Надежда Малюгина
Программа «Ритмика в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
Данная образовательная программа заключает в себе возможности для всестороннего развития личности ребёнка. И чем раньше ребёнок войдёт в «большой мир искусства», тем быстрее он научится отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного и главное, обогатит свой духовный мир. Ритмике как учебно – воспитательной дисциплине должно отводиться значительное место в системе общего музыкального образования.
Публикация «Программа „Ритмика в детском саду“» размещена в разделах
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Через познание сути содержания искусства в душе ребёнка формируется эмоционально – образное восприятие музыки и движений, ассоциативное мышление, волевые качества, воображение. Научить ребёнка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлены занятия ритмикой, которые необходимо систематически проводить с детьми уже с раннего возраста. На этих занятиях у них развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус, вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляются различные группы мышц, улучшается осанка.
Особую важность играет связь музыкальных впечатлений с физической активностью ребёнка. Увеличение двигательной активности оказывает влияние на повышение умственной активности, на физическое развитие, состояние нервной системы. Предмет «ритмика» даёт возможность педагогу создать именно такую обстановку на уроке.
Целью преподавания ритмического развития являются :
Первостепенное воспитание нравственно – эстетических чувств.
Формирование познавательного интереса и любви к прекрасному.
Раскрытие художественно – творческих способностей.
Раскрытие музыкально – двигательных способностей.
Раскрытие творческой активности.
Основные задачи преподавания ритмики :
• Знакомство детей с миром музыки и развитие музыкальных способностей.
• Знакомство детей с простыми музыкальными понятиями: «быстро» и «медленно», «громко» и «тихо».
• Воспитание метроритмического вкуса.
• Использование разных частей тела как самых простых инструментов в целях самовыражения.
• Развитие координации в пространстве, умение координировать различные типы движений.
• Развитие памяти, внимания, воображения, слушательских умений.
• Освоение навыков ритмического диктанта : обозначение ритмического рисунка условными жестами, символами.
• Привитие детям культуры общения между собой (в паре, в группе).
• Знакомство с разными жанрами хореографического искусства: (классический танец, сценический танец, современный танец и т. д.).
• Распознать в ребёнке потенциальные возможности и помочь ему их развить.
• Воспитать культурно – образованную личность.
Для выполнения поставленных задач программа преподавания ритмики предусматривает следующие виды занятий:
Обучающее занятие.
Тренировочное занятие.
Коллективно – творческое занятие.
Постановочно – композиционное занятие.
Индивидуальное занятие.
Контрольное занятие.
Возраст учащихся 4 – 6лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. Форма занятий групповая. Группы комплектуются по возрасту. Численный состав группы от 8 до 12 человек.
Возрастные границы групп следующие:
4 – 5 лет (первый год обучения)
5 – 6 лет (второй год обучения)
Занятия проводятся один раз в неделю для детей 4 – 5 лет 20 минут, для детей 5 – 6 лет 30 минут.
Ожидаемые результаты.
Заинтересованность, увлечённость детей в реализации их богатых потенциальных творческих возможностей посредством синтеза искусства и культуры (хореографии, пластики, музыки). Умение красиво двигаться, танцевать, понимать и чувствовать музыку. Формирование и развитие эстетического вкуса.
Формы контроля.
основной формой контроля успеваемости и подведения итогов являются выступления на праздничных и школьных концертах.
2. Учебно – тематический план.
В программе выделено : заинтересовать, увлечь, помочь детям реализовать их богатые потенциальные творческие возможности посредством синтеза искусства и культуры (хореография, пластика, музыка, мастерство актёра). Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга.
Используемые методы:
Метод перехода от простого к сложному.
Метод чередования активных движений с более спокойным.
Метод повторения
Метод ускорения и замедления
Метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды
Метод коллективного творчества
Сочинение небольших композиций
Основные темы занятий:
Ходьба, ходьба с координацией рук и ног, ходьба с остановкой, ходьба с ускорением и замедлением темпа, ходьба со сменой направления, игры.
Бег на носках мелкими шагами, бег с хлопками, подскоки, бег с остановкой, подскоки с попеременным шагом, игры.
Упражнения на развитие пластики и гибкости.
Ритмические движения с предметами, игры.
Прохлопывание ритма песен, игры.
Построение и перестроение простых геометрических фигур, игры.
Движение по кругу, игры.
Ритмическое двухголосье, игры.
Ритмические игры.
Совершенствование движений.
Упражнения на координацию движений, игры.
Упражнения на память и внимание, игры.
Упражнения на укрепление мышц и выработки правильной осанки.
Игры с предметами.
Основы классического танца, основы народного танца, эстрадный танец, парный танец.
3. Содержание изучаемого курса.
Характер музыки, средства музыкальной выразительности, комплексы ритмической гимнастики, танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами, игровое танцевальное творчество, элементы парного, бального, народного и современного танца.
4. Методическое обеспечение.
Репетиционный зал, ковровое покрытие, музыкальный центр, мячи, обручи, комплект игрушек, ленточки, листочки, шарфики.
5. Используемая литература.
«Программа по ритмопластики» автор И. А. Джаллалова
«Ритмическая мозаика» А. Буренина
«Танцевальная ритмика» Т. Суворова