АЛЬБИНА ФЛОРОВНА ЛОЗАРЕНКО
Родительское собрание в первой младшей группе «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания в первой младшей группе
«Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Повестка собрания :
1. Итоги адаптации детей к детскому саду.
Публикация «Родительское собрание в первой младшей группе „Итоги адаптации детей к детскому саду, Возрастные особенности детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Итоговые родительские собрания
- Младшая группа
- Темочки
2. Возрастные особенности детей 2-3 лет.
3. Прочие вопросы
Ход собрания:
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ:
Добрый вечер, дорогие родители! Сегодняшнюю нашу встречу мы начнем с шуточного стихотворения:
«Отвели ребенка в сад».
Отвели ребенка в сад -
Мама рада, папа рад:
Не мешает им никто,
Делать это, делать то!
Можно спать до десяти,
На прогулку не идти,
Нож забыть на видном месте,
Выпить кофе граммов двести,
Можно, не в ущерб хвосту,
С антресолей слезть коту!
Можно час болтать с подружкой,
Можно печь полдня ватрушки,
Можно поваляться в ванной,
Или с книжкой на диване,
Можно – что б мне помереть! -
Телевизор посмотреть!
На базар сходить за сыром
И убрать всю-всю квартиру!
(Это и с ребенком можно,
Только очень, очень сложно).
Час прошел, и два, и три
Что-то тягостно внутри.
Без бутуза в доме пусто,
Без бутуза в доме грустно.
Ну-ка, папа, быстро в сад -
Возвращай дитё назад!
… И опять дрожит весь дом.
Завтра снова поведем!
Задание для родителей. Перед вами лежат карандаши, бумага. Ваша задача обвести свою руку и на каждом пальце написать характер своего ребёнка, а в центре ладони изобразить символ - кем является ваш ребёнок.
1. Итоги адаптации к детскому саду.
Поступления малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Период адаптации – сложный период и для ребёнка, и для его родителей, которые переживают за него, сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях:
1) физиологическом – ребёнок начинает часто болеть;
2) психологическом – ребёнок может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много плакать;
3) социальном – ребёнок «теряется» в окружающем мире, становится менее самостоятельным.
Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность:
1) лёгкая – около месяца требуется ребёнку, чтобы приспособиться к новым условиям;
2) средняя – ребёнок приспосабливается за два месяца;
3) тяжёлая – ребёнок приспосабливается за три месяца;
4) очень тяжёлая – около полугода и более.
Наверное, многие из вас, отправляя ребёнка в садик, думали, как же его здесь встретят, какой попадётся воспитатель и найдёт ли он подход к вашему ребёнку, понравится ли малышу в детском саду. Многие надеялись, что детский сад в чём-то поможет вам, повлияет на ребёнка наилучшим образом. Наши детки посещают детский сад всё-таки не так давно, всего 1-2 месяца, но давайте подумаем, изменился ли ваш ребёнок за это время? И если изменился, то в какую сторону – худшую или лучшую? И какой период адаптации был у вашего ребенка?
Задание для родителей. На обратной стороне ладони нарисуйте круг, Вам необходимо написать какие изменения, положительные или отрицательные, по вашему мнению, произошли с вашим ребенком за этот период, а потом закрасить кружочек в красный цвет, если был тяжелый период адаптации, в желтый- если средний, в зеленый- если легкий.
Аналитическая справка по адаптации детей 1 младшей группы МКДОУ 2018-2019 уч. г.
На 1 октября 2018 года в первой группе раннего возраста «Малыши - крепыши» 20 детей. Из них 12 девочек и 8 мальчиков.
Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ с 2 часов до перехода на целый день.
С момента поступления ребёнка в группу раннего возраста воспитатели и педагог-психолог осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к ДОУ.
Параметры наблюдения:
эмоциональное состояние (настроение); аппетит во время завтрака, обеда, полдника; характер сна и длительность засыпания; проявления активности в игре, на занятиях, в речи; взаимоотношения с детьми и со взрослыми.
