Папки-передвижки

Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Адаптация учащихся»

Елена Гавриловчук
Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Адаптация учащихся»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект родительского собрания

для родителей 5 -тикласников, воспитанников суворовского училища

на тему : «Адаптация учащихся вновь поступивших в суворовское училище»

Цели:

- знакомство с родителями;

- просветительская работа;

- получение индивидуальных запросов от родителей;

Публикация «Конспект родительского собрания в 5 классе на тему „Адаптация учащихся“» размещена в разделах

- планирование совместной работы

Добрый день, уважаемые родители!

Мы рады встрече с вами. То, что Вы пришли на эту встречу, означает, что нас всех объединяет интерес к нашим детям. А точнее, Вашим детям, нашим – воспитанникам.

Данная тема заслуживает особого внимания в общеобразовательной школе. Это одна из болевых точек учебного процесса в школе – адаптация пятиклассников.

Переход учащихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную школьную жизнь: кабинетная система; большое количество учителей предметников; появляются новые виды домашних заданий; увеличивается количество изучаемых предметов, объем и темп работы на уроке, отличаются от начальной школы; сложность адаптации к учителям.

Эти причины приводят к переутомлению, возрастанию состояния стресса, снижения успеваемости.

Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Приведем примеры проблем школьной адаптации 5 тиклассников вообще :

1. Изменение условий обучения.

При переходе в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Стало много учителей – предметников; много кабинетов, которые приходится запоминать; и много новых ребят если ребенок переходит в др. школу.

2. Изменение требований.

Требования у каждого учителя свои. Их нужно и запомнить, не перепутать и соблюдать. Помочь можно. Во-первых увидеть плюсы этих «рассогласований» Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

3. Отсутствие контроля.

При переходе в 5 класс индивидуальный подход исчезает, у каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Поэтому у ученика создается впечатление, что он никому не нужен и можно «похвалить», и что – то не сделать. Чем можно помочь? Такое отношение к ребенку может обидеть Вас, дорогие родители. Но это есть прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни.

4. Пробелы в знаниях

Материал усложняется от урока к уроку и если сразу не подойти к преподавателю, то школьник потянет шлейф незнания дальше. Чем можно помочь? Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий. Просите ребенка объяснить, как он выполняет задание [1].

Как, психолог по образованию, и педагог с практикой более 20 лет, могу сказать, что переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в 5 классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В любой адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. [2]

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В первый год открытия нашего училища (2017-2018уч. г, когда поступили не только 5тиклассники (был набор с 5 по 9 классы, администрация и педагоги имеющие опыт работы в школе, отмечали рост % заболеваемости учащихся по всем классам. Это объясняется адаптацией подростков к новой для них системе – организации учебы, труда и отдыха воспитанников суворовского училища.

В период адаптации важно обеспечить подростку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Но, здесь, хотим обратить Ваше внимание. Вы с вашими детьми приняли решение – поступить в суворовское училище. Режим и распорядок училища не позволят обеспечить подростку спокойную, щадящую обстановку. Поэтому, Вам необходимо вести беседы дома (Приложение 2).

Мы уже отметили, что процесс адаптации 5 тиклассников проходит сложно и в общеобразовательной школе. Продолжим приводить примеры.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность требований разных педагогов: по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; по истории требуют, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а по литературе хвалят за собственное мнение и т. п. Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Важно помнить, что школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история — составить план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т. п.). Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться. Некоторое «обезличивание» подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно, и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Следует обратить внимание на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Обратим Ваше внимание, что многие примеры мы приводили, с точки зрения адаптации 5 тиклассников. Но, мы не должны забывать, что ваши дети проходят социальную адаптацию. Ваши дети не просто перешли на новую ступень школьной жизни. Ваши дети стали воспитанниками суворовского училища.

Социальная адаптация – это приспособление ученика к условиям социальной среды, является одним из основных факторов успешной социализации личности, который включает в себя и принятие ребенком социальной роли не только «ученика», но и «суворовца».

Социальная адаптация включает :

1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.

3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации.

5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Важной задачей для ребенка является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь не только педагог и психолог, но и родители.

Родителям полезно знать, что трудности в учебе могут быть самого различного характера. Они связаны с необходимостью:

1. Вспомнить ранее усвоенный материал, воспроизвести и изложить его.

2. Запомнить новые данные, которые с трудом усваиваются.

3. Спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения, предвидеть ее результаты.

4. С необходимостью самоконтроля и самооценки выполняемой деятельности.

Правильно поступают родители, которые, помогая, в выполнении домашнего задания, обращаются к ребенку с такими вопросами:

- Что ты думаешь предпринять?

- Что нужно вспомнить для того, чтобы это сделать?

