Екатерина Озерова
Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игры на развитие артикуляционной моторики:
• Птенчик (открывать-закрывать рот)
• Достань нос язычком
• Любопытная змейка (острый язычок)
• Поймай шарик (на шнурке небольшой шарик, который нужно достать зубами, губами, языком)
• Лягушка (узким языком широко открыть рот и «поймать комара»)
• Корова (имитация жующей коровы)
• Зеркало ( друг против друга: движения челюстью вправо-влево, вверх-вниз, язык вверх-вниз, щеки надуть-сдуть)
• Зебра (улыбка, оголяем верхние зубы, затем нижние зубы)
Публикация «Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (4–5 лет)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
• Обезьянки ( строим друг другу гримасы: оттопырить нижнюю губу, шлепаем нижней губой по верхней губе)
• Заяц (покусать нижнюю губу)
• Веселый клоун (Беззвучно удерживаем улыбку «И»5-10сек)
• Грустный клоун (беззвучно «У» 5-10сек)
• Веселый и грустный клоун (чередуем «И-У»)
• Рыбка (беззвучно губами произносим гласные звуки)
• Песенка (губами произносим ббб, а пальчиком быстро возим по губам)
• Почистим нижние зубки (языком возим из стороны в сторону по нижним зубкам)
• Пройти по мостику (широкий язык лежит на нижней губе, на кончик языка кладем печенье, зубками покусываем язычок и захватываем печенье)
• Киска сердится (кончик языка прижать к нижним зубам, боковые края языка поднять к верхним коренным зубам)
• Золушка (языком почистить стенки-щеки)
• Воздушный футбол (дуем на кончик язычка и произносим ффф, следим, чтобы дуть не надувая щек)
• Вкусное варенье (облизываем губы)
• Подуй на нос
• Маляр (возим широким языком по небу)
• Дятел (кончиком языка стучим по альвеолам за верхними зубками)
• Индюк (широким язычком возим вперед-назад по верхней губе и произносим бл-бл-бл)
• Лошадка (цокаем язычком)
2. Развитие фонематического слуха
• Угадай, кто это? (узнаем по голосу ребенка)
• Красный-белый (поднять красный кружок, если услышит заданный звук и белый – если звука нет)
• Кто больше слов придумает на заданный звук (слог)
• Повторялки (са-са-сы, сы-са-са)
• Ты начни, а я закончу (са-са-са – на цветке сидит (оса)
• Загадки с рифмованной отгадкой
• Выбери слово (выбрать из стихотворения все слова со звуком С)
• Закончи слово слогом (ко (са, ли (са)
• Сделай мягким (са-ся, со-сё, су-сю, сы-си, сэ-се)
• Закончи предложение (за-за-за – у Зои коза)
• Подарки для Сони и Зои ( у Сони все слова со звуком С: самолет, собачка, а у Зои все слова со звуком З:зайка, зонт, зубная щетка)
• Покупки у Сони и Зои (по тому же принципу)
• Кто больше слов придумает (придумать слова на заданный звук)
• Найди игрушку с заданным звуком «По дорожке я пошел и игрушки я нашел»
• Замени первый звук в слове (тапки-шапки, майка-шайка)
• Изобразить голос медведя Михаила Потаповича, медведицы – Анастасии Петровны и медвежонка
• Скажи как я (громко-тихо)
• В гору (поднимаемся вверх сначала легко-громко считают до 10, затем спускаемся вниз легко - тихо)
4. Игры для развития физиологического и речевого дыхания
• Вертушка (чья вертушка дольше и быстрее будет вертеться)
• Пастушки (губы и язык трубочкой, дуем на перышке)
• Фокус (дуем на широкий язычок на нос, пытаясь сдуть перышко)
• Попади ваткой в ворота (дуем на ватку, пытаясь забить гол в ворота)
• Волшебное горлышко (дуем в горлышко узкой бутылки)
• Лодочки плывут по озеру (дуем в таз с водой на лодочки)
• Покатаем бревнышки (дуем на карандаши, катушки)
• Сломанный телевизор (Артикуляция гласных звуков)
• Веселый шарик ( лопнул: с-с-с)
• Насос (надуваем насос – с-с-с)
5. Развитие словаря и совершенствование грамматического строя речи
• Съедобное - несъедобное (расширение словарного запаса)
• По цепочке (обобщение, назовите овощи – дети по очереди называют: картофель, капуста, морковь и т. д.)
• Мы не скажем, а покажем (один ребенок показывает движения, а дети их называют)
• Чего не стало или что взял мишка (10 предметов)
• Новые слова ( образование новых слов: конфета - конфетница, конфетный)
• Один – много (ваза-вазы и т. д.)
• Удлиняй слова (куст-кустик, кустовой; дом-домик, домовой, домашний, домище и т. д.)
• Похожие слова ( синонимы: врач-доктор, шофер-водитель)
• Назови ласково (мама – мамочка, мамуля, матушка)
• Иностранец (описание предметов для иностранного гостя)
• Добавь слово (На небе туча – На синем небе туча. – на синем небе темная, дождевая туча)
• Урок Мальвины ( составление предложений из заданных словосочетаний: лесная ягода – Ребята собрали лесную ягоду и приготовили вкусный пирог)
• Помоги Незнайке ( подружи слова в предложении: мама, готовить, пироги, вкусный – мама приготовила вкусные пироги)
• Исправь ошибки Незнайки (Я весь босой; я укладил куклу спать)
• Два брата (образование видовых пар глаголов) Брат – лентяй и шустрый брат: один встает – другой встал, одинсадится – другой сел. И т. д.
• Задумай слово (классификация знаний о предмете)Пушистый, лакает молоко, мурлычет – кошка
• Кто что умеет делать (подбор глаголов, обозначающие действия животных: журавли-курлычат, ворона-каркает, синица-тинькает, воробей-чирикает и др.)
• Где что можно делать? ( использовать в речи глаголы: например, что можно делать в лесу)
• Закончи предложение (подбор глаголов, обозначающие окончание действий) Оля проснулась, оделась, побежала гулять и др.
• Чьё? Чьё? Моё! ( образование притяжательных прилагательных: хвост птичий, бычий, лисий и т. д.)