На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, спокойная музыка перед дневным сном, организованная игровая деятельность.
Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия:
индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактике заболеваемости и дезадаптации, родительские собрания по возрастным особенностям детей и др.
Для того чтобы дети быстрее привыкали к новым условиям и с удовольствием посещали детский сад, к детям осуществлялся индивидуальный подход. С родителями налажен тесный контакт.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.
Выводы о процессе адаптации детей к ДОУ :
Лёгкая адаптация – 11 детей - 55% Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении с взрослыми и сверстниками активны и эмоциональны. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.
Средняя адаптация – 5 детей - 25% Дети переболели по 1 – 2 раза; у них наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и с взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но по истечению 1 месяца показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось
Адаптация тяжёлая – 2 детей -10% Острая фаза адаптации ещё не завершилась, Основные причины протекания адаптации в тяжёлой форме у этих детей : частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в детском саду (несмотря на рекомендации, сильная привязанность к родителям, отсутствие единства требований в воспитании. Девочки только стали привыкать и их сняли до начала отопительного сезона.
2 детей – 10% - еще не поступили в ДОУ.
Результаты течения адаптации свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей раннего возраста.
С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжёлой форме, были проведены индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде.
Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада адаптация детей прошла относительно благополучно.
КОПИЛКА ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ
Совет №1. Приучайте ребенка кушать только за столом и правильно держать ложку. Готовьте хотя бы по выходным каши (геркулесовую, перловую, пшеничную, манную) и блюда из творога и капусты. Вводите в рацион питания горбушу, печень, мясо.
Совет №2. Важно, чтобы ребенок спал в собственной кроватке. Обязательно дома соблюдайте режим дневного сна (с 12.00 до 15.00). Во время сна не давайте соску или бутылку с молоком или соком. Дома не усыпляйте ребенка на руках.
Совет №3. Отучайте ребенка от рук, даже когда он плачет, лучше посадите рядом, завлеките чем-нибудь.
Совет №4. Не приносите в садик мягкие игрушки во избежание серьезных кожных, аллергических и вирусных заболеваний.
Совет №5. Приучайте ребенка дома через каждые 20 минут ходить на унитаз или горшок. Дома полностью отучайте от памперсов, иначе зимой у вас будет много мокрой одежды в шкафчике.
Совет №6. Не давайте ребёнку в садик сладости, жевательную резинку.
Совет №7. Для прогулки приносите рукавички на резинке, а не перчатки, запасные теплые штаны. Надевайте на ребёнка не две, а одну теплую кофту.
Совет №8. Приучайте детей самостоятельно снимать обувь, колготки, носки и нижнее белье.
Совет №9. Отучайте детей от привычек : сосать палец, брать в рот игрушки и другие предметы.
Совет №10. Плач ребёнка - помощник нервной системы, он не даёт ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребёнка за нытьё.
Совет №11. Запомните правило: если у малыша кашель, зеленоватые сопли, идите в отпуск на 5 дней или на больничный, т. к. медицинский работник отстранит больного ребёнка от садика.
2. Возрастные особенности детей 2-3 лет.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.
Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет
ВОСПИТАТЕЛЬ:
3. Прочее.
- Отчет о ремонте и подготовке к уч. году (казначей)
- конкурсы, выставки.
- юбилей ДОУ
- папам подогнать мебель по росту
- о светоотражателях на одежде.
4. Упражнение с клубком.
Уважаемые родители! Встаньте, пожалуйста, в круг. Обмотайте вокруг пальчика ниточку и передайте клубочек следующему, высказывая своё мнение: какую полезную информацию вы получили на собрании?
Посмотрите, каждый из вас соединен ниточкой, которая будет связывать нас на протяжении 5 лет. Наша нить должна быть прочной ради счастья наших детей.
Спасибо всем, кто пришёл на собрание.
Памятка для родителей :
Возрастные особенности детей 2—3 лет
В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.
В этом возрасте вашему ребенку важно:
Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».
Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2— 3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.
То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.
Вам как его родителям важно :
Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.
Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.