Лариса Галямова
Родительское собрание «Детские игрушки и мультфильмы — формирование нравственных основ или разрушение психического здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
С раннего детства ребенок использует образец поведения, которым служит образ родителей, героя мультипликационного фильма, сказки, вызвавший у него эмоциональное переживание.
Огромное влияние на развитие личности ребенка имеет игрушка и игра. Через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. Она вызывает существенные изменения в психике ребенка.
Публикация «Родительское собрание „Детские игрушки и мультфильмы — формирование нравственных основ или разрушение психического здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Игрушка – средство подготовки ребенка к жизни.
«Вспомним свое детство».
Чтобы лучше понять значение игры в социально-личностном развитии ребенка предлагаю вам вспомнить свое детство. В какие сюжетно-ролевые игры вы играли? Чем был ограничен сюжет вашей игры? Откуда вы получили образцы поведения ваших героев, информацию о том, что именно так надо действовать с этими предметами? (Ответы родителей)
Итак, вы распределяли роли, обыгрывали поведение сказочных героев, используя знания, полученные из книг, мультфильмов, сказок, рассказанных вам родителями, бабушками и дедушками.
Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери». С какими куклами вы играли? Вспомните пропорции тела кукол. У куклы малышки – пропорции тела как у ребенка. Эту куклу удобно держать, качать, «баюкать» - обучаться поведению заботливой мамы.
Как вы думаете, можно обыграть образ мамы на взрослой женщине? Я имею ввиду современную куклу Барби. (Мнение родителей). Получается, что ребёнок кормит, одевает, раздевает, укладывает спать взрослую женщину или взрослого мужчину, если это Кен.
Такую куклу как дочку ребёнок не воспринимает, установки на материнство не вырабатывается, так как нет эталона на материнство. Скорее всего, девочка будет желать иметь татушку, туфельки и одежду как у куклы.
Возьмём такую игрушку - вооруженный до зубов робот-убийца с искаженным злобой лицом. Какую идею, какой образ, какую энергию она несет? чему она научит вашего сына?
Вот несколько опасных детских игрушек :
Барби, говорящие пупсы, телепузики, набор доктора (с пластиковыми человеческими органами, резиновые монстры, электронные игрушки, компьютерные "стрелялки" и "войнушки"
Психологические и нравственные требования к игрушке
• Игрушка по возможности должна вызывать гуманные чувства, поддерживать бережное отношение к живому. Недопустимо наличие в игрушке таких качеств, как насилие, жестокость агрессия ко всему живому, она должна давать возможность коллективного использования – совместной деятельности с группой детей, взрослого и ребенка.
К таким игрушкам относятся конструкторы, наборы для совместных игр, образные игрушки, пазлы, куклы, транспортные средства, кубики.
Особое место среди них занимают куклы и мягкие игрушки – изображения мишки, зайца, кошки, собаки и т. д. Самое главное достоинство мягкой игрушки – дарить нежность малышу. Эта особенность используется психотерапевтами, психологами. Как показывает практика, мягкая игрушка способна «вылечить» ребенка от страхов и даже от ночного энуреза.
А по каким критериям вы подбираете игрушки для своего ребёнка?
(Высказывания родителей)
Важное место в жизни современных детей занимают мультфильмы. Мультфильмы дают модели поведения персонажей. Герой, если ребенок соотносит себя с ним, не только вызывает сопереживание, но и становится образцом для подражания. К сожалению, далеко не всегда качество и смысловое содержание мультфильмов соответствует возможностям их понимания и задачам развития ребёнка.
Вот несколько мультфильмов, которые нельзя показывать детям по мнению мам:
"Белка и стрелка" - "Безнадзорные дети, творящие бесконтрольно какую-то ерунду, в расчёте на то, что звезда-мама и папа, которого все боятся, придут, спасут и ничего им не будет. "
"Щенячий патруль" - "Ребёнок становится невменяемым, агрессивным, дерганным. "
"Свинка Пеппа" - "Безобразно нарисованные персонажи, совсем никакого сходства с животными, доминирование матери в семье, мол, она разумная и если не она, все бы жили в луже. Авторитет отца напрочь упразднен, он как мебель и на потеху детям - жалкое подобие семьи. "
"Маша и медведь" - "Несмотря на то, что сериал считается одним из самым популярных мультфильмов в России и за рубежом, ряд психологов говорят о его пагубном влиянии на детскую психику. "
"Ми-Ми-Мишки" -" Достаточно сложный при своей кажущейся простоте мультфильм. В нём много разбитых кадров. Зрение и психика ребенка от этого устает. "
Классификация признаков вредных мультфильмов :
1. Главные герои мультика ведут себя агрессивно, жестоко, калечат, убивают, причиняют вред.
2. Плохое поведение персонажей по сюжету либо остается безнаказанным, либо даже ведет к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т. д.
3. В сюжете демонстрируется опасное, в случае попытки его повторения в реальной жизни, для здоровья или жизни поведение.
4. В мультфильме персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола: мужские персонажи ведут себя по-женски, женские — по-мужски.
5. В сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям.
6. В сюжете высмеиваются и показываются с подчеркнуто неприглядной стороны ценности семейных отношений. Главные герои-дети конфликтуют со своими родителями, которые показаны глупыми и нелепыми.
Рекомендации родителям :
В соответствии с возрастными особенностями, для младших дошкольников нужны фильмы с простыми, короткими сюжетами и сказки с повторяющимися действиями, связанные с семейным укладом (включая его нарушение, в узнаваемых или новых обстоятельствах. Главные темы — жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, знакомство на уровне образов действий с природными явлениями, с миром техники и пр. Важны узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах.
Для малышей важны общий позитивный настрой фильма, эмоции, связанные с конкретными действиями, эмоциональная окрашенность знакомых ситуаций. Героями фильмов могут быть дети или детеныши сказочных животных. В качестве характерных примеров произведений для младшего возраста могут быть сказки В. Сутеева («Снеговик-почтовик», «Цыпленок и утенок» и пр., Г. Цыферова («Паровозик из Ромашкова» и др.).
Важно подчеркнуть, что для младших дошкольников существуют особые требования: продолжительность экранного произведения не должна превышать 15 минут.