- Какими еще средствами и способами можно выполнить данное задание?

- Как проверить или доказать правильность полученных результатов?

Учебная работа, несмотря на ее сложность и интенсивность, ни в коем случае не должна вызывать переутомление. Поэтому необходимо учебу, режим дня, свободное время поставить под ненавязчивый, но четкий и твердый контроль. Не забывайте хвалить ребенка, показать ему, что его успех тоже радует вас. Это придает ребенку уверенность в собственных силах и возможностях.

Чтобы процесс адаптации прошел успешно, мы рекомендуем родителям осуществлять :

1. Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей.

2. Поддерживать тесную связь с учителями - предметниками и классным руководителем.

3. Являться союзниками школы.

4. Планировать совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми, развития кругозора детей.

5. Помогать офицеру-воспитателю, классному руководителю во внеклассных делах.

И, ещё. На наших стендах расположена информация о распорядке дня, расписание занятий, расписание занятий дополнительного образования, и консультаций. Рекомендуем Вам переписать данную информацию. Также записать расписание нахождения педагогов в училище (при необходимости для консультирования). Обязательно познакомиться с «режимом питания», так чтобы на выходных, ребенок «не выбивался» из режима.

Весь педагогический состав заинтересован, чтобы наши воспитанники прошли период адаптации намного быстрее и легче.

Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.

Литература:

1.https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-adaptaciya-ti-klassnika-935783.html

2. https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2014/01/13/interesnyy-material-dlya-roditeley-5-ti

Приложение 1

Анкета

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие изменения в поведении Вашего ребенка, Вы начали наблюдать?

___

2. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

___

3. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

___

4. С чем это, по вашему мнению, связано?

___

5. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, офицера-воспитателя, классного руководителя, психолога?

___

6. Что бы вы хотели посоветовать педагогам в организации общения с вашим ребенком на уроке?

7. Какие вопросы Вы хотели бы обсудить и с кем, по вопросу адаптации вашего ребенка?

___

Памятка «Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком»

Если замечена склонность школьника к депрессии, воспользуйтесь советами, которые помогут изменить ситуацию:

1. Внимательно выслушивайте.

2. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделитесь накопившимися проблемами.

3. Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами.

Приложение 2

Рекомендации психолога родителям пятиклассника

- Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.

- Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.

- По-чаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать.

- Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.

- Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.

- Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.

- Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…

- Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.

- Формируйте положительную самооценку: «Я - умный», «Я – смелый», «Я все могу».

- Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!

- Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!

ВНИМАНИЕ!

Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день! В нашем случае – когда Ваш ребенок идет в училище после увольнения. Значит – это будет аванс на всю рабочую неделю

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания «Адаптация детей к детскому саду, через волшебные сказки» Родительское собрание нетрадиционной формы в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду, через волшебные сказки» Цель: знакомство.

Конспект родительского собрания «Адаптация детей к дошкольно-образовательному учреждению» Тема: «Адаптация детей к дошкольно-образовательному учреждению». Цель: просвещение родителей по вопросу адаптации детей к дошкольно-образовательному.

Конспект родительского собрания в 11 классе на тему «Помощь выпускникам и их родителям в период подготовки к ЕГЭ» Конспект родительского собрания на тему: «Помощь выпускникам и их родителям в период подготовки к ЕГЭ» Педагог- психолог МБОУ СШ №23 г. Волгодонска.

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему «Предновогодние хлопоты» Родительское собрание №2 от «4» декабря 2017года Тема: «ПРЕДНОВОГОДНИЕ ХЛОПОТЫ» Цель: обсудить все вопросы по подготовке к празднованию.

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Воспитатель Шевлягина Д. В. Цель: создать условия.

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Воспитатель Шевлягина Д. В. Цель: создать условия.

Протокол родительского собрания «Адаптация детей к детскому саду» Группа раннего развития «Красная шапочка» От 21 ноября 2017 года Председатель: Газиева Ф. М. –воспитатель Присутствовало 10 человек, список.

Протокол родительского собрания во втором классе «Организация учебно-воспитательного процесса» Протокол родительского собрания №1 2 «а» класса Дата проведения собрания: 14 сентября 2017 года Классный руководитель: Мочалова Татьяна.

Протокол родительского собрания первой младшей группы «Адаптация детей» Протокол родительского собрания первой младшей группы (а) «Адаптация детей» Тема: «Адаптация детей 1-ой младшей группы». от «20.

Конспект родительского собрания «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей»Конспект родительского собрания «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей» Сценарий проведения «круглого стола» для родителей детей раннего возраста. «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей». Авторы:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Адаптация учащихся»
Опубликовано: 31 июля 2018 в 18:20
+122Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Адаптация учащихся»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гавриловчук (УИ 640303) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД