Ульяна Павлова
Общее родительское собрание «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем детском саду трижды в год проходят общие родительские собрания по темам семейного воспитания, здоровья детей. Хочу вам представить текст родительского собрания на одну из актуальных тем нашего времени: "Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей". Мы стараемся не проводить собрания в форме лекций, обязательно привлекаем родителей к обсуждению, ведем с ними диалог. И конечно же, привлекаем к участию детей: обязательно чтение стихов, песни и танцы.
Публикация «Общее родительское собрание „Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
«Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»
Цель: формирование у родителей понятия о здоровье, как многоаспектной характеристике
.
Задачи:
• Раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера»,
• Акцентировать внимание родителей на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополучием ребёнка;
• Помочь родителям увидеть недостатки в процессе воспитания детей и найти пути их устранения
Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты такие, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности.
Тема нашего сегодняшнего разговора «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей». Как вы понимаете словосочетание «Психологическое здоровье»?
ВикипЕдия дает нам следующее определение психологического здоровья - это состояние душевного благополучия (комфорта, адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов).
Как вы считаете, что влияет на эмоциональное благополучие или неблагополучие ребенка?
Сейчас неуклонно растет число детей, страдающих психосоматическими заболеваниям, когда психическое и соматическое неразрывно связаны в происхождении и клинической картине заболеваний.
К классическим психосоматичсеким заболеваниям относят:
- Гипертония - следствие детских страхов и тревог.
(Ребенок старается соответствовать требованиям родителей, которые навязывают ему правильную модель поведения:
Ребенку постоянно указывают на его ошибки.
Сравнение ребенка с кем-либо, чтобы заставить его быть лучше.
Завышенная планка требований к ребенку.
Подавление детской личности. Невозможность проявления самостоятельности.
Он подавляет в себе злость, агрессию, свои собственные желания. Когда такая ситуация наблюдается на протяжении длительного времени, то это уже входит в привычку. Уже став взрослым, человек продолжает скрывать свои истинные чувства из страха, что это отразится на его внешнем облике негативным образом).
- Язвенная болезнь 12-перстной кишки (эмоциональная изоляция, ощущение себя хуже, чем другие)
- Бронхиальная астма (недостаток любви и взаимопонимания от своих близких). С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами.
- Сахарный диабет (Недостаток любви родителей).
Родители постоянно заняты, у них не находится времени на ребенка.
Потеря родного человека, чаще матери.
Развод родителей
Избиения и/или изнасилование.
Панические атаки или паника от ожидания негативных событий. Любая психическая травма у ребенка может привести к этой болезни.)
- Нейродермиты (экзема, псориаз) Кожа — это защитная оболочка. Посредством кожи происходит взаимодействие с другими людьми на физическом уровне. Она также отражает общее состояние организма и психологические проблемы. Через нее проходят любовь при нежном прикосновении и боль при грубом и жестком воздействии. Одна из причин психосоматики нейродермита – воспитание в семье, где мать отличается доминантностью, проявляет эмоциональную неустойчивость и агрессивность. Такие мамы изначально выказывают к ребенку холодность или чрезмерно его опекают, что может быть признаком компенсации его глубокого эмоционального неприятия.
- Артрит -причины могут скрываться в сильном желании или нежелании чего-то. Чаще всего это результат переживания за близкого человека. Сильно сжатые кулаки при нервном напряжении могут привести к появлению артрита в суставах пальцев).
- Язвенный колит
Во всех случаях при психосоматических заболеваниях на первое место как их основная причина выходят неблагоприятные особенности формирующейся личности, препятствующие нормальной адаптации ребенка в дошкольных учреждениях и в школе, среди сверстников, и тягостные переживания, психическая травматизация.
Нервничают, нестабильны родители - нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери - торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и дети проводят за партой, письменным столом восемь-десять часов в сутки. Задается темп учебы, непосильный для медлительных, ослабленных и уставших.
Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряженность межличностных отношений взрослых.
Родители требуют успешного усвоения всех предметов, а у детей различны способности к ним. Взрослые выбирают профессию по склонностям и способностям, а дети должны успевать и по гуманитарным, и по точным предметам. Один ребенок плачет перед уроком математики, другой - перед уроком литературы или физкультуры. Взрослый может уйти, убежать от невыносимой для него ситуации на работе или в семье, а ребенку этого не дано. И дети страдают, страдают более чем взрослые. И детство, которое должно быть счастливым, счастливое отнюдь не у всех детей.
Одни дети протестуют, отказываются посещать школу, агрессивны в семье; другие капитулируют, пассивны и как бы глупеют, соглашаясь на роль "несчастья семьи, дурачка"; третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за отличную успеваемость, за первенство в классе, за престижную школу, за лидерство. Но все они без исключения страдают от этого.
