Наталья Дегтярёва
Конспект родительского собрания на тему «Формирование позитивных детско-родительских отношений»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания на тему:
«Формирование позитивных детско-родительских отношений»
Не ребенок должен Вас понимать,
а Вы ребенка. Только потому,
что Вы были ребенком,
а ребенок еще не был взрослым.
Цель: формирование навыков гармоничного, доверительного взаимодействия родителей и детей.
Задачи:
Публикация «Конспект родительского собрания на тему „Формирование позитивных детско-родительских отношений“» размещена в разделах
1. Создание эмоционально непринужденной обстановки в группе, атмосферы поддержки.
2. Развитие доверительных детско-родительских отношений.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Выработка навыков совместного конструктивного сотрудничества.
Целевая группа: воспитатель, родители детей 3-4 лет.
Оборудование и материалы: проектор, презентация, мешочек с вопросами, магнитная доска, маркер, магнитики.
Ожидаемый результат:
1. Повышен уровень психолого-педагогической компетентности родителей.
2. Сформирована атмосфера взаимной поддержки и позитивного настроения.
3. Адекватная оценка родителями взаимоотношений в семье.
4. Рекомендации воспитателя приняты к сведению.
Ход собрания:
1. Приветствие участников родительского собрания.
- Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать всех вас на нашем родительском собрании. Сегодня мы поговорим с вами о детско-родительских отношениях, и как сделать эти отношения гармоничными и доверительными.
2. Упражнение «Скажи мне, как тебя зовут, и я скажу, кто ты!».
- Для того, чтобы настроиться на общение, выполним упражнение «Скажи мне, как тебя зовут, и я скажу, кто ты!».
Каждый родитель называет свое имя, следующий родитель подбирает на первую букву имени предыдущего родителя прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: 1 родитель: «Я Марина». Следующий родитель: «Марина - мудрая, а я Наталья». Следующий родитель: «Наталья – надёжная, а я Ирина». И т. д.
3. Основные типы детско-родительских отношений.
- Наше с вами общение я бы хотела начать с вопроса, какую роль играет семья в воспитании детей?
Родители отвечают.
-Верно, семейное воспитание играет основную роль в развитие ребенка дошкольного возраста. Семья выступает как важнейший фактор развития личности. В семье ребенок рождается, получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.
Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь помочь им реализоваться. Семейное воспитание продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Для ребенка очень важна здоровая обстановка между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.
В каждой семье складывается тот или иной тип детско – родительских отношений. Я предлагаю рассмотреть четыре типа детско – родительских отношений, по мнению психологов:
1).Авторитарный тип.
В семье существует такая система: взрослые всегда правы, дети подчиняются. Не берётся в расчёт мнение ребёнка, его интересы и настроения не учитываются, желания и чувства не берутся в расчёт.
При таком стиле детско-родительских отношений:
• ребёнок послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинить родительской воле – поэтому он «удобен»;
• родители полностью контролируют настоящее и будущее ребёнка;
• ребёнок обеспечивает более удобную жизнь родителям;
В дальнейшем это может привести к тому, что ребёнок:
• при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жёсткой системы, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьёй;
• вырастая, может попасть под влияние «плохой» компании, где он будет так же послушен и управляем;
• став взрослым, ребёнок, подражая своим родителям, становится таким же, или, наоборот, станет послушным исполнителем чужой воли.
2).Попустительский тип.
Родители не интересуются ребёнком, для него попросту нет времени. Родители скупы на эмоции. Ребёнок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Если взрослые скупы на эмоции, дети часто безразличны к тому, что происходит вокруг них, стремление к общению как со сверстниками, так и со взрослыми сводится к нулю. Такие дети будут недоверчивы к чувствам других, не смогут установить эмоциональных связей с окружающими, обрекут себя на недоверчивость, подозрительность, мнительность. Став родителями, они станут копией своих родителей, не способных на проявление чувств.
При таком стиле детско-родительских отношений:
• родители воспитание ребёнка пускают на самотёк;
• ребёнок становится самостоятельным, никому не доверяет.
Однако в дальнейшем:
• у ребёнка низкая самооценка, нет доверия ни к кому из своей семьи;
• всю жизнь такие дети живут с чувством незащищённости и одиночества.
3). Гиперопекающий тип.
Вся семья живёт только ради ребёнка и только на его благо. Большинство его желаний удовлетворяется, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. с ребенка «сдувают пылинки», не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Ребёнок ограждается от любых семейных неурядиц, закрыт от общества. У него нет обязанностей. Такие дети вырастают эгоистами, интересы и потребности других не учитываются.
При таком стиле детско-родительских отношений:
• родители, ошибаясь, думают, что жизнь ребёнка под полным их контролем;
• родители думают, что сделали всё, что могли, для своего ребёнка, тем самым снимая с себя ответственность ;
• до начала социализации ребёнок ощущает себя неуязвимым.
