Светлана Дыханова
План самообразования «Развитие речевых и двигательных навыков у детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевых и двигательных навыков у детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности
Ф. И. О. специалиста Дыхановой Светланы Васильевны Должность воспитатель
Опыт работы в должности 29 лет
Единая методическая тема учреждения «Единство диагностических и коррекционных методик в работе специалиста» 2015-2017 годы
Публикация «План самообразования „Развитие речевых и двигательных навыков у детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Тема самообразования «Развитие речевых и двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности»
Цель самообразования : совершенствование педагогического мастерства, разработка и реализация программы по театрально-игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.
Поражение двигательной сферы и речевой при ДЦП может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения; при достаточном объеме движений; при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят больного ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Поэтому с первых моментов общения я, как воспитатель, стремлюсь создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы ребенка, развития его мотивационной и психоэмоциональной, волевой сфер.
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.
Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление, мышление в действии. Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году В. М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи.
Работу на младшей коррекционной группе начала с диагностики, речевых и двигательных возможностей детей, что позволило выявить актуальный уровень развития каждого ребёнка. 50% детей в группе имеют ограничения в движениях и речевые нарушения. У этих детей игровая деятельность детей в основном носила предметно - манипулятивный характер, действия не сопровождались речью, не имеющей эмоциональной окраски. Были слабо развиты навыки владения собственным телом, координация движений, тонкая моторика рук.
Так возникла идея работы с детьми по развитию речи и двигательных навыков средствами театрализованной
На первом этапе я выделила актуальную проблему детей ДЦП. Определила группу детей, и спрогнозировала предполагаемые результаты
1 этап был посвящен подбору и изучению литературы Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. «Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии», Е И Стребелева «Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр», М. Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», Левченко И. Ю., Приходько О. Г., Гусейнова А. А. «Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками», Г. В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей», Устинова Е. В. «Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками» и др.
Проанализировав, я пришла к выводу, что методические разработки подходят для детей с проблемами в интеллектуальном развитии, у которых нет серьезных двигательных нарушений. Для детей с тяжелой двигательной патологией показывает, что, к сожалению, такая работа не всегда продуктивна.
Этапы
Направления деятельности Сроки Результат
1 Организационный Подбор литературы, Создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей. 2015г Знакомство и анализ документации.
2 этап Диагностический Выявление у детей речевых и двигательных функций к различным видам театрализованной деятельности. 2015г Определила группу детей, и спрогнозировала предполагаемые результаты
3 этап «Апробация» практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)
Создание предметно-развивающей среды в группе. 2015 – 2016гг Разработка сценариев сказок – драматизаций. Кукольных театров.
4 этап Практический Апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых технологий; повышение уровня родительской компетентности в области художественно-эстетического воспитания 2015 – 2016гг Подготовка к спектаклям Мероприятие: драматизация сказок, подготовка и показ кукольных театров
5этап Обобщающий Распространение и внедрение опыта в практику других учреждений.
2016г
Размещение на сайт «Лучик» консультации для педагогов и родителей, другие интернет ресурсы.
При систематическом проведении игры- драматизация и обеспечении ее целенаправленным руководством у детей дошкольного возраста сформируется интерес к игре драматизации, дети научатся общаться со сверстниками и взрослыми.