Ирина
Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В отечественной психологии (А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, В. Т. Кудрявцев, З. Н. Новлянская, С. Л. Рубинштейн и др.) воображение понимают как качество, позволяющее человеку действовать в идеальном плане, не ограничиваясь отражением существующей ситуации; предвосхищать ее возможные изменения; перекомбинировать элементы полученных и хранимых памятью впечатлений и т. д.
Публикация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Воображение рассматривается как психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей, созданного на основе образов восприятия, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.
Творческое воображение как вид произвольного воображения, характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Актуальность данной темы обусловлена социально-экономическими преобразованиями в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому важно развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Проблема развития творческого воображения у детей актуальна и тем, что этот психический процесс является важным компонентом любой формы творческой деятельности ребенка и его поведения в целом.
Изучением особенностей развития творческого воображения в дошкольном возрасте занимались Г. Ануфриева, М. Васильева, Л. С. Выготский, А. Я. Дудецкий, Н. Миронова, С. Погодина, Л. Н. Прохорова, Л. Ю. Субботина, Л. Трубайчук, Е. А. Шабельная и др. Исследователи отмечают, что творческое воображение в дошкольном возрасте зависит от ряда факторов: возраст, умственное развитие, индивидуальные особенности личности, разработанность процесса обучения и воспитания. Развитию интереса к творчеству способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесном творчестве.
Одним из средств развития творческого воображения у дошкольников является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность представляет собой одну из форм сюжетно-ролевой игры. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческими свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Театрализованные игры разделяют на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К разновидностям режиссерских игр относятся настольные театрализованные игры (настольный театр игрушек, настольный театр картинок, стендовые театрализованные игры (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр). В настольном театре игрушек используются разные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. В настольном театре картинок все картинки должны быть двусторонними, а чтобы фигурки не падали, нужны устойчивые опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Стенд-книжку используют для игр типа путешествий. Стенд-книжка крепится на нижней части доски. Например, в верхней части размещается транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки воспитатель или ребенок, переворачивая листы стенда-книжки, показывают разные сюжеты, которые изображают события, встречи, происходящие в пути. Игры на фланелеграфе позволяют легко изображать массовые сцены, например, «Воздушный парад», «Перелет птиц». Театр теней хорошо использовать в часы досуга.
Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это самое сложное исполнение, потому что не опирается ни на какой образец. В играх-драматизациях используются разные атрибуты. Атрибут – это признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. В качестве атрибутов можно использовать характерную маску зверя, шапочку, фартучек, кокошник, венок и т. д., которые ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам – с помощью интонации, мимики, жестов, движений.
К разновидностям игр-драматизаций относятся игры-драматизации с пальчиками, игры-драматизации с куклами бибабо, импровизация. В игре-драматизации с пальчиками ребенок надевает атрибуты на пальцы, при этом сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. В играх-драматизациях с куклами бибабо на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти рук. Импровизация – это разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Это самая сложная, но наиболее интересная игра. Для подобных игр детей надо подготовить – вместе придумать тему, обсудить, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.
В обязанности педагога входит: 1) создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д.); 2) приобщение детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров); 3) обеспечение взаимосвязи театрализованной игры с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Использование театрализованных игр предполагает наличие следующих условий: 1) создание соответствующей предметно-игровой среды; 2) насыщение театрализованной деятельности доступным и эмоционально значимым для детей содержанием; 3) насыщение театрализованной деятельности предметно-действенными средствами взаимодействия; 4) взаимосвязь обучения навыкам театрализованной игры с развитием речи, с обогащением словаря лексикой; 5) совместное участие в подготовке и проведении игр детей и взрослых.
Свою работу по развитию творческого воображения в театрализованной деятельности мы начали с изучения и анализа литературы по этому вопросу. Нужной оказалась книга С. Ф. Тарасенко, где представлены образцы вязания сказочных персонажей для пальчиковых игр. Помогли нам и следующие книги: Н. Ф. Губановой «Театрализованная деятельность дошкольников», Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников». В них предложены упражнения на развитие мимики, пластики, элементы логоритмики, артикуляционной гимнастики, а также сценарии театральных игр, кукольных спектаклей, игр-драматизаций для детей разного возраста. Просмотрели журналы «Дошкольное воспитание» и «Дошкольная педагогика», прежде всего те материалы, в которых педагоги детских садов делились своим опытом по внедрению театрализованной деятельности в педагогический процесс.
Работу начали с детьми средней группы. Сначала знакомили детей с театрализованными куклами, учили следить за развитием действий в кукольном спектакле. Показали сказки: «Репка» (пальчиковая игра, «Заюшкина избушка» (куклы бибабо). Целью театрализованной игры «Заюшкина избушка» было развитие умения разыгрывать знакомые сказки, владеть куклой бибабо, действовать в соответствии с текстом, перевоплощаться, импровизировать.
16 марта 2012 года была проведена игра-драматизация по сказке В. Г. Сутеева «Под грибом». Детям очень понравилось данное мероприятие, и мы в группе реализовали один из видов театрализованных игр – импровизацию. Для этого в ходе импровизации по сказке «Под грибом» ввели новый персонаж – волка.
В ходе реализации театрализованной игры «Зимние забавы» мы развивали у детей диалогическую речь с использованием упражнения «Зайчик и лиса». Для этого были изготовлены на каждого ребенка вязаные пальчиковые персонажи зайца и лисы, которые дети надевали на свой указательный палец. Приведу авторскую разработку театрализованного упражнения с использованием некоторых стихотворных элементов из пособия Н. Ф. Губановой.
Зима. Зайка, зайка, где ты был?
(Дети согнули пальцы, прижимая куколки к ладоням.)
Зайка. В зимний лес гулять ходил.
(Наклоняют вперед палец с зайкой.)
Зима. Что ты видел там в лесу?
Зайка. Видел рыжую лису.
(Указательный палец держит зайку.)
Зима. Подошел к ней и спросил:
(Зайчик направляется к лисе.)
Зайка. Что ты делаешь в лесу?
(Покачивание пальчиком.)
Лиса. С удовольствием вяжу.
(Пальчики делают «пружинку».)
Зайка. Для кого?
(Покачивание пальчиком.)
Лиса. Для сынишки моего!
(Покачивание пальчиком.)
Лиса. Очень много я вязала,
но уж больно я устала!
(Покачивание из стороны в сторону.)
В ходе реализации другой театрализованной игры «Морская игра» мы учили детей выполнять движения, сопровождая их речью. Приведу разработанную нами театрализацию русской народной прибаутки «Ходит Ваня».
Мальчики играют на балалайках, девочки выполняют «пружинку».
Ходит Ваня, ходит Ваня
(Мальчики играют на балалайках.)
Посреди кружочка, посреди кружочка.
(Ваня идет по кругу.)
Ищет Ваня, ищет Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка.
(Ваня находит себе девочку-дружочка.)
Нашел Ваня, нашел Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка.
(Берет ее за руку, ведет в круг, танцует с ней.
Остальные хлопают в ладоши.)
Все эти театрализованные игры доставили детям немало счастливых мгновений. Игры были яркими, динамичными, потому что в них было использовано много художественных средств: интересные персонажи, музыка, костюмы, декорации, куклы и т. д. Наш опыт использования театрализованных игр показал, что от игры к игре нарастала активность воспитанников, они стали точнее запоминать текст, научились перевоплощаться, «входить в образ», овладели средствами выразительности речи и движений. Все это способствовало развитию творческого воображения дошкольников.
Таким образом, театрализованные игры являются одним из самых эффективных способов развития творческого воображения детей.