В дальнейшем это может привести к тому, что:
• ребёнок будет мало адаптирован к жизни в обществе, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что было в его семье;
• он потребительски относится ко всему окружению;
• любые ограничения будут вызывать гнев и непонимание ситуации.
4). Демократический тип.
В семье родители несут ответственность за происходящее, причём интересы ребёнка учитываются наравне с интересами других членов семьи, не зависимо от их возраста. Семья характеризуется существованием определённых традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. У ребёнка есть свои обязанности, он чётко знает, что можно, а что нельзя. В семье преобладает тёплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.
При таком стиле детско-родительских отношений:
• родители взрослеют вместе с детьми, учитывая их желания и потребности, все конфликты решаются в пользу всех членов семьи;
• родители чётко понимают, что жизнь ребёнка будет другой, нежели их, не нарушают личного пространства, считаются с ним.
В дальнейшем ребёнок:
• вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
• осознаёт свои потребности и понимает желания близких, может выстраивать положительные отношения с окружающими;
• ребёнок становится уверенным, самостоятельным, способным справляться с трудностями.
Выделяются 4 принципа, которые стоит учитывать при реализации положительных детско - родительских отношений :
- принцип равенства, где ребёнок воспринимается полноценным членом семьи ;
- принцип добровольности, как отсутствие насилия над личностью другого человека;
- принцип открытости, искренности и честности;
- принцип взаимного уважения друг к другу.
4. Беседа с родителями.
- Уважаемые родители, какие отношения в вашей семье? Кто может назвать основной принцип воспитания ребенка в вашей семье?
5. Упражнение «Простой вопрос».
Предлагаю вам мешочек, в котором написаны задания. Мешочек передаем по кругу. Родители по очереди достают из мешочка вопросы и отвечают на них. Упражнение продолжается до тех пор, пока не закончатся все задания.
Примерные вопросы:
Как вы укладываете ребёнка спать?
Какие сказки перед сном читаете своему ребенку?
Назовите любимое блюдо вашего ребенка.
Какую музыку вы слушаете?
Какая пора года больше всего нравится ребёнку?
Когда последний раз вы смотрели мультфильмы вместе с ребёнком?
Кем бы хотели стать в детстве, и исполнилась ли ваша мечта?
Чем занимаетесь в свободное время?
В какие игры любит играть ваш ребенок?
Вспомните приятные воспоминания из вашего детства.
Вспомните смешной случай с участием вашего ребёнка.
Есть ли у вас любимое занятие?
Как вы проводите время вместе со своим ребенком?
Есть ли у вас семейные традиции, какие?
Назовите героев современных мультфильмов.
6. Советы родителям для положительных детско-родительских отношений.
Для формирования положительных детско – родительских отношений, я бы хотела дать вам несколько простых советов:
1. Принимать его таким, какой он есть.
2. Активно слушать его переживания, и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Радоваться его успехам вместе.
7. Доверять.
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой! Я рада тебя видеть! Хорошо, что ты пришел! Мне нравится, как ты! Я по тебе соскучилась! Давай (посидим, поделаем.) вместе! Ты, конечно, справишься! Как хорошо, что ты у нас есть! Ты мой хороший! Мы тебя любим!
10. Обнимать ребёнка при любой возможности.
7. Упражнение «Найди своё место»
- А теперь я бы хотела, чтобы вы расположили себя, как родителя, вот на этой лестнице взаимоотношений, где первая ступень означает сложные отношения, десятая – гармоничные, доброжелательные отношения.
На магнитной доске нарисована лестница в виде ступенек. Родители ставят магнитик на ступень, которая соответствует их взаимоотношениям в семье.
- Вот видите, чтобы стоять на вершине лестницы, то есть иметь гармоничные отношения в семье, нужно сделать всего несколько шагов., а тому, кто уже на вершине, я желаю сохранить такие отношения на долгие годы. Берегите себя и своих детей!
8. Заключение.
- В завершении нашего собрания я прочитаю вам небольшую притчу.
Мать спросила мудреца, когда лучше начинать воспитание ребенка.
- Сколько ему лет? - спросил мудрец.
- Пять.
- Пять лет! Беги скорее домой! Ты уже на пять лет опоздала.
- Уважаемые родители, прежде чем воспитывать, откройте двери в своё детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребёнка? Превосходство или сочувствие к нему? Но самое главное – никогда не воспитывайте ребёнка в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте, один отрежьте. Старайтесь стать для ребёнка таким родителем, о котором вы сами мечтали в детстве.
Воспитатель раздаёт памятки для родителей.
- Спасибо каждому из вас за активное участие в собрании, за вашу открытость и стремление узнавать что-то новое. Теперь, я думаю, вас многое объединяет, хотя бы стремление иметь гармоничные взаимоотношения в семье. Желаю вам всегда понимать ваших детей, а малышам расти и взрослеть в любви и заботе. Спасибо за внимание! До свидания!