Губанова Елена
Родительское собрание «Любить ребенка. Как?»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения родительского собрания: «Семинар - практикум».
Цели: показать значимость гармоничного личностного развития дошкольников через общение со взрослыми;
способствовать осознанию родителями значимости воспитания детей.
Структура:
1. Подготовительный этап.
Цель: выявление уровня компетенции родителей по вопросам знания психологических особенностей детей 5-6 лет.
2. Приветствие. Сообщение о психологических особенностях возраста.
Публикация «Родительское собрание „Любить ребенка, Как?“» размещена в разделах
Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями детей среднего возраста 5-6 лет.
3. Тест: «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку».(тест составлен Н. И. Дереклеевой.)
Цель: помочь родителям выяснить основу своего отношения к ребенку.
4. Упражнение «Портрет моего ребенка».
Цель: помочь родителям увидеть положительные стороны ребенка.
5. Обсуждение памятки для взрослых.
6. «Безусловное принятие». Что это значит?
7. Игры для детей:
«Поймай зайчика».
Цель: снять эмоциональное напряжение, излишнюю двигательную активность.
«Покажи нос».
Цель: развивать представление и воображение ребенка.
«Ласковые лапки».
Цель: снять напряжение, снизить зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие,гармонизировать отношения между взрослым и ребенком.
«Разговор с руками».
Цель: научить детей контролировать свои действия.
8. Подведение итогов. Принятие решений.
Ход собрания:
На фоне музыки ведущая читает стихотворение:
"Что может быть прекраснее счастливых детских глаз?
Пускай детишки разные, все умиляют нас.
Со щечками, с веснушками, с прическою и без,
Кто с мамиными ушками, кто копия – отец.
Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем,
Машинками играются и прыгают с мячом.
Такие они разные все наши малыши,
Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи…"
Ведущая: Добрый вечер, уважаемые родители, гости. Тема нашей сегодняшней встречи «Любить ребенка. Как?» Предоставим слово психологу школы.
Психолог: Дошкольный возраст – период активного освоения социального пространства. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, игровые отношения и общение со сверстниками. Во взаимоотношениях с другими людьми находится источник переживаний ребенка. Ведущая деятельность сюжетно-ролевая игра, структуру которой составляют:
- роли, которые на себя берут дети (продавец, врач, и др.);
- игровые действия, посредством которых дети реализуют себя в роли взрослых и отношения между ними;
- игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещаются игровыми предметами (стул-поезд);
- реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, которыми регулируется ход игры.
Влияние игры на психическое и личностное развитие.
1. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Развивается произвольное восприятие, внимание и память. Потребность в общении со сверстниками вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, что требует специальных усилий и целенаправленности.
2. Развивается мышление – мысль переходит в действие в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете.
3. В игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, их образы и действия, т. е. развивается воображение.
4. Влияет на развитие личности, так как ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.
5. Развивается знаковая функция речи (предмет –знак –его наименование).
6. Способствует развитию рефлексии как умению соотносить действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции – исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) её исполнения.
7. Развиваются продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности:
умение воспринимать форму, цвет, величину, температуру, свойства поверхности;
умение выделять соотношение звуков по высоте, ритмический рисунок музыки;
совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов,
последовательность событий и разделяющее их промежутки времени;
ребенок учится внимательно слушать чтение литературы, рассматривать картинки;
ребенок учится самостоятельно мыслить, рассуждать, высказываться;
формируются целенаправленная сосредоточенность и запоминание;
ребенок постепенно учиться повторять, осмысливать, структурировать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании;
формируются действия воображения: замысел, образ воображаемого предмета и действия с ним;
развивается словотворчество.
- У кого есть вопросы, задавайте.
А сейчас проведем тест «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?»
Если Вы согласны с приведенными утверждениями, запишите себе 1 балл, если не согласны – 0 баллов.
Тест.
1. Иногда немного жаль, что ребенок вырастает и становится взрослым.
2. Если ребенок говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а фантазирует.
3. Современные школьные программы очень сложны.
4. Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
5. Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо его похвалить и за усилие.
6. Наивная непосредственность – достоинство детского возраста, а не недостаток.
7. Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампочка-ночник.
8. Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.
9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые важнее недостатков.
10. Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы педагоги относились к нему доброжелательно.
11. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины прирожденные воспитатели.
12. В детстве всем необходимы занятия спортом.
13. За семейным столом лучшие кусочки должны доставаться детям.
14. Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого.
15. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей –до поры ограждать его от них.
15 баллов.
Отец: вы недооцениваете роль мужчиныв воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована настроением, а не его поведением.
Мать: вы очень любите ребенка, но забываете о том, что он вырастет, и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.
8 -14 баллов.
Отец: в воспитании ребенка существует отстраненность.
Мать:ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.
Менее 8 баллов.
Отец: не судите слишком строго своего ребенка.
Мать: вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.
(ОБСУЖДЕНИЕ ТЕСТА, ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ)
Попробуем составить портрет своего ребенка. Для этого нужно написать в две колонки положительные и отрицательные качества ребенка. (АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ. СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОРТРЕТА.)
Воспитатель:
Если хотите, чтобы дети как можно раньше научились следовать вашим указаниям, управлять своим поведением, пытайтесь вводить в повседневную жизнь ребенка не очень сложные правила. Это поможет ему лучше ориентироваться в ситуациях, придаст уверенность, избавит вас от чтения бесконечных нотаций.
Чтобы правила оказались более эффективными, следует учитывать некоторые условия (памятки лежат на столах):
Памятка:
- правило должно быть конкретным;
- одно и тоже правило лучше повторить несколько раз;
- правило должно быть не только произнесено, но и нарисовано;
- повторяя правило, постарайтесь, чтобы оно прозвучало не как приказ или указание, а как доброжелательный совет;
- формулировка правила должна быть позитивной (лучше сказать: «Говори тихо», а не «Не кричи»;
- обосновывайте для ребенка применение правила;
- если ребенок испытывает правило на «прочность», провоцируя вас на окрик или шлепок, оставайтесь спокойными и «твердыми» в выполнении правила;
- взрослые должны неукоснительно выполнять правила, введенные ими.
Существует понятие: «Безусловное принятие», а что это такое?
Безусловное принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и т. д., а просто так, просто за то, что он есть.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувствами, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Они у него возникли, значит для этого есть основания.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие.
Вот несколько игр для детей на снятие напряжения, снижение агрессивности, развитие воображения, памяти.
Игра «Поймай зайчика».
Цель: снять эмоциональное напряжение, излишнюю двигательную активность.
Солнечные зайчики –
Прыг, прыг, скок.
Прыгают как мячики,
Прыг, прыг, скок.
Взрослый показывает ребенку солнечного зайчика на стене, обращает внимание на то, как он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает. Иногда зайчик убегает, прячется в норку и затихает.
Игра «Покажи нос».
Цель: развивать представление и воображение ребенка.
Взрослый читает стишок, а дети показывают:
Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы играть.
Вы смотрите. Не зевайте. И за мной вы повторяйте,
Что я вам сейчас скажу и при этом покажу
«Уши-уши» (дети показывают уши)
«Глазки-глазки»
«Ручки-ручки» и т. д.
Затем взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую.
Игра «Разговор с руками».
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Ход игры. Обвести на листе бумаги силуэты ладоней, затем предложить ему оживить ладошки – нарисовать им глазки ротик раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать», «Чего не любите делать» «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом, важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру можно заключением договора между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть, никого не обижать.
Игра «Ласковые лапки».
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Подведение итогов собрания.
1. Оценка родителями пользы родительского собрания, заполнение оценочной анкеты после собрания «Изучение мнения родителей».
* Ваше мнение о проведённой встрече?
- бесполезная
- полезная
* Ваше мнение о предоставленной информации?
* Как вы думаете, благодаря этой встрече будет ли вам проще общаться с вашим ребёнком?
* Как часто необходимо проводить такого рода собрания?
- 1 раз в месяц
- 1 раз в квартал
- 1 раз в полгода
- 1 раз в год
2. Выдача родителям памяток, буклетов игр по теме собрания.
Проект решения:
1. Воспитателям подготовить и провести семинар – практикум для родителей (совместно с детьми) «Поиграй – ка»
2. Воспитателям оформить периодически обновляющуюся наглядность «Психологически здоровый ребенок» в уголке для родителей.
Список используемой литературы:
1. Горбушина О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения. -СПб. :Питер,2008.
2. Стребелева Е. А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М:УЦ Перспектива,2014.