Татьяна Павловна Белоусова
Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь пересказывать»
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с ЗПР существуют следующие проблемы развития речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Одной из задач моей работы является: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Умение пересказывать очень важно для дальнейшего обучения в школе. Если ребёнок не умеет пересказывать текст, то его ожидают серьёзные проблемы по разным школьным предметам.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
Пересказ считается сравнительно лёгкой речевой деятельностью, т. к. ребёнок излагает уже готовое содержание и пользуется уже готовой формой. Но эта лёгкость относительна, потому что, Вы даже не представляете, как трудно ребёнку с ЗПР воспроизвести готовое произведение, не потеряв смысла.
Для обучения пересказу использую тетради Теремковой Н. Э. «Я учусь пересказывать». Их 5, но я беру только 4. Начинаем работать с части № 1.
Все рассказы в этих тетрадях имеют
следующие преимущества:
• Небольшие по объему (с тенденцией постепенного увеличения);
• Доступны по содержанию и языку;
• Имеют четкую композицию и простой сюжет (с одной сюжетной линией);
• Приближены к личному опыту детей;
• Все рассказы несут нравственный урок. В конце можно задать вопрос «Чему научила нас эта история?»
В каждой тетради представлены 7 рассказов. Каждый рассказ сопровождается иллюстративными картинками и вопросами для беседы.
Но мы столкнулись с такими трудностями:
• Наличие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в текстах. На начальном этапе работы ребенку с ЗПР не составить самостоятельно такое предложение, даже с помощью вопросов. А разбить такое предложение на 2 простых – дети тоже пока не умеют.
• Картинки даны все сразу на одной странице. У ребенка «разбегаются глаза» (извините за фразеологизм, трудно сориентироваться.
И тогда я решила внести
некоторые изменения:
1. Разрезала все картинки.
2. Упростила некоторые предложения в рассказах, не меняя смысла.
Работаем следующим образом: читаю предложение – выкладываю одну картинку (или пару картинок). И так весь рассказ. У ребенка перед глазами выстраивается наглядная последовательная цепочка картинок- опор.
И дело наладилась. Для внесения игрового момента, так важного для дошкольника, в каждой тетради имеются раскраски и различные задания: "Пройди лабиринт", "Найди отличия", "Сгруппируй по признаку» и т. д. Эти задания дети с удовольствием выполняют вместе с родителями в качестве домашних тренировочных упражнений.
За первый год обучения с детьми старшей группы мы освоили 14 рассказов из тетради № 1 и № 2. Дети научились пересказывать прослушанный рассказ. Научились самостоятельно выкладывать картинки в нужной последовательности, т. е. выстраивать сюжетную линию. Перейдя в подготовительную группу, начинаем работу с тетрадями № 3 и № 4. Здесь нас ждет усложнение: будем учиться выполнять творческие задания. Например: подумай, что произойдет дальше с героями?