Алла Челухина
Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением речи во взаимосвязи узких специалