеру оно большое, но видим мы его маленьким, а за хвост его не поймать, потому что оно очень далеко.

Солнечные лучи.

- Да.

Это звезды, комета, др. планеты…

Удалось.

Ид. 1: - Она очень быстрая, ловкая (мышка)

Ид. 2: – опасно. Ежик (змея).

Ид. 3: – не поймаешь сам предмет. (Клубок)

Ид. 4: – не могу схватить из-за того, что очень далеко (солнце, звезды)

Приложение № 4

Памятка для родителей

Роль загадок в развитии ребёнка

Загадки дошли до нас из глубины веков. Это сокровища русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. Они приносят радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, учат ценить в жизни ценность и справедливость.

Произведения фольклора и древней литературы свидетельствуют о том, что зачастую с помощью загадок проверялись сообразительность и мудрость того или иного героя. Со временем они превратились в средства воспитания и обучения. Поиски отгадок развивают сообразительность, догадливость, приводят ребёнка к пониманию связей между предметами и явлениями и осознанию единства окружающего мира. Загадки питают образный строй речи, поддерживают выразительность обыденных представлений и делают их более ясными, привлекательными.

Воспитательные и образовательные возможности загадок многообразны. Они вводят ребёнка в мир народной поэзии доставляя ему эстетическое наслаждение. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому образному слову. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска, как обязательного условия успешной познавательной деятельности. Занимательная форма загадки делает учение ненавязчивым, интересным. Поэтому использование загадок поможет оживить любое занятие.

Подбор загадок определяется возрастными возможностями детей и задачами всестороннего развития и воспитания :стремление активизировать умственную деятельность, заинтересовать, увлечь детей, углубить понятия и представления, закрепить полученные знания и умения.

Приложение № 3

Незаконченные фигуры. Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей. Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п. Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как эффективное средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка-это получение ребёнком знаний о свойствах предметов: форме, величине, размере, запахе, вкусе и т. д. Виды сенсорных.

Игра-инсценировка как эффективное средство развития самостоятельной речевой активности детей 2– 3 лет «Игра - инсценировка как эффективное средство развития самостоятельной речевой активности детей 2– 3 лет». В своей фундаментальной работе.

Трудовая деятельность, как эффективное средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные.

Мастер-класс «Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей»Мастер-класс «Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей» Мастер класс по теме «НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Ход мероприятия - Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Малые фольклорные жанры как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми необходимо читать.

Мастер-класс «Игры с именами признаков как эффективное средство познавательного развития дошкольников» Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития мышления детей» Цель: повышение профессионального умения педагогов в вопросах использования занимательных игр и упражнений для развития мышления детей дошкольного.

Родительское собрание «Игра как средство развития фонематического слуха» "Игра как средство развития фонематического слуха" Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Зачем же нужен.

Родительское собрание во второй младшей группе «Математическая деятельность как средство развития интеллекта» Родительское собрание во 2 мл. гр. Воспитатель: Ручкина Н. В. Тверская обл., г. Ржев, МДОУ детский сад №23 «Звёздочка» ТЕМА: «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ.

Театрализация как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста Речь является одним из важных приобретений ребенка в детстве. В активизации речевой деятельности детей огромную роль играет театрализация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Загадка как эффективное средство развития воображения»
Опубликовано: 12 октября 2018 в 14:32
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Загадка как эффективное средство развития воображения»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Травникова (УИ 609804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД