Елена Замятина
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
• Игровая деятельность
• В сюжетно-ролевых играх дети осваивают сложные взаимодействия людей, жизненные ситуации
• Игровое пространство усложняется.
• При организации совместных игр дети используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать эмоциональные порывы.
• Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Публикация «Родительское собрание „Возрастные особенности детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 6-7 лет
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• Конструирование
• Освоили конструирование из строительного материала.
• Могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные
• Усложняется конструирование из природного материала.
• Изобразительная деятельность
• Образы из окружающей жизни и литературных произведений сложные.
• Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
• Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
• Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным.
• Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Ведущие психические процессы – внимание, мышление, память, воображение, восприятие – становятся произвольными (когда ребенок начинает сознательно их направлять и удерживать на определенных предметах и объектах).
• Возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания
• В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
Память
• Увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации.
• Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить.
• Используют простейший механический способ запоминания – повторение.
Речь
• Развивается связная речь.
• В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте.
• Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
• Развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Отношения со сверстниками
• Преобладают общественно значимые мотивы над личностными.
• Развивается эмпатия, сочувствие.
Отношения со взрослыми
• Умеют следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил.
• Ребёнок стремиться качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
Эмоции
• У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.
• О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений.
• Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов.
• Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Новообразования возраста
• Ребенок может и делает не то, что ему хочется, а то, что нужно, что просит взрослый или определено правилами: воспринимает, запоминает, мыслит, оценивает свою деятельность;
• Возникает первая реальная картина мира, о которой у ребенка формируется собственное мнение;
• Ребенок начинает понимать свои чувства и переживания в полной мере и сообщает об этом взрослым;
• Детям очень важно как к ним относятся окружающие люди;
• Происходит полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания;
Кризис семи лет.
Кризисом семи лет
• Заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка — младший школьный возраст.
• Он может начаться и раньше — в 5,5 – 6 лет
• Если вашему ребенку вдруг надоел детсад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия, если он стал непослушным, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис.
• По сравнению с другими он проходит мягче, однако важно вовремя заметить его и правильно среагировать.
• Ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен сейчас.
• Кризис связан с поступлением ребенка в школу.
• Умение выдерживать школьные нагрузки, новую систему требований, отношений.
• Ведущей деятельностью становится учеба.
• Страхи, повышенная тревожность.
Основные проявления кризиса:
• Негативизм
• Упрямство
• Строптивость
• Своеволие
• Протест-бунт
• Обесценивание
• Деспотизм, ревности
Советы родителям
• Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
• Поощряйте общение со сверстниками
• Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения)
• Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, стихи, режим дня).
• Не надо перегружать дополнительными занятиями.
• Больше хвалить.
Дети 6-7 лет должны уметь:
• Различать геометрические фигуры, выделять их в предметах окружающего мира
• Характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, над-под, на-за, сверху-снизу и др.)
• Различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости
• Классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету
• Мысленно находить часть целого
• Достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей
*** РЕЧЬ
• Правильно произносить все звуки родного языка
• Уметь различать и называть слова с определенным звуком
• Уметь определять место звука в слове (начало–середина–конец)
• Делить слова на слоги
• Составлять слова из слогов
• Иметь представление о предложении
• Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже
• Подбирать синонимы, антонимы
• Использовать разные способы образования слов
• Пересказывать знакомые сказки и рассказы
• Составлять рассказы и сказки по картинке
*** КРУПНАЯ И МЕЛКАЯ МОТОРИКА
• Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать
• Точно ловить и кидать мяч
• На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы
• Застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. п.
• Проводить прямые, а не дрожащие линии
• «Видеть строку» и писать в ней
• Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок
• Проводить по линии, отрывая карандаш не более трех раз, без многократного наведения по одному и тому же месту, без сильного нажима на бумагу
*** МАТЕМАТИКА
• Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
• Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
• Знакомить с числами второго десятка.
• Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
• Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
• Знакомить с составом чисел в пределах 10.
• Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
• Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
• Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (–) и знаком отношения равно (=).