К возникновению психосоматического риска ведет, прежде всего, неправильное воспитание. Можно выделить следующие типы «неправильного воспитания»:
o эгоцентрическое воспитание:
o воспитание по типу неприятия:
o сверхсоциализация ребёнка;
o тревожно-мнительное воспитание
1. Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценности: он кумир, «смысл жизни» родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку.
В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интерес других, не переносит дальнейших лишений, агрессивно воспринимает любые преграды.
2. Сюда относятся: нежелательность ребенка по полу (рождение мальчика вместо желаемой девочки и наоборот, нежелание одного или обоих родителей иметь ребенка. К такому же типу можно отнести и жесткое, тираническое воспитание, не учитывающее запросов ребенка, его индивидуальные особенности; ироническое отношение к ребенку, недооценка его психических и физических данных, особенно если реально существуют физические или психические дефекты. Все это ведет к развитию чувства неполноценности, мнительности, тревожности. При воспитании по типу «непринятия» родители либо чрезмерно требовательны, тщательнейшим образом регламентируя и контролируя действия ребенка, навязывая ему единственно возможный тип поведения, либо пускают все на самотек, полностью игнорируя его трудности,
Оно чаще встречается в семьях, где родители тревожны, мнительны, особенно в отношении статуса ребенка среди сверстников, его успехов в учебе, спорте. Такое воспитание обычно бывает в семьях с единственным ребенком, нередко слабым физически; в семьях, где родители уже «в возрасте», где наконец-то появился долгожданный ребенок. В таких семьях большое число взрослых, и каждый из них чрезмерно печется о развитии ребенка, вносит свою лепту в его воспитание.
3. Для гиперсоциализирующего воспитания характерны требования «кормить в строго определенное время», «учиться только на пятерки», «говорить только правду в глаза». Дети, как правило, получают многопрофильное образование с обязательным требованием успехов в каждом виде занятий (иностранные языки, математика или физика, балет, музыка, спорт и т. д.). Далеко не все дети могут справиться с такими физическими и информационными перегрузками. Неудачи в таких случаях неизбежны, а они ведут к чувству «не оправдавшего надежд», к ощущению собственной неполноценности. Это чувство усиливается частым напоминанием отца или матери, что они в эти годы достигли таких-то высот. Дети приобретают черты зависимости, гиперсоциальности, легко истощаются, устают. Тревожность и мнительность — обычные явления в таких случаях.
4. Страх за ребенка рождается вместе с его появлением на свет, а иногда даже и раньше. Страх и любовь сливаются воедино, тревожные мысли одолевают постоянно, даже когда нет никакой угрозы жизни, здоровью и благополучию малыша. С ребенка не спускают глаз, даже когда он уже подрос и может обходиться без этого. Обычные заболевания в таких семьях вызывают панику. Участковые врачи хорошо знают этих родителей и не удивляются постоянным вызовам на дом, в том числе и скорой помощи, когда у ребенка всего лишь немного поднялась температура. Заботой семьи может стать аппетит ребенка и его стул, особенности поведения и развития, характер и привычки. Родители, которые воспринимают окружающий мир как враждебный и полный сложностей, стремятся подготовить своего ребенка к "тяготам жизни". Его рано начинают обучать чему-либо (иностранному языку, музыке, досконально готовят к поступлению в школу, и все это делается для того, чтобы обезопасить будущее ребенка, дать ему преимущество в борьбе за жизнь. Иногда в ожидании предстоящих трудностей они не замечают, как наносят вред ребенку сами уже сейчас.
Мама во что бы то ни стало хотела, чтобы ребенок поступил в гимназию с усложненной программой. Объясняла она свое желание так: "После окончания этой школы больше шансов поступить в институт и избежать армии". При этом сына постоянно пугали тяготами армейской жизни и мягко, но очень настойчиво заставляли ежедневно подолгу заниматься. Запугивания мамы и большая нагрузка оказались непосильными для психики мальчика, у него нарушился сон, по ночам снились кошмары, в которых дядьки в военной форме заставляли его есть ужасную еду. Позже появились навязчивые движения, суетливость и приступы паники.
О важности психологического климата в семье расскажет педагог-психолог Дунаева Наталья Валентиновна.
В конце собрания, проводится игра: «Как надо», ведущий называет негативную установку и ее последствия, а родители - позитивную.
Негативные установки и последствия:
"Горе ты мое!"-Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждение, конфликты.
"Нытик, плакса!"- Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность.
"Ты копия своего отца!"-Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями.
"Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!"-Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности.
"Ты обидел маму! Ты плохой, вот уйду от тебя к другому мальчику. "-Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.
"Займись чем-нибудь, отстань. "-Отчуждение, озлобленность.
"Только и слышу: «Купи! Купи!» Надоел со своими просьбами!"-Агрессия, капризы, истерики.