Валерия Парайко
Рисование песком на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
"Рисование песком на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога
с детьми с задержкой психического развития"
Парайко Валерия Игоревна
Педагог-психолог
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного
учреждения детский сад
комбинированного вида №49 г. Амурска
Амурского муниципального района
Хабаровского края
Содержание.
Введение…. 3
Актуальность…. 3.
I этап Знакомство с песком…. ….8
II этап – Сюжетное рисование на планшете двумя руками…. 11
Публикация «Рисование песком на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование песком и на песке
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
III этап – Cоставление динамических композиций на песке (рисование двумя руками одновременно…. …. 14
Заключение….…. 18
Приложение…19
«Использование метода песочной терапии
приглашает нас в путешествие, где порой
будет не просто, но всегда интересно.
Процесс разворачивается как в сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте. Не перестаёт удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации».
В. Андреева.
Введение
Актуальность.
В последнее время наблюдается тенденция к росту числа детей с диагнозом задержка психического развития, которые проявляются в нарушении речи и низким уровнем развития психических процессов. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия.
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит передо мной задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления психического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Ребенок в современном мире должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и стараться стать успешным, поэтому необходимо учить детей, развивать их личность.
В начале 2019 учебного года, я проводила вводную диагностику по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Какие результаты я получила, мы видим на графике. То есть – это низкая самооценка, (Методика «Десенка», В. Г. Щур, высокий уровень тревожности, («Страхи в домиках», А. И. Захаров, М. Панфилова) проявление агрессии (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992, а также низкая мотивация (М. Р. Гинзбург) на занятиях.
Таким образом, у детей с задержкой психического развития отмечается ослабление межполушарного взаимодействия. Слабые межполушарные взаимодействия и несформированность полушарий отражаются на других высших психических функциях.
Одним из важных условий в моей работе - является использование новых информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.
В своей работе я использовала песок, как для снятия эмоционального напряжения с детьми с задержкой психического развития и поэтому решила применить и разработала дополнительную образовательную программу «Ситуация успеха» для детей с задержкой психического развития старшего возраста, в которой игры и упражнения были направлены на развитие двухполушарного взаимодействия.
Новизна. То есть рисование песком на световом планшете одновременно двумя руками является новизной в моей методической разработке.
Защитила педагогический опыт на тему: «Двухполушарное развитие – рисование песком на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога» на уровне муниципального района дошкольного образовательного учреждения сад комбинированного вида № 49 г. Амурска.
Приказ № 653-Д от 13.11.2020г.
Цель: обобщить и описать наработанный опыт по овладению техникой рисования песком, одновременно двумя руками в рамках дополнительной образовательной деятельности «Ситуация успеха».
Техника «Развития двухполушарного взаимодействия» рисования песком решает следующие задачи:
• Разработать программу для дополнительного образования «Ситуация успеха» для развития двухполушарного взаимодействия у детей с задержкой психического развития.
• развитие зрительно-моторной координации и умения свободно владеть кистями обеих рук;
• Апробировать перспективно-тематическое планирование в дошкольном образовательном учреждении с воспитанниками имеющие задержку психического развития.
Наши песочные планшеты имеют прямоугольную форму, на таком поле для творчества можно творить композиции и горизонтальной, и вертикальной ориентации, точно определить центр здесь тоже немного проще.
Для удобства на световых планшетах специально имеются боковые отсеки для хранения песка. Так его излишки не мешают созданию картины, накапливаясь у бортов, а значит, меньше шансов, что они просыплются через него.
Кроме того, песочный планшет выделен для каждого ребенка и отдельный планшет специально для педагога.
Световая песочница имеет следующие размеры конструкции:
ширина – 30 см;
длина – 50 см;
высота – 10 см.
высота бортиков над световой поверхностью – 2 см.
Световой стол выполнен из прочных материалов – ЛДСП и матового оргстекла, которое не разбивается даже при сильных ударах. Неслучайно именно этот крепкий материал был когда-то давно разработан для остекления самолетов.
Его столешница оснащена бортиками для препятствования потерям основного расходного материала, который благодаря этому может быть использован повторно бесконечное количество раз.
