МААМ-картинки

Формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых занятий

наталья синькова
Формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых занятий
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых занятий

Проведя диагностическую работу и выяснив, что у данной категории детей, речь не достаточно сформирована, и находится на низком уровне, возникает вопрос о необходимости коррекционной логопедической работы в течение всего учебного года.

Публикация «Формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых занятий» размещена в разделах

Целью формирующего эксперимента апробировать систему дидактических игр, направленных на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

В ходе формирующего эксперимента использовались методики, представленные в работах К. А. Печоры, Ю. Ф. Гаркуши, Н. Ф. Комаровой, Л. Б. Баряевой.

В ходе эксперимента были модифицированы некоторые элементы данных методик. Модификации обусловлены с процедурой проведения эксперимента, упрощением инструкции, однако данные изменения не влияли на полученные результаты. Эксперименты проводились на базе начальной школы-сада №36 г. Краснодара.

Нами был составлен тематический годовой план логопедических занятий в трех таблицах и подобран комплекс дидактических игр и упражнений для формирования речи у детей младшего дошкольного возраста с ЗРР на каждую изученную тему.

Также в течение всего учебного года нами были проведены:

- диагностика речи детей,

- тематические беседы с воспитателями и родителями по данной проблеме,

- открытые занятия для воспитателей и родителей.

Достижение эффективности в коррекционно-логопедической работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса а, в частности, воспитателя, логопеда, психолога и родителей. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие подходов логопеда и воспитателя к ранней речевой работе с младшими дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения её недостатков, использование ведущего вида – игровой деятельности - залог успеха в логопедической работе.

В коррекционно-логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития все игры используются с учетом ряда принципов:

1. Реализуется принцип деятельности, каждую игру следует рассматривать или считать деятельностью, а систему игр рассматривать как совокупность различных деятельностей, связанных между собой.

2. Принцип систематичности последовательности и учета возраста

позволяют распределить игры в определенной системе с выделением наиболее значимых для раннего возраста видов игр.

3. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка с задержкой речевого развития позволяет использовать игры таким образом, чтобы нормализовать отстающие функции ребенка.

4. Учет структуры дефекта – реализуется на первых этапах

коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития.

5. Принцип поэтапности в воспитании речи определяет структуру и

организацию коррекционной работы.

6. Использование игровой деятельности в устранении задержки речевого развития опирается на такие дидактические принципы, как доступность речевого материала в играх, последовательность игр от простых к более сложным, принцип связи содержания обучения с жизнью детей, развивающей направленности дидактических игр.

Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная «логопедизация» проводимых воспитателем занятий и режимных моментов, с другой – насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их «психологизация». Этого можно достичь при условии готовности воспитателя и логопеда к осуществлению различных аспектов преемственности в педагогической работе.

Логопед определяет общие и частные задачи развития речи у детей младшего дошкольного возраста совместно с воспитателем намечает объём и содержание всей речевой работы.

Успех коррекционно-логопедической работы в группе младших дошкольников определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

При разработке методики коррекционно-логопедического обучения особенно большое значение придавалось системе планирования логопеда и воспитателя при работе с детьми младшего дошкольного возраста. В связи с этим было составлено перспективное планирование работы логопеда и воспитателя в во второй младшей группе на весь учебный год (см. прил. 2).

Преодоление ЗРР достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, импрессивной и экспрессивной речи.

Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

Коррекционная работа с детьми младшего дошкольного возраста направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.

На индивидуальных занятиях работа велась по развитию:

-артикуляционной моторики,

- постановке звуков,

- развитию фонематического восприятия,

- коррекции нарушенных функций с учётом возможностей каждого ребёнка.

Артикуляционные упражнения связаны с определённой темой, например «Птицы», «Звери», и игрой. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведётся работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в инопланетян, героев сказок, зверят и т. д. Таким образом, развивается воображение, творческая фантазия, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединялись. С ними проводилась работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включались задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединялись одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который порой по ходу действия (занятия) сочиняли дети.

Система фронтальных занятий по коррекции произношения отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основе лежат комплексность и игровые приёмы.

В системе занятий реализовался принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно:

- коррекционное воспитание,

- коррекционное развитие,

- коррекционное обучение.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

- развитие слухового внимания; развитие сенсорных и моторных функций; формирование кинестетической основы артикуляторных движений; развитие мимической мускулатуры; развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени); развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).

Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Требования в программе распространяются на все фронтальные и подгрупповые занятия в логопедической группе:

1. Цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы.

2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом.

3. Сочетание учебных и игровых форм (интегрированные, комбинированные занятия).

4. Наглядность в зависимости от возраста детей, этапа и содержания работы.

5. Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.

6. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

7. Недопустимость использования дефектных звуков.

При организации фронтальных логопедических занятий по коррекции произношения у младших дошкольников использовался комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Для достижения поставленных целей использовались разнообразные методические приёмы, которые носят развивающий характер.

Последовательность ознакомления со звуками в основном в соответствии с рекомендациями Г. А. Каше, присутствует и варьирование последовательности изучения звуков [7, с. 58].

Учитывались в программе требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии.

Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной. Некоторые варианты организации занятий с использованием :

- сказочных сюжетов; элементов фольклора; воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений; литературных персонажей; известных и придуманных игр; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных и пейзажных картин; специально изготовленных пособий – рисунков, коллажей, мозаик, панно; настольно-печатных игр; сюжетов и героев мультфильмов.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

- развитию всех компонентов речи; формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза; развитию познавательных процессов; развитию творческих способностей детей; воспитанию нравственно-эстетических чувств.

Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1. оргмомент;

2. сообщение темы занятия;

3. характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;

4. произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;

5. произношение звуков в словах;

6. физминутка;

7. работа над предложением;

8. работа над связной речью;

9. итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные:

- задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; лексико-грамматические задания; физпаузы (взаимодействие речи и движений); голосовые, дыхательные, мимические упражнения; имитация движений и действий; творческие задания; словотворчество; упражнение на развитие познавательных процессов; стихи, диалоги.

Данные элементы дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребёнка.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических фронтальных занятий.

1. Организационный.

Цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а так же коррекция психофизических функций. Организационные моменты проводятся в разных вариантах, включаются релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей младшего дошкольного возраста. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия.

Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки из названия персонажей. На других занятиях детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки. Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

1. уточняется артикуляция – положение губ, языка, и зубов при произношении изучаемого звука;

2. уточняются акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие); поётся или не поётся звук (гласные или согласные, мягкость и твёрдость;

3. находится образное сравнение звука.

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.

Одной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия : с Винни-Пухом дети повторяют «вопилки» и «дразнилки», с Колобком поют песенки, с Домовёнком слушают и воспроизводят звон колокольчиков, с инопланетянами разговаривают на их языке.

5. Произношение звуков в словах.

На этом этапе занятий решаются следующие задачи:

1. развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

2. уточнение и расширение лексического запаса;

3. овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

4. развитие слухового внимания и зрительной памяти;

5. овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей. Проводятся игры на развитие слухового внимания: «Узнай инструмент», «Слушай и делай», «Делай, как скажу, а не как покажу», «Будь внимателен», «Подскажи словечко», «Послушай и сделай», «Дятел», «Какое слово отличается от других?», «Четвёртый лишний», «Определи на слух самое короткое слово», «Какие пары слов похожи по звучанию?».

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда, пища и т. д., способствует развитию логической памяти. А применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова, - развивает звуковое чутьё.

Проводятся игры «Угадай звук в слове?», «Хлопни в ладоши».

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведётся работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и то же слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

Зрительная память и внимание хорошо развиваются в играх «Что изменилось?», «Кто спрятался?», «Кто стоял или сидел между ними?», «Кто улетел?»

6. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Планирование физминуток в виде подвижных игр и физических упражнений в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Планирование физминуток в виде пальчиковых игр с речью способствует совершенствованию мелкой моторики.

Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Физминутка проводится и в форме психофизической гимнастики,

7. Работа с предложением.

Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям: согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных.

