Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников посредством проектной деятельности»

Татьяна Владимировна Мыреева
Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников посредством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Тема: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.

Темочки:

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных программах на сегодняшний день уже давно прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник даже детского сада. Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность. Именно проекты способны увязать образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Кроме того, проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

Современное изучение проектной деятельности как формы развития речи старших дошкольников представлено в работах А. М. Вербенец, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой, О. В. Солнцевой, Л. Л. Тимофеевой и др. Практической значимостью проектной деятельности как способа речевого развития является возможность педагогам для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.

Актуальность проблемы определила тему нашей работы «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности». Целью данной работы является воспитание инициативности и самостоятельности детей в речевом общении в процессе проектной деятельности.

В соответствии с выдвинутой целью решались следующие задачи: - проанализировать существующий опыт использования проектной деятельности в условиях ДОУ;

- изучить теоретическую основу проектной деятельности как форму развития речи;

- разработать модель системы работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс;

- привлечь родителей в образовательный процесс.

Обращение к проектной деятельности, объясняю тем, что, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.

Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?»

Несомненно, все вместе – это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на мой взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, лишение их содержательных (живых) способов общения. К сожалению, мы – взрослые, все чаще относимся крайне неуважительно к слову, не владеем им, не умеем грамотно выражать свои мысли, недооцениваем роль звучащего слова в развитии и воспитании ребенка. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае. Как правило, многие воспитанники и родители в качестве любимых занятий называют развлечения, связанные с просмотром телевизионных передач. Когда у ребенка после выходных спрашиваем: «Что делали дома? Что нового узнали?», слышим какой ответ?

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком, все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи я обратила внимание на метод проекта, который, являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, т. е. родителей, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста.

Целью моей проектной деятельности обогащение словаря. Необходимо было расширять словарный запас детей и формировать умение активно пользоваться им. В своей работе, как одну из форм, применила проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволила развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет мне определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Технология проектирования, на мой взгляд, является очень удобной и применимой при организации совместной работы воспитателя, детей и родителей. Формирование детско-родительского сотрудничества в процессе работы очевидно. Причем ценность этого сотрудничества очень высока, поэтому метод проектов можно считать находкой для достижения сплоченности. Именно метод проектов является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь проектная деятельность наиболее полно соответствует современным требованиям воспитания и обучения.

В ходе реализации проекта особое внимание уделяла развитию речи. Для этого использовала подобранные на изучаемую тему дидактические и настольные игры.

Использовала разные формы и методы работы над проектами: индивидуальная работа, игровые, наглядные, наглядно-действенные методы, внесение игрушек, наблюдение, экспериментальная деятельность, показ, словесная инструкция воспитателя, игровые ситуации, сюрпризный момент, аудио-видеозапись, поощрения, рассматривание иллюстраций, художественное слово, сравнение, беседа, консультации, оформление папок-передвижек, родительские собрания.

Темы проектной деятельности должны быть достаточно простыми и интересными, способными заинтересовать каждого ребенка. Если педагог окажется способен организовать правильный диалог с детьми, то он будет способствовать не только развитию их самооценки, но и их способностей к оценке полученных данных с точке зрения их пользы в повседневной деятельности. Это подтверждают логопеды, которые в последние годы фиксируют бурный рост числа специфических проблем в этой области. Нужно правильно организовать процесс сбора информации: эта работа должна быть увлекательной, она не может утомлять обучаемых.

В реализации проектной деятельности придерживаемся структуру проектной деятельности:

- Проблема;

- Проектирование и планирование;

- Поиск информации;

- Продукт;

- Презентация.

Применяем методы развивающего обучения (работа в парах, наглядное моделирование, заместители, проблемного диалога (поиск решения проблемы, противоречие) для активизации инициативности и самостоятельности в речевом развитии. В подготовительной группе проектную деятельность организуем на основе международных праздников по принципу комплексно-тематической организации образовательно-воспитательного процесса. Используем следующие типы проектов:

1. Игровые проекты, где участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

2. Информационные проекты, которые направлены на сбор и анализ информации о каком либо объекте, явлении.

3. Творческие проекты, связанные с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видео и мультипликационных фильмов.

4. Исследовательские проекты, где используются научные методы познания (наблюдение, эксперимент).

5. Практико-ориентированные проекты, связанные с работой на достижение объективно или субъективно значимого результата.

В течение нескольких лет я применяю проектный метод в своей педагогической деятельности. Мною были проведены как монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области - «Страна волшебных слов» (Цель: развитие умений обращаться к взрослым с просьбой, используя вежливые слова; употреблять вежливые слова в общении с другими людьми); и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы: «Будь здоров» (Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, Зимующие птицы-наши друзья» (Цель: Нравственное воспитание), «Овощная грядка» (Цель: Ознакомление детей с процессом прорастания семян при благоприятных условиях и беседа о «Делах огородных).

Начиная с сентября месяца разработали темы наиболее значимых событий по календарю международных праздников. Например, в сентябре в Международный день мира, вместе с детьми разработали информационный проект «Что такое Родина?». В октябре в рамках международного дня музыки, всемирного дня защиты животных, всемирного дня почты разработаны творческий проект «Музыкальная сказка», практико-ориентированный проект «Мой четвероногий друг», информационный проект «Труд почтальона».

Также в течение года запланированы и презентованы в виде лэпбуков, рисунков, театрализаций, изобретений, поделок, выставок, коллажей, видео-фрагментов практико-ориентированные, игровые, информационные проекты в рамках международных праздников.

Традиционными мероприятиями являются:

- «День народного единства», где дети совместно с родителями представляют творческий проект «Народы России», показывают совместные музыкальные номера, организовывают выставку;

- «Байанай»

- исследовательский проект «Я – исследователь» в рамках всемирного дня науки.

- международный день родного языка, где мальчики и девочки отдельно презентовали творческие проекты по якутским пословицам и стихотворениям якутских поэтов.

Кроме запланированных проектов по календарю международных праздников в повседневной жизни зарождаются краткосрочные проекты исходя из образовательной ситуации. Активно используем метод сообщения темы с мотивирующим приемом. Прием «Яркое пятно» заключается в предъявлении детям интригующего материала, связанного с данной ситуацией. В качестве материала используются: значимые события, художественные произведения, занимательные задания, шутки и т. д. В течение года обыграны такие ситуации, как «У Васи родился теленок», «Оторвалась пуговица», «У собаки появились щенки», «Съездили в город за покупками» и другие. В таких ситуациях у детей проявляется инициативность, самостоятельность в речевом общении, развитие речевого творчества.

Таким образом, в процессе проектной деятельности компенсируется проблема дефицита общения, происходит формирование словаря, развитие связной речи, развиваются коммуникативные способности, воспитывается культура общения, приобретаются навыкипубличного изложения своих мыслей.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников посредством проектной деятельности»
Опубликовано: 25 января 2025 в 05:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников посредством проектной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Владимировна Мыреева (УИ 3527011) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД