Катя Лиходеева
Результаты освоения ООП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
1.2.2. Промежуточные результаты освоения ООП ДО в каждой возрастной группе.
Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов, направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок рассматривается не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно влияет педагог в соответствии с сознательно поставленными целями. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов проводит педагог при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях.
Публикация «Результаты освоения ООП ДО» размещена в разделах
Таким образом, сама деятельность детей в образовательных условиях дает педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получить представление о развитии. При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не рассматриваются как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.
Основанием выделения сторон (сфер) инициативы служат мотивационно-содержательные характеристики деятельности, т. е. собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка.
К сторонам (сферам) инициативы отнесено следующее:
• творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление) (Таблица 1);
• инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению "сопротивления" материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи) (Таблица 2);
• коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи) (Таблица 3);
• познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно- следственные и родовидовые отношения) (Таблица 4).
Таблица 1
Творческая инициатива
3-4 года 4-5 лет 6-7 дет
• Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии, содержание которых зависит от наличной игровой обстановки;
• активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями;
• с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
Ключевые признаки
• В рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии);
• вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.
• Имеет первоначальный замысел ("Хочу играть в больницу", "Я -шофер" и т. п.);
• активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку;
• принимает и обозначает в речи игровые роли;
• развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий, активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразя ролевые диалоги от раза к разу;
• в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой, не заботясь об их связности.
Ключевые признаки
• Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли;
• при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет
условные действия ролевой речью
(вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).
• Имеет разнообразные игровые замыслы;
• активно создает предметную обстановку "под замысел"; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет;
• может при этом осознанно использовать смену ролей;
• замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй, или в предметном макете воображаемого "мира" (с мелкими игрушками-персонажами, может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании).
Ключевые признаки
• Комбинирует разнообразные
сюжетные эпизоды в новую связную последовательность;
• использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что и где происходит с персонажами);
• частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном -история, предметном -макет, сюжетный рисунок).
Таблица 2
Инициатива как целеполагание и волевое усилие
3-4 года 4-5 лет 6-7 дет
• Обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности (хочу лепить, рисовать, строить) без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов и т. п.);
• завершение процесса определяется исчерпанием материала или времени; на вопрос: что ты делаешь? - отвечает обозначением процесса (рисую, строю);
• называние продукта может появиться после окончания процесса.
Ключевые признаки
Поглощен процессом;
• конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней. • Обнаруживает конкретное намерение-цель ("Хочу нарисовать домик., построить домик., слепить домик") - работает над ограниченным материалом, его трансформациями;
• результат фиксируется, но удовлетворяет любой (в процессе работы цель может изменяться, в зависимости от того, что получается).
Ключевые признаки.
• Формулирует конкретную цель ("Нарисую домик");
• в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат ("Получилась машина"). • Имеет конкретное намерение-цель;
• работает над материалом в соответствии с целью;
• конечный результат фиксируется, демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не удовлетворяет);
• самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования ("Хочу сделать такое же") - в разных материалах (лепка, рисование, конструирование).
Ключевые признаки.
• Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы;
• фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества;
• возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.
Таблица 3
Коммуникативная инициатива
3-4 года 4-5 лет 6-7 дет
• Привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял;
• также выступает как активный наблюдатель -пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия;
• старается быть (играть, делать) рядом с сверстниками;
• ситуативен в выборе, довольствуется обществом и вниманием любого.
Ключевые признаки.
• Обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия ("Смотри. ", коментирует их в речи, но не старается быть понятым;
• довольствуется обществом любого. • Намеренно привлекает определенного сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременным кратким словесным пояснением замысла, цели ("Давай играть, делать. ");
• ведет парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое предложение - побуждение партнера к конкретным действиям ("Ты говори. ", "Ты делай. ", поддерживает диалог в конкретной деятельности;
• может найти аналогичный или дополняющий игровой предмет, материал, роль, не вступая в конфликт со сверстником.
Ключевые признаки
• Инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение ("Давай играть, делать. ");
• начинает проявлять избирательность в выборе партнера. • Инициирует и организует действия 2-3 сверстников, словесно развертывая исходные замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий ("Давайте так играть. рисовать. ", использует простой договор ("Я буду., а вы будете. ", не ущемляя интересы и желания других;
• может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы;
• легко поддерживает диалог в конкретной деятельности;
• может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему;
• избирателен в выборе партнеров;
• осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, к поддержанию слаженного взаимодействия с партнерами.
Ключевые признаки
• Предлагает партнерам в развернутой словесной форме исходные замыслы, цели;
• договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников;
• избирателен в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия.
Таблица 4
Познавательная инициатива
3-4 года 4-5 лет 6-7 дет
• Замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним;
• активно обследует вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулирует, разбирает-собирает, без попыток достичь точного исходного состояния);
• многократно повторяет действия, поглощен процессом.
Ключевые признаки
• Проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности;
• многократно воспроизводит действия. • Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов (Что это? Для чего);
• обнаруживает осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений (Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так);
• высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определенного эффекта ("Если сделать так., или так. ", не ограничиваясь простым манипулированием;
• встраивает свои новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования.
Ключевые признаки
• Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем);
• Высказывает простые предположения, осуществляет
вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного
результата. • Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежа-щих за кругом непо-средственно данного (Как? Почему? Зачем);
• обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что.);
• стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллек-ции);
• проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам;
• самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать, составлять карты, схемы, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуни-кации).
Ключевые признаки
• Задает вопросы об отвлеченных вещах;
• обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен
• к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).
1.2.3. Периодичность, сроки и методика проведения мониторинга.
Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры помогают педагогам ДОУ в ходе своей работы выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях, а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.
Содержание основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей:
• социально – коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие.
К 7 годам – по завершению дошкольного образования – ребенок способен:
• использовать основные культурные способы деятельности;
• принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. ; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• проявлять положительное отношение к миру, другим людям и самому себе; чувство собственного достоинства; адекватно проявлять свои чувства (в том числе чувство веры в себя, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
• активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и участвовать в совместных играх, стараясь продуктивно разрешать конфликты, договариваясь, учитывая интересы и чувства других;
• следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, проявляя способность к волевым усилиям;
• проявлять развитое воображение в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;
• выражать свои мысли и желания, демонстрируя достаточно хорошее владение устной речью; использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний в ситуации общения;
• контролировать свои движения и управлять ими;
• соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
• К основным (ключевым) характеристикам возможных достижений воспитанников относится также то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:
• владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
• обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; у него складываются предпосылки грамотности;
• подвижен, вынослив, владеет основными движениями, у дошкольника развита крупная и мелкая моторика.
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в МБДОУ и требованиям образовательной деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.