Высота планшета соответствует возрасту и росту дошкольников, но удобна тем, что песочный художник может свободно дотянуться до любого угла поверхности столешницы.
Стол для рисования песком оснащен подсветкой, которая позволяет подсветить очертания изображаемых сюжетов и добавить изначально монохромному изображению переливов яркости и оттенка.
Подсветка стола–планшета служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора. Наука, которая воздействует с помощью разных цветов на организм ребенка, называется цветотерапией. Она основывается на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему.
Подсветка стола создает сказочный мир, где ребенок погружается и отвлекается, и расслабляется. В то же время самого песка для полноценного функционирования световой песочницы нужно не так уж и много – материал не должен полностью перекрывать поступление света, а, скорее, лишь ограничивать его определенными формами, которые задает творец.
У песочного планшета имеется крышка, она защищает панель с песком от попадания пыли и посторонних предметов и препятствует выветриванию песка из-за сквозняка.
Использую также и дополнительные материалы для рисования: массажные мячи, ситечко, трафареты, трубочки, декоративные украшения (камни, палочки, кисти, лопатки.
Главное достоинство метода двухполушарного взаимодействия в том, что ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир в живом трехмерном пространстве, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.
Двухполушарное взаимодействие является основой интеллектуального развития ребенка у детей с задержкой психического развития.
Игры, которые я подбирала для детей с ЗПР, направлены на развитие межполушарных связей, кроме того они синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Чтобы включить в работу оба полушария мозга, ребенок сначала должен уметь рисовать обеими руками по очереди, затем вместе.
Свои коррекционно-развивающие занятия я строила следующим образом: обучение рисованию песком на световом планшете с детьми предусматривает три этапа.
I этап - Знакомство с песком.
На первом этапе дети учились описывать свои ощущения, эмоции, настроение. Кроме этого дошкольники учились набирать песок в кулачок и равномерно распределять его на песочный планшет. А так же слышать инструкцию педагога и выполнять различные двухступенчатые инструкции. Развитие аккуратности и усидчивости.
Все упражнения должны представляться ребенку в игровой форме, особенно на первых занятиях, для лучшей адаптации ребенка и наиболее эффективного усвоения полученных знаний, упражнение следует проводить в сказочной форме, одна история перетекает в другую. Пусть на первых занятиях упражнения будут максимально простыми, а количество основных картинок не превышает 7-8.
Мотивационные игры, которые использовались на первом этапе:
1) «10 игрушек»;
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Перед ребенком выкладывают 10 игрушек на песке, совместно с ребенком проговариваются названия игрушек. Затем ребенок закрывает глаза. Игрушки можно убрать или засыпать песком, после ребенок должен вспомнить и сказать какие игрушки он видел. Это упражнение можно выполнить несколько раз до тех пор, пока ребенок не воспроизведет нужное количество.
2) Рассказы для запоминания.
Сочетание песочной терапии и использование познавательных игр позволяет обогатить как пассивный, так и активный словарь ребенка. Данное упражнение выполняем следующим образом – ребенку зачитывается рассказ. Затем ребенок рисует на световом планшете то, что запомнил в рассказе. После того, как закончил рисовать, опираясь на свою «картину» ребенок рассказывает то, что запомнил.
То есть при выполнении данного упражнения очень хорошо развивается слуховая и зрительная память дошкольника. Кроме того, происходит развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.
3) «Повтори узор»;
Цель: развитие зрительной памяти, концентрации внимания и мелкой моторики.
Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить нарисовать на песке по памяти. Это упражнение можно выполнить сначала одной рукой, затем поочередно и одновременно двумя руками.
4) «Ассоциации»;
Цель: развитие логического мышления, концентрации внимания, памяти и мелкой моторики.
При названии определенного предмета дети должны вспомнить, на какую фигуру он похож, и нарисовать её, например: яблоко — круг, киви — овал, книга — прямоугольник, телевизор — квадрат и др. При этом взрослый сразу поправляет ребенка, если он ошибся. Если дети одновременно нарисовали разные фигуры, которые являются правильными вариантами ответа, то взрослый объясняет, что один и тот же предмет может быть разной формы. Например, книга может быть квадратной, прямоугольной.
5)«Что получилось?»
Цель: развитие зрительной памяти, концентрации внимания и мелкой моторики.
Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и запомнить расположение предметов. Затем предлагают нарисовать на песке.
Вариант засыпания стола песком:
Цель: обучение различным способом засыпания песочного планшета.
1)Кулаки обеих рук крепко зажимают песок, руки вытягиваются вперед, локти прямые, руки находятся на уровне груди, запястье напряжено. Представляем, что руки детей это тучи, набравшие песочной воды. Напряжение в кулаках расслабляется и высыпается песок, выполняются движения руками друг от друга и на себя, стол равномерно засыпается и правая сторона и левая, направление движения– вправо и влево и плавно к нижнему бортику.
2) - с краев собирается песок в горку, а затем ладонь кладется сверху горки, не нажимая на нее, выполняется взмах (вправо, вверх) в параллельную сторону. Таким образом, распределяя по поверхности. Горку следует превратить в пустыню.
Используя небольшую губку, щетку или линейку можно очищать поверхность стола от лишнего песка.
II этап – Сюжетное рисование на планшете двумя руками.
На втором этапе, мы учились с дошкольниками рисовать по очередно, как правой, так и левой рукой.
Познакомились с техникой рисования, учились рисовать как правой так левой рукой, а так же и подушечками пальцев обеих рук.
На коррекционно-развивающих занятиях применяли в рисовании различные приемы: ребром ладони, кулачками, пальцами обеих рук одновременно.
Упражнения, направленные на развитие мышления, концентрации внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
• «Дорожки»;
Педагог рисует ребёнку две дорожки: одну длинную, вторую короткую. Затем просит ребёнка выложить короткую дорожку зелёными пуговками, а длинную дорожку красными пуговками. После этого, ребёнок, чередуя указательный и средний пальчики «идёт» по дорожкам.
• «Большой-средний-маленький»;
Ребёнок в произвольной последовательности выкладывает ряд пуговиц, чередуя их по величине. Затем «идёт» по ним указательным пальчиком, проговаривая величину пуговиц. Затем под инструкцию взрослого выкладывает ряд пуговиц в заданной последовательности. Сначала поочередно каждой рукой, затем двумя руками одновременно.
• Игра «Соедини точки»
Цель: развитие мелкой моторики, концентрации внимания, памяти. Попросите ребенка соединить точки, что получится. Либо дать ребенку попробовать самостоятельно нарисовать точки, в различном направлении – геометрические фигуры, животные. Затем соединить их сначала левой рукой, а потом правой.
• Упражнение «Поляна цветов»;
Сбрасываем песок по всей поверхности стола.
К цветам подлетели бабочки, ставим два кулака на одно из пятен рядом, разводим кулаки в стороны вверх, вниз.
• Упражнение «Волшебный пирог». Набираем песок в кулак и рисуем круг, затем указательными пальцами обеих рук по всему краю кольца выполняем элементы «спираль». В середину кольца набираем щепотки, зажимая песок указательным и большим пальцами.
• Полакомится пришел очень известный зверь. Упражнение «Лев».
Пространство внутри засыпается, а в середину рисуем два глаза, нос и рот.
• Упражнение «Остров» Морда льва засыпается песком, а в нижней половине планшета пальцами проводим элемент волны. Получившийся остров заполняем песком, оставляя отпечатки пальцев. Одновременно большими пальцами обеих рук ставим отпечатки на «острове», как показано на рисунке. Бросаем песок на верхушку «пальмы» и пальцами «распускаем листья».
На острове можно оставить следы разных зверей. А чьи это могут быть, следы предложит пусть ребенок.
Если следы: зайца— указательным и средним пальчиком, змейки— мизинцем, удава или мамы-змейки— ребром ладони, кошечки— большим, указательным, средним и безымянным пальчиками, собранными вместе.
III этап – Cоставление динамических композиций на песке (рисование двумя руками одновременно).
На этом этапе дошкольники, с задержкой психического развития имея уже полученные знания, рисуют на планшете одновременно двумя руками.
1.«Тучи»;
Цель: развитие пространственной ориентации, концентрации внимания, развитие двухполушарного взаимодействия.
Появляется самая настоящая тучка.
Кулаки обеих рук выполняют плавные вращающиеся движения в верхней части формата, в любых направлениях. Весь стол заполняется тучами либо только верхняя половина, начинается самый настоящий дождик. Сначала он маленькими капельками опускался на землю.
Кончиками пальцев обеих рук выполняют точечные касательные движения. Тут дождик набирает силу.
Кончиками пальцев обеих рук выполняются касательные пунктирные линии сверху вниз. Подул сильный ветер в направлении с веху вниз. Кончиками пальцев левой руки выполняются прямые линии в направлении с правого верхнего угла к левому нижнему, затем тоже самое пальцами правой руки от левого угла к правому.
1) Упражнение «Ковер-самолет»
- дождик, словно ниточками связался в настоящий ковер самолет, давайте с вами украсим ковер бахромой по краям.
Вдоль правого и левого бортика палицами обеих рук одновременного небрежными быстрыми движениями рисуем короткие прямые линии, затем повторяем движение внизу правой рукой, а вверху левой рукой.
2. Упражнение «Птицы»
Пальцы собираются вместе и резко раскрываются. Заполняем весь стол такими кляксами. В центре каждой кляксы ставим отпечаток указательного пальца.. У птиц лохматые прически и большие клювы. Как вы думаете, на каких птиц они могут быть похожи? Это попугаи. Попугайчики прилетели из Южной Америки, что бы встретить нас, думаю, они хотят показать, где они живут.
3.«Джунгли»
Засыпаем стол. Большие пальцы ставятся рядов в центре стола в нижней части и проводят вверх две прямые.
Указательными пальцами проводим с двух «ствола» сторон наклонные линии от основного «Кончиками пальцев обеих рук делаем тычки, формируя из них «шапку дерева». С двух сторон можно нарисовать еще двух попугаев. Набираем песок двумя руками, таким образом, чтобы она сыпалась через кулачки и
4.«Два одинаковых круга» - нарисуйте двумя руками (одновременно) два одинаковых круга.
И какую ошибку чаще всего делают, рисуют сначала одной рукой один круг, потом другой рукой второй круг. Но мы-то с вами говорим о балансе полушарий, поэтому еще раз попробуйте нарисовать два одинаковых круга одновременно.
5. И двумя руками, одновременно рисуем квадрат.
6. Упражнение «Фрукты». Одновременно двумя указательными пальцами рисуем дуги, это получаться бананы. Точно таким же образом рисуем и яблоки, апельсины и т. д.
7. «Два одинаковых цветка». Одновременно двумя руками. Старайтесь рисовать так, чтобы узоры были у вас четкие.
Теперь обратите внимание: безымянными пальчиками прорисуйте контуры цветка так, чтобы они обозначились. Двумя безымянными пальцами одновременно.
8. Соберите песок в кучку и нарисуйте двумя руками одновременно картину на тему: «Дом, в котором мне хорошо!».
И после этого, двумя большими пальцами прорисуйте контуры этого дома.
Каждое занятие с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога-психолога с детьми, проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки рук к рисованию.
Вводная часть предусматривает использование музыкальных произведений для создания эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том, кто и что будет рисовать, проведении развивающих игр на создание образов, развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования песком.
Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. В процессе продуктивной творческой деятельности дети моделируют на песке точки, завитки, геометрические фигуры; добавляют песок для насыщенности цвета; создают рисунки на основе геометрических фигур; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; «раскрашивание рисунков».
В процессе обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности, оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определённое количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребёнком, остальные детали прорисовываются дополнительно.
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих рисунков и сверстников. Определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ.
Заключение.
Таким образом, данные упражнения развивают и формируют пространственную ориентировку, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация.
После проведения коррекционно-развивающих занятий мной была повторно проведена итоговая диагностика, результаты которой свидетельствуют о достоверном улучшении межполушарного взаимодействия
Результаты свидетельствуют об улучшении таких свойств внимания как: продуктивность, устойчивость и целенаправленность. Проведенные коррекционные занятия со световыми планшетами показали - улучшение межполушарного взаимодействия.
Полученные результаты призывают к привлечению внимания к проблеме специфики межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР, которое имеет большое значение в дальнейшем школьном обучении. Своевременно выявленные особенности помогут скорректировать имеющиеся нарушения и избежать трудностей в школьном обучении.