Папки-передвижки

Целевые ориентиры для детей раннего и дошкольного возраста как результат освоения основной образовательной программы

Елена Геннадьевна Вакуленко
Целевые ориентиры для детей раннего и дошкольного возраста как результат освоения основной образовательной программы
▼ Скачать + Заказать документы

Если в соответствии с ФГТ важнейшей задачей системы дошкольного образованияявлялось формирование интегративных качеств, то требования Стандарта к результатам освоения Программ представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Публикация «Целевые ориентиры для детей раннего и дошкольного возраста как результат освоения основной образовательной программы» размещена в разделах

Разработчики ФГОС поясняют, что специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения основной общеобразовательной Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров (п. 4.2).

Когда анализировали каждый пункт ФГОС, возникали вопросы и проблемы, но мы попытались разобраться,раскрыть их содержание. Целевые ориентиры в п. 4. 6 ФГОС выделены в 2 этапа:

- младенческий и ранний возраст;

- этап завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей программу (п. 4.2).

Так как, целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются минимумом, то каждая организация в своей программе определяет свои ориентиры, опираясь на этот минимум. Так, например, в примерной ООП «От рождения до школы» (с которой можно ознакомиться на сайте ФИРО, целевые ориентирыболее углублены и дополнены.

В п. 4.5 ФГОС дошкольного образования содержится запрет на использование целевых ориентиров для решения ряда управленческих задач. Основанием для такого запрета является характер целевых ориентиров которые, не предполагают контроля, за достижением конкретных образовательных результатов детей, т. е. контроль в организации осуществляется за условиями реализации Программы, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов. Также целевые ориентиры не могут служить основанием при оценке качества образования, аттестации педагогических кадров, оценке при выполнении муниципального задания и распределении стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

В п. 4.3 ФГОС говорится о том, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

И тогда перед многими встает вопрос: «Значит не надо делать мониторинг?». Здесь можно сказать, что мониторинг нужно проводить не для оценки уровня освоения программы, а для оценки индивидуального развития каждого ребенка и дальнейшего планирования педагогической деятельности.

Таким образом, основная задача мониторинга – определение зоны ближайшего развития и необходимого маршрута образовательного процесса.

И сновавозникает вопрос о мониторинге, п. 3.2. 3 ФГОС ДО поясняет следующее: «При реализации Программы можетпроводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамкахпедагогическойдиагностики.

Педагогическая диагностика проводится педагогами, не для определения уровня освоения ребенком образовательной программы, а для того, чтобы понять, что и как сделать самому педагогу, как целесообразнее организовать образовательныйпроцесс для каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей. Психологическую диагностику индивидуального развития проводят педагоги-психологи и участие ребенка в ней допускается только с согласия родителей.

ФГОС в первую очередь предлагает постепенное смещение от объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки.

Аутентичная оценка строится на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях, в проектной деятельности, художественной деятельности, физическом развитии) и может их использовать исключительно для решения таких образовательных задач, как:

1) индивидуализация образования (построение образовательной траектории ребенка или профессиональной коррекции развития);

2) оптимизация работы с группой.

Чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия могут создаваться диагностические ситуации.

Ещё один вопрос как воспитателю отследить динамику развития ребенка для выстраивания своей дальнейшей работы? На данный момент существует проблема в отборе необходимого инструментария для проведения диагностики (мониторинга). Мы ожидаем разработки методических рекомендаций по программе дошкольного образования, возможно, появятся в печати диагностические журналы (как по ФГТ).

Проблема мониторинга в дошкольных учреждениях не решена, но на сегодняшний день мы получили комплект диагностических методик для изучения уровня подготовки детей к школе. Диагностика согласована с Министерством и Управление образования разрешило нам на основе результатов данной диагностики оформить аналитическую справку и предоставить материал в методический кабинет.

Обобщая все требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования можно резюмировать :

- Мониторинг результатов (уровней) освоения основной образовательной программы дошкольного образования отменяется.

- мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста может проводиться.

Публикации по теме:

Аналитический отчет о результатах освоения воспитанниками адаптированной образовательной программы для детей с ТНР 1. Общая характеристика группы. Состав группы: Всего человек: 10 Возраст детей от 6 до 7 лет. Мальчиков 10 Девочек 0 ОНР 1 ур- 1реб, ОНР.

Консультация «Целевые ориентиры ребенка» Целевые ориентиры К трем годам Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия.

Целевые ориентиры развития музыкальных умений и навыков дошкольников второй младшей группы Целевые ориентиры младшая группа (3 – 4 года) Слушание К концу года дети младшей группы способны: - проявлять интерес к прослушиванию музыкального.

Целевые ориентиры развития музыкальных умений и навыков дошкольников подготовительной к школе группы подготовительная группа 6 – 7 лет Целевые ориентиры Слушание эмоционально откликается при восприятии музыки разного характера, в исполнении.

Целевые ориентиры развития музыкальных умений и навыков дошкольников средней группы Целевые ориентиры средняя группа (4-5 лет) Слушание 1 Демонстрирует умение дослушать произведение от начала до конца не отвлекаясь. Узнает.

Целевые ориентиры развития музыкальных умений и навыков дошкольников старшей группы Целевые ориентиры (старшая группа) (5–6 лет) Слушание 1. Эмоционально воспринимает музыку, выражает свое отношение к музыке словами, движениями.

Консультация для воспитателей «Беседа как основной метод развития диалогической речи детей дошкольного возраста» .

Опыт работы «Дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста» Опыт из работы: "Дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста" Условия возникновения.

Ознакомление дошкольников с родным краем как элемент основной общеобразовательной программы дошкольного образования Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Семинар практикум для воспитателей  «Новинки, изменения, уточнения требований основной образовательной программы» В Красной Горе прошел семинар – практикум с воспитателями дошкольных учреждений, осуществляющих реализацию государственной основной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Целевые ориентиры для детей раннего и дошкольного возраста как результат освоения основной образовательной программы
Опубликовано: 19 января 2019 в 16:27
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Целевые ориентиры для детей раннего и дошкольного возраста как результат освоения основной образовательной программы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Геннадьевна Вакуленко (УИ 529758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД