Приложение МААМ

Результаты освоения ООП ДО

Катя Лиходеева
Результаты освоения ООП ДО
▼ Скачать + Заказать документы

1.2.2. Промежуточные результаты освоения ООП ДО в каждой возрастной группе.

Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов, направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок рассматривается не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно влияет педагог в соответствии с сознательно поставленными целями. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов проводит педагог при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях.

Публикация «Результаты освоения ООП ДО» размещена в разделах

Таким образом, сама деятельность детей в образовательных условиях дает педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получить представление о развитии. При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не рассматриваются как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.

Основанием выделения сторон (сфер) инициативы служат мотивационно-содержательные характеристики деятельности, т. е. собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка.

К сторонам (сферам) инициативы отнесено следующее:

• творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление) (Таблица 1);

• инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению "сопротивления" материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи) (Таблица 2);

• коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи) (Таблица 3);

• познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно- следственные и родовидовые отношения) (Таблица 4).

Таблица 1

Творческая инициатива

3-4 года 4-5 лет 6-7 дет

• Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии, содержание которых зависит от наличной игровой обстановки;

• активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями;

• с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

Ключевые признаки

• В рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии);

• вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.

• Имеет первоначальный замысел ("Хочу играть в больницу", "Я -шофер" и т. п.);

• активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку;

• принимает и обозначает в речи игровые роли;

• развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий, активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразя ролевые диалоги от раза к разу;

• в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой, не заботясь об их связности.

Ключевые признаки

• Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли;

• при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет

условные действия ролевой речью

(вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).

• Имеет разнообразные игровые замыслы;

• активно создает предметную обстановку "под замысел"; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет;

• может при этом осознанно использовать смену ролей;

• замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй, или в предметном макете воображаемого "мира" (с мелкими игрушками-персонажами, может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании).

Ключевые признаки

• Комбинирует разнообразные

сюжетные эпизоды в новую связную последовательность;

• использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что и где происходит с персонажами);

• частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном -история, предметном -макет, сюжетный рисунок).

Таблица 2

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

3-4 года 4-5 лет 6-7 дет

• Обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности (хочу лепить, рисовать, строить) без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов и т. п.);

• завершение процесса определяется исчерпанием материала или времени; на вопрос: что ты делаешь? - отвечает обозначением процесса (рисую, строю);

• называние продукта может появиться после окончания процесса.

Ключевые признаки

Поглощен процессом;

• конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней. • Обнаруживает конкретное намерение-цель ("Хочу нарисовать домик., построить домик., слепить домик") - работает над ограниченным материалом, его трансформациями;

результат фиксируется, но удовлетворяет любой (в процессе работы цель может изменяться, в зависимости от того, что получается).

Ключевые признаки.

• Формулирует конкретную цель ("Нарисую домик");

• в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат ("Получилась машина"). • Имеет конкретное намерение-цель;

• работает над материалом в соответствии с целью;

• конечный результат фиксируется, демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не удовлетворяет);

• самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования ("Хочу сделать такое же") - в разных материалах (лепка, рисование, конструирование).

Ключевые признаки.

• Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы;

• фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества;

• возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.

Таблица 3

Коммуникативная инициатива

3-4 года 4-5 лет 6-7 дет

• Привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял;

• также выступает как активный наблюдатель -пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия;

• старается быть (играть, делать) рядом с сверстниками;

• ситуативен в выборе, довольствуется обществом и вниманием любого.

Ключевые признаки.

• Обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия ("Смотри. ", коментирует их в речи, но не старается быть понятым;

• довольствуется обществом любого. • Намеренно привлекает определенного сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременным кратким словесным пояснением замысла, цели ("Давай играть, делать. ");

• ведет парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое предложение - побуждение партнера к конкретным действиям ("Ты говори. ", "Ты делай. ", поддерживает диалог в конкретной деятельности;

• может найти аналогичный или дополняющий игровой предмет, материал, роль, не вступая в конфликт со сверстником.

Ключевые признаки

• Инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение ("Давай играть, делать. ");

• начинает проявлять избирательность в выборе партнера. • Инициирует и организует действия 2-3 сверстников, словесно развертывая исходные замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий ("Давайте так играть. рисовать. ", использует простой договор ("Я буду., а вы будете. ", не ущемляя интересы и желания других;

• может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы;

• легко поддерживает диалог в конкретной деятельности;

• может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему;

• избирателен в выборе партнеров;

• осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, к поддержанию слаженного взаимодействия с партнерами.

