Эльбира Бесхлебная
Родительский лекторий «Учусь понимать ребёнка»
Родительский лекторий «Учусь понимать ребёнка»
Тематика родительского лектория «Учусь понимать ребёнка» должна учитывать современные подходы к воспитанию детей в семье. Главная задача – заинтересовать родителей и дать им возможность понять то, что им действительно необходимо: педагогические, правовые, культурно-просветительские знания.
Мотивы и потребности у родителей могут быть различными, но все они требуют определённого подхода и владения неуклонными принципами работы, такими как:
• отказ от критики;
• обеспечение свободы мнений;
Публикация «Родительский лекторий „Учусь понимать ребёнка“» размещена в разделах
• уважение жизненных позиций и семейных традиций;
• удовлетворение жизненного интереса и интеллектуального спроса.
До тех пор, пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия с ребёнком, сомнений по поводу значимости собственного жизненного опыта у него не возникает. Новые же знания вводят взрослого человека в другую социальную реальность, дарят новое видение подростковых проблем.
Цель программы: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, оказание образовательных услуг взрослым посредством обмена практическим опытом воспитания детей в условиях неформального общения.
Задачи:
• наладить взаимодействие между педагогами, родителями и подростками;
• помочь родителям научиться содержательному общению со своим ребёнком, понимать его интересы и потребности, адекватно оценивать уровень его развития, достижения;
• вовлечь родителей в жизнь образовательного учреждения на принципах сотрудничества.
Продолжительность реализации: в течение двух лет.
Участники: родители учащихся, объединённые в группы согласно их запросам по образовательным темам. Формирование группы осуществляется на добровольной основе (по возрасту детей, по актуальным темам, количество участников от 5-10 человек до 20 человек.
Работа клуба предусматривает 1 заседание в месяц, продолжительность встречи 1час.
Формы занятий:
• семинар;
• лекция;
• вечер вопросов и ответов;
• совместный досуг взрослых и детей;
• круглый стол;
• кинопросмотр;
• мини-тренинг.
Форма общения - свободная. Участники вырабатывают и принимают правила взаимодействия. После каждой встречи проводится короткое обсуждение её результативности.
Методические средства, используемые на занятиях:
• групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон;
• анализ ситуаций стимулирует к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы;
• информирование-это психологическое вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, если они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия;
• тренировка эффективных методов педагогического взаимодействия
• диагностические процедуры (анкеты, рисунки и т. д.) используются как средство получения участниками новой информации о себе и о своих детях.
Рекомендуемое оборудование и оснащение:
• фотоаппарат или видео;
• проектор, компьютер;
• канцелярские принадлежности;
• наглядные пособия;
• раздаточный материал.
Помещение для работы должно позволить расставить стулья для участников по кругу. При небольших группах (7-10 человек) и обсуждении определённых тем целесообразно устраивать чаепитие.
Прогнозируемый результат:
В процессе встреч в родительском лектории родители становятся более внимательными к своим детям, приобретают навыки безоценочного, толерантного отношения к ним, создавая атмосферу принятия, в которой подросток может чувствовать себя в достаточной безопасности.
У родителей повышается мера уважения к чувствам детей, осознанное признание необходимости автономии подростков, укрепление уверенности в собственных воспитательных возможностях.
Работа в совместных детско-родительских группах, подчинение взрослых и детей единым правилам дают возможность подростку почувствовать свою значимость, а родителям – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли своего ребёнка.
В процессе общения родители и дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.
Мониторинг эффективности данной программы осуществляется на всех этапах её реализации: через анкетирование участников (приложение № 1, тест родительского отношения А. Столина-А. Варги, а также в ходе индивидуального консультирования детей и родителей, при получении информации от педагога. Путём открытого обсуждения совместной деятельности организаторов и родителей осуществляется поиск оптимальных форм и методов воспитания в семье (приложение № 2)
Этапы реализациилектория :
1. Формирование групп, знакомство.
2. Тематические занятия.
3. Итоговое занятие, рефлексия.
Тематическое планирование работы клуба “Моя семья”
№ п/п Тематика Форма проведения
1. Прежде всего мы родители Круглый стол
2. Я и мой ребёнок : поиск взаимопонимания Семинар-практикум
3. Мир детский и мир взрослый Психологическая гостиная
4. Путь доверия. Все мы чем-то похожи Мини-тренинг
5. Воспитание без наказания Ток-шоу
6. Если дороги вам ваши дети - проблема детской алкоголизации Душевный разговор
7. Самооценка в старшем подростковом возрасте Проблемная лекция
8. Компьютер ребёнку друг! Круглый стол
9. Роль отца в воспитании детей Конференция пап
10. Неразлучные друзья: взрослые и дети Психологическая игра
11. Невидимая связь Деловая игра
12. Изменение стереотипов Вечер вопросов и ответов
13. Права детей и родителей Брейн-ринг
14. Семья года Конкурсная программа
15. Умеем ли мы общаться Тренинг
16. Копилка родительских советов Аукцион
17. Родители меня не понимают Просмотр социальных роликов
18. “Улыбка, спорт, здоровье - нам в жизни ценное подспорье” Вечер семейного отдыха