Забавными и интересными бывают задания с просьбой определить предметы на ощупь, которые развивают осязание.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

1. установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

2. актуализация накопленного словаря;

3. формирование связности и четкости высказываний;

4. работа над предложением как средство развития мыслительных процессов;

5. анализ и синтез словесного состава предложения.

Приёмы работы над предложением разнообразны и соответствуют основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем составление простых предложение с опорой на картинку, а затем и без картинки.

Обязательным условием при выборе принципов и приёмов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

8. Произношение звука в связной речи.

Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т. е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:

1. развитие воображения и творческой фантазии;

2. развитие словотворчества;

3. развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами, которые насыщены изучаемыми звуками, занимательны и доступны, и, кроме того, многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным).

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувства созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы.

Развитие связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций. Решение проблемных ситуаций направлено на формирование логических умозаключений

Организуется пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитация движений, разыгрыванием сценок и т. д.)

Кроме того, попутно решаются задачи нравственно-эстетического воспитания детей.

9. Итог занятия.

Дети закрепляют полученные знания в различных играх. На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т. е. определяется результативность. Естественно, она не проводится в форме «Это хорошо, а это плохо». Скорее, здесь присутствует положительная эмоциональная оценка типа:

«Спасибо. Дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро, закончилось и приходиться расставаться». Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке отмечается активность, удача, пусть даже маленькая, или просто хорошее настроение того или иного ребёнка. А реакция на неудачи – пожелание ребёнку активно работать и всё получится, поселить надежду на успех в последующих занятиях, убедить, что отчаиваться не стоит.

В не меньшей степени важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий раз?» Иногда итог занятия предлагается в игровой форме.

Очень важно, чтобы в заключительном «аккорде» занятия прозвучала положительная оценка и уверенность, что завтра получится ещё лучше.

Так же ряд занятий был посвящен непосредственно игровой деятельности. Для ее проведения использовались различные игры: лото, строительные игры, игры с парными картинками, простой конструктор. Дидактические игры: «Послушаем, что слышно», «Угадай, кто пришел», «Чудесный мешочек», «Кукла одевается», «Кто что ест», «Поручения». Подвижные игры: «Катай мяч», «Пойдем вместе», «Пальчиковая гимнастика». При этом детям с задержкой речевого развития требовалась помощь со стороны взрослых как при использовании действий с предметами-заместителями, так и при организации коллективной подвижной игры.

3.2. Динамика развития речи детей младшего дошкольного

возраста

Проведя диагностическую работу по изучению динамики развития речи у детей младшего дошкольного возраста, были получены результаты, которые зафиксированы в таблицах и диаграммах.

Публикации по теме:

«Система работы по формирование графических умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Её решения.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся.

Формирование познавательных навыков у детей младшего дошкольного возраста через игры ЦЕЛЬ: осуществление неразрывной связи познавательного и сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредствам дидактических.

Формирование интереса детей дошкольного возраста к художественному творчеству в процессе занятий изодеятельностью Тезисы по теме: «Формирование интереса детей дошкольного возраста к художественному творчеству в процессе занятий изодеятельностью». Сегодня.

Консультация для педагогов «Формирование элементарных речевых навыков у детей младшего возраста с ТНР» Консультация для педагогов "Формирование элементарных речевых навыков у детей младшего возраста с ТНР" Материал в информационную папку для.

Формирование певческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых методов и приёмов Актуальность опыта Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги.

Первое занятие из цикла игровых занятий-консультаций для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста Игровое занятие №1 Каждый ребенок талантлив от природы. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь малышу развить и расширить.

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Презентация к родительскому собранию ПРЕЗЕНТАЦИЯ Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста 1 слайд При воспитании у детей самостоятельности.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 47» Статья на тему: «Формирование.

Статья «Организация игровых занятий по формированию ЗОЖ с детьми младшего дошкольного возраста» Здоровье - основа жизни и развития ребёнка. Однако здоровье не существует само по себе. Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых занятий
Опубликовано: 6 октября 2017 в 18:33
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых занятий» (включая файлы) размещена пользователем наталья синькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД