Антонина Байбулатова
Результаты и динамика освоения образовательной программы воспитанниками в межаттестационный период
1. Характеристика группы воспитанников
2018-2019 уч. год
Показатели Количество Процент
Мальчики 11 44%
девочки 14 56%
I группа здоровья 10 40%
II группа здоровья 12 48%
III группа здоровья 3 12%
Часто болеющие дети 5 20%
2. Методика диагностики.
Основная общеобразовательная программа МОБУ «СОШ Муринский ЦО №2» «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Мониторинг освоения основной общеобразовательной программы и формирования интегративных качеств за 2018— 2019 учебный год.
Публикация «Результаты и динамика освоения образовательной программы воспитанниками в межаттестационный период» размещена в разделах
Целью настоящего мониторинга является определение индивидуальных особенностей каждого ребенка для выработки дифференцированного подхода, подбора форм организации, методов и приемов работы.
Объектом мониторинга является уровень развития интегративных качеств личности ребенка в результате освоения образовательной программы.
Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения ребенка.
Субъект мониторинга - дети дошкольного возраста (вторая младшая группа)
Формы мониторинга (методы) :
- наблюдения за ребенком,
- беседы,
- экспертные оценки,
- критериально-ориентированные методики нетестового типа.
Все педагоги фиксируют результаты в диагностических картах, проводят анализ: уровень усвоения программы, указывают причины низкого и низшего уровня, определяют по каким направлениям и с какими детьми необходимо усилить работу.
Периодичность и сроки проведения мониторинга
Проводится 2 раза в год: сентябрь и май
Длительность проведения: 1 неделя
Методика диагностики:
Проводим 2 мониторинга:
- мониторинг образовательного процесса
- мониторинг детского развития
Содержание мониторинга тесно связано с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Мониторинг образовательного процесса.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы., оценки уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям :
• Физическое развитие;
• Речевое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Познавательное развитие.
Мониторинг детского развития
Оценивается уровень развития пяти интегративных качеств, и используются общепринятые критерии развития детей каждого возраста. В зависимости от того, насколько устойчиво сформирована каждая характеристика у ребенка она оценивается количественно. Оценка проводится по пятибалльной системе по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в развитии». Полученная сумма баллов за каждое интегративное качество переводится в уровневый показатель, который позволяет определить, какому уровню низшему, низкому, среднему или высокому соответствует его развитие у конкретного ребенка на данном возрастном этапе. Это позволяет сравнить уровни развития интегративных качеств между собой.
Для того, чтобы развивать и воспитывать детей, необходима правильная, целесообразная, удобная, информационная экспериментальная развивающая среда, настраивающая на эмоциональный лад и обеспечивающая гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.
Удалось создать условия, соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.
Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены.
Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и крупного размера дети используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и шкафчиков хранится множество мозаик, кубиков, настольно-печатных и дидактических игр.
Для речевого развития созданы:
- уголок по развитию речи «Говорилка» с игрушками и пособиями для развития дыхания, серии сюжетных картинок, мнемотаблицы для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;
- детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами и т. д. ;
- уголок театрализации с различными видами театров, большой ширмой, элементами костюмов, масками, электронные носители с записями детских песен и сказок.
Для познавательного развития созданы:
- математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур;
- уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими продуктами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, лейками, опрыскивателями.
Для эстетического развития созданы:
- уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т. д. ;
- музыкальный уголок с детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов.
Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований.
Для сюжетно-ролевых игр в группе имеются необходимые атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.
Дети с увлечением играют конструктором «Лего». Включают в игру игрушки, фигурки животных, людей, машинки, мягкие игрушки.
При создании развивающей предметно - пространственной среды педагогами учитывается и региональный компонент: представлены альбомы, художественная литература, библиотека. Для развития театрализованной деятельности в группе имеются разнообразные виды театров; оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей (ширмы, костюмы, маски, декорации, куклы и др.) и материал для их изготовления.
В группе имеется «уголок здоровья», дидактические игры спортивного содержания.
Для родителей оформлен информационный уголок, из которого они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателя об образовании и развитии детей. Так же ведется интернет-сообщество группы «Бусинки» с еженедельным обновлением.
Имеется уголок детского творчества.
В 2018-2019 учебном году были разработаны и внедрены в образовательный процесс темы, которые в полном объеме охватили все образовательные области, велась проектная деятельность (по приоритетному направлению педагога).
У детей средней группы преобладает нормативный (соответствующий возрасту)уровень в формировании знаний и представлений, в формировании побуждений, умений и навыков, что свидетельствует о положительном варианте развития детей по данным показателям.
Однако, несмотря на средний уровень развития игровой и познавательной деятельности, можно выделить следующие проблемы:
- поведение во время занятий, дети часто отвлекаются, спорят, часто не могут заниматься совместной деятельностью (играть в подвижные игры со сменой водящего, выбрать капитана команды, следовать установленным правилам);
- организация самостоятельной деятельности (в организации сюжетно-ролевой игры, в выборе роли, в доведении игры до конца);
- недостаточная сформированность коммуникативных компетенций (дети порой перебивают ответы друг друга, выкрикивают и не всегда могут доказать свою точку зрения по какому- либо вопросу, конфликтные ситуации не могут разрешить словами, прибегают к помощи взрослого).
3. Результаты освоения воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений
Использование индивидуальной, коллективной и подгрупповой форм диагностики, как необходимый структурный компонент и средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса, позволяют педагогу определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия. На основании результатов я выстраиваю весь педагогический процесс: перспективное планирование, составление индивидуальных сопроводительных маршрутов развития ребёнка. При проведении диагностики опираюсь на критерии, разработанные авторами программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Таким образом, эффективное применение современных диагностических методик позволяют точно сформулировать заключения, составить план индивидуальной и групповой коррекции развития детей, который постоянно пополняется и уточняется в зависимости от индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника.
Задания учитывают возрастные особенности и возможности детей, обеспечивая адекватное понимание ими содержания, опираются на имеющийся у дошкольников реальный опыт.
Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу, подводятся общие итоги по группе на начало и конец года по качеству реализации программы.
В своей работе я стремлюсь дать детям знания, научить самостоятельно выполнять определенные задания, то есть работать в «зоне ближайшего развития» (по определению Л. С. Выготского).
Основным методом своей работы с детьми я считаю педагогику сотрудничества, когда воспитатель и ребёнок общаются и действуют «на равных».
Использую работу в группах, подгруппах, что позволяет ребёнку самому поставить цель своих действий, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.
Особое внимание обращаю на результаты диагностики по разделу «развитие речи». Обращаясь к театрализованной игре в работе с детьми по развитию связной речи и творческого воображения, можно видеть положительную динамику в уровне развития не только творческого воображения и связной речи, но и в образности речи, интересе детей к занятиям, художественной литературе, фольклору.
Результаты мониторинга освоения ООП ДО воспитанниками – младшая группа
(2018-2019 уч. год)
Раздел программы Достижение воспитанниками планируемых результатов освоения ООП ДО
Уровень детского развития Освоение воспитанниками программного материала (%)
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
н к н к н к
Социально-коммуникативное развитие 12
48% 2
8% 13
52% 5
36% 0
0% 18
72% 78%
Познавательное развитие 16
55% 3
12% 9
45% 4
20% 0
0% 18
72% 85%
Речевое развитие 13
52% 3
12% 12
48% 5
15% 0
0% 17
68% 86%
Художественно-эстетическое развитие 11
44% 3
12% 14
56% 5
15% 0
0% 17
68% 83%
Физическое развитие 8
32% 2
8% 17
68% 4
16% 0
0% 19
76% 88%
4. Сравнительные показатели уровней усвоения знаний детьми основных разделов программы «От рождения до школы»
Младшая группа (3-4 лет)
Начало 2018-2019 учебного года
Обследовалось 25 детей
Низкий уровень развития 66%
Средний уровень развития 34%
Высокий уровень развития 0%
Конец 2018-2019 учебного года
Обследовалось 25 детей
Низкий уровень развития 10%
Средний уровень развития 12%
Высокий уровень развития 78%
У детей значительно активизировался словарный запас в обыденной жизни, речь стала яркой, эмоциональной, дети используют в речи эпитеты, метафоры (например, на прогулке : трава-мурава, и др. Совместно с родителями в группе оборудован уголок театрализации, где представлены разные виды театра: театр на магнитах, перчаточный, настольный. В результате дети стали общительнее, активнее, эмоциональнее, свободнее в выборе - 85,9% детей научились творчески выражать свои эмоции и чувства с помощью мимики и интонации.
Главным источником воображения является природа. Она заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития. Природа развивает любознательность, наблюдательность. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе; освоили нормы поведения в природном окружении; научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе.
Выводы: таким образом, общий уровень развития дошкольников постепенно повышается. Эти результаты достигнуты вследствие рационального оснащения развивающей среды, работы с родителями, использованию современных образовательных технологий. Наличие низких процентов отношу в счет физического развития некоторых детей, состояния их здоровья, и, вследствие этого частого отсутствия в детском саду. В дальнейшем планирую больше проводить индивидуальной работы с детьми и работы, направленной на развитие речи у детей.