Ключевые признаки

• Предлагает партнерам в развернутой словесной форме исходные замыслы, цели;

• договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников;

• избирателен в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия.

Таблица 4

Познавательная инициатива

3-4 года 4-5 лет 6-7 дет

• Замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним;

• активно обследует вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулирует, разбирает-собирает, без попыток достичь точного исходного состояния);

• многократно повторяет действия, поглощен процессом.

Ключевые признаки

• Проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности;

• многократно воспроизводит действия. • Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов (Что это? Для чего);

• обнаруживает осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений (Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так);

• высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определенного эффекта ("Если сделать так., или так. ", не ограничиваясь простым манипулированием;

• встраивает свои новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования.

Ключевые признаки

• Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем);

• Высказывает простые предположения, осуществляет

вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного

результата. • Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежа-щих за кругом непо-средственно данного (Как? Почему? Зачем);

• обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что.);

• стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллек-ции);

• проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам;

• самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать, составлять карты, схемы, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуни-кации).

Ключевые признаки

• Задает вопросы об отвлеченных вещах;

• обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен

• к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).

1.2.3. Периодичность, сроки и методика проведения мониторинга.

Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры помогают педагогам ДОУ в ходе своей работы выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.

Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях, а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

Содержание основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей:

• социально – коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно – эстетическое развитие;

• физическое развитие.

К 7 годам – по завершению дошкольного образования – ребенок способен:

• использовать основные культурные способы деятельности;

• принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

• проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. ; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• проявлять положительное отношение к миру, другим людям и самому себе; чувство собственного достоинства; адекватно проявлять свои чувства (в том числе чувство веры в себя, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

• активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и участвовать в совместных играх, стараясь продуктивно разрешать конфликты, договариваясь, учитывая интересы и чувства других;

• следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, проявляя способность к волевым усилиям;

• проявлять развитое воображение в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;

• выражать свои мысли и желания, демонстрируя достаточно хорошее владение устной речью; использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний в ситуации общения;

• контролировать свои движения и управлять ими;

• соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

• К основным (ключевым) характеристикам возможных достижений воспитанников относится также то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:

• владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

• обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; у него складываются предпосылки грамотности;

• подвижен, вынослив, владеет основными движениями, у дошкольника развита крупная и мелкая моторика.

Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в МБДОУ и требованиям образовательной деятельности.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Публикации по теме:

«Лучший педагог 2015» — результаты международного конкурса«Лучший педагог 2015» — результаты международного конкурса Публикация о конкурсе на сайте «Российской Газеты» С целью повышения социальной значимости педагогических профессий и формирования единого.

«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями .

Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией Критерий 1 "Результаты освоения воспитанниками образовательных про-грамм по итогам мониторингов, проводимых организацией" (по результатам.

Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов Формирование навыков речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.

Консультация «Мастер класс как форма освоения профессионального опыта путем инновации»Консультация «Мастер класс как форма освоения профессионального опыта путем инновации» Консультация "Мастер класс, как форма освоения профессионального опыта путем инновации" Мое выступление на методическом часе внутри ДОУ.

Креативный МAAM — результаты конкурсаКреативный МAAM — результаты конкурса 508 участников представили 801 работу. Название конкурса полностью оправдалось: работы были креативными и интересными. В результате долгого.

Материалы семинара «Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО Сообщение из опыта работы на тему " Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО".

Принцип эмоционального освоения в художественно-эстетическом образовании Принцип эмоционального освоения. Сегодня дошкольное образование обращает особое внимание на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Это нашло.

Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020 Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло.

Результаты реализации детского краткосрочного проекта «Неизвестный Бианки»Результаты реализации детского краткосрочного проекта «Неизвестный Бианки» В рамках краевого проекта Министерства образования и науки Пермского края «Читаем вместе» и проекта ДОУ «Читающая семья» в июле 2018 года.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Результаты освоения ООП ДО
Опубликовано: 15 февраля 2022 в 08:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Результаты освоения ООП ДО» (включая файлы) размещена пользователем Катя Лиходеева (УИ 998501) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД