Пятовская Марина Станиславовна
Родительское собрание для родителей подготовительной к школе группы «Использование мнемотехники в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание для родителей подготовительной к школе группы «Использование мнемотехники в работе с детьми»
воспитатель первой квалификационной категории,
МКДОУ Детский сад №7 «Чебурашка» г. Мирный Архангельская обл.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание для родителей подготовительной к школе группы „Использование мнемотехники в работе с детьми“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
• приобщение родителей воспитанников подготовительной группы к участию в жизнедеятельности детского сада
• создать доброжелательную обстановку, положительные взаимоотношения между родителями и педагогами. Достичь оптимального уровня взаимодействия педагогов и семьи через систему социального партнёрства и внедрения нетрадиционных форм работы
• дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;
• дать рекомендации по использованию мнемотаблиц.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
В настоящее время, отмечено специалистами, наблюдается массовое явление низкого уровня речевого развития. Это связано с всемирной компьютеризацией. Речевой опыт детей стал ограниченным, языковые средства –несовершенными, разговорная речь бедна, малословна, снижается интерес детей к чтению. Поэтому формирование связной речи имеет важное значение в общей системе дошкольного образования. В основе - изучение произведений природоведческой детской литературы таких авторов, как Н. Сладков, В. Бианки, К. Ушинский, Г. Скребицкий и другие. Пересказ - один из основных видов работы по формированию связной речи. Он способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания.
Мнемотехника или искусство запоминания впервые появилось в древней Греции и сохранилось до наших дней в виде специальных приемов, авторы которых по-разному решали эту проблему.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Цель: формировать у детей интерес к заучиванию стихов; расширение словарного запаса, развитие связной речи дошкольников.
Прогнозируемый результат: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется интерес к заучиванию стихов; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Методика использования начинается с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам, позже- к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
При заучивании стихотворений с детьми часто случается такая проблема: дошкольники плохо запоминают стихотворения, а также у них западает монологическая речь, в том числе пересказ. Методика мнемотаблиц или мнемотехнике помогает нам в преодолении этих трудностей. Примером может служить всем знакомая фраза:«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Родителям предлагается пробное задание – «Разминка» :
Упражнение «Рисуем слова» (родители рисуют схематично называемые воспитателем слова) :
ВОДА ЯБЛОКО ЯЩИК ШОКОЛАД ДУБИНКА СЛОН КУРИЦА РОДИНКА ЗАБОР ОВЦА ЛУК ЗВЕЗДА МЫШКА ТАБЛИЧКА ПОЛОТЕНЦЕ - ЛЕТ. ТАРЕЛКА - КОЛЕСО БАЛЛОНЧИК САХАРНИЦА ОГУРЕЦ СОУС ТУРНИК ДИВАН СТАКАН МИСКА.
Основное практическое задание:
• Нарисовать мнемосхемы к стихотворению Подарки осени»
• Составить (нарисовать) графический план на тему «Подарки осени».
Пользуясь готовой схемой, составить описательный рассказ.
Рассмотреть и обсудить.
• Предложить структуру занятия по теме: Обучение детей пересказу на примере рассказа «Белка» по И. Соколову - Микитову. На доске предлагаются картинки – опорные символы согласно тексту. Родители заполняют пустые клетки своей таблицы картинками. Затем, отвечая на вопросы воспитателя, восстанавливают текст по опорным картинкам. Заключительный этап работы - самостоятельный рассказ по цепочке.
• Предложить родителям памятки «Пять секретов обучения детей пересказу»
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
Этапы работы над стихотворением :
1. Воспитатель выразительно читает стихотворение. Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.
2. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек во всех возрастных группах ДОУ.
Требования:
-Модель должна отображать обобщённый образ предмета;
-Раскрывать существенное в объекте;
-Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Дидактическим материалом в нашей работе служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация.
Мнемотаблицы используем для :
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению описательных рассказов;
• при пересказах художественной литературы
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов;
Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или сказка зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Как создать модель-схему?
Лист плотной бумаги размером 45*30 сантиметров разделён на квадраты (по количеству характерных признаков).
(Показ мнемотаблиц как готовых, так и нарисованных воспитателем)
Подарки осени»
Ходит осень в нашем парке.
Дарит осень всем подарки
Бусы красные - рябине, фартук розовый -
осине, зонтик желтый - тополям,
фрукты осень дарит нам.
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий по рассказу «Белка» (по И. Соколову-Микитову).
Чтен ие рассказа «Белки». Развитие слухового внимания и памяти.
В еловом лесу хлопочут проворные белки.
То заберутся на высокую ель, то перепрыгнут с сучка на сучок, то спустятся на землю собирать грибы.
На еловом сучке белки развесили сушить красноголовый подосиновик, тонкие маленькие опенки.
Поздней осенью меняют белки свои рыжие платьица на серые шубки.
В вершинах густых елок устроены у белок теплые дупла.
В этих глубоких дуплах белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров.
Шустрая белка — веселая, проворная, хлопотливая.
(По мере чтения педагог расставляет картинки в последовательности рассказа)
Рекомендации: Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
— Как называется рассказ? (Рассказ называется «Белки».)— Где живут белки? (Белки живут в еловом лесу.)— Что делают белки в лесу? (Белки перепрыгивают с сучка на сучок, собирают грибы.)— Что делали белки с грибами? (Белки грибы развешивали на сучки и сушили их.)— Что происходит поздней осенью с рыжими беличьими платьицами? (Белки меняют свои рыжие платьица на серые шубки.)— Как называется домик белки? (Домик белки называется «дупло».)— Что делают белки в дуплах? (В дуплах белки прячутся от морозов и холодных ветров, воспитывают своих бельчат.)— Молодцы! Вы очень внимательно слушали рассказ.
Пересказ по графическому плану с целью :развитие связной речи, памяти.
Родители пересказывают рассказ по цепочке.
Вместо опорных картинок можно предложить еще один вариант моделирования: условные объекты- цветные геометрические фигуры.
В конце родительского собрания выдаются памятки
«Пять секретов успешного пересказа» :
Для успешного осуществления работы по обучению ребенка пересказу, необходимо соблюдать определенную последовательность в работе над художественным текстом.
1. Рассказывание текста ребенку. Не чтение, а именно рассказывание художественного произведения, что требует хорошего знания текста. Ребенок должен видеть умение взрослого выполнить ту задачу, которую взрослый ставит перед ребенком, т. е. «образец» пересказа. Целесообразно, чтобы в литературном произведении присутствовали диалоги между героями, что поможет ребенку в процессе пересказа.
2. Обыгрывание прочитанного текста с использованием настольного, кукольного, пальчикового и другого вида театра. Особое влияние на запоминание, осмысление прочитанного текста, оказывает та игра – драматизация, в которой ребенок участвует сам, в процессе которой он связывает слово с действием, учится брать на себя определенную роль. Обыгрывание текста помогает ребенку осмыслить ситуацию, наполнить ее действием, слово приобретает конкретное содержание, таким образом, обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь, уточняются правильные формы связи слов в предложениях и т. д.
3. Пересказ текста ребенком по вопросам взрослого. Ребенку задаются вопросы, ответы на которые помогают ему раскрыть смысл действий, совершают персонажи, вызывают правильное отношение к героям. Взрослый учит ребенка тому, как надо поступать правильно, воспитывает в них положительные нравственные качества, учит правильно выражать свои мысли, оформлять высказывания.
4. Изображение прочитанного текста в изобразительной деятельности (рисунок, аппликация, лепка, конструирование и др.).
Изобразительная деятельность дает возможность ребенку создать рисунок на основе собственного замысла, реализуя свои потенциальные возможности. Отображение литературного текста в изобразительной деятельности позволяет ребенку еще раз продумать содержание текста, проговорить его про себя, отобразить в рисунке свои личные представления об услышанном.
5. Пересказ текста ребенком с опорой на наглядность. Этому предшествует повторное прочтение сказки или рассказа. Это вызвано тем, что многим детям необходимо еще раз напомнить последовательность событий, вспомнить, как данная история была им проиграна. Ребенок с опорой на игровую деятельность и свой рисунок, пересказывает уже хорошо ему знакомое произведение.
Такой алгоритм действий помогает развивать у ребенка умение слушать художественный текст, реагировать на его содержание; следить за развитием сюжета; формировать эмоциональное восприятие сказки и интерес к ней, а также учит отвечать на вопросы по его содержанию; выполнять игровые действия; стимулирует ребенка повторять отдельные слова и выражения из текста; учит передавать содержание сказки в изобразительной деятельности; пересказывать содержание текста, с опорой на игровые действия и развивает память, внимание, мышление.
Литература:
1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., Аркти. 2002 г.
2. Лебедев Л. В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008 г. 3. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. Владос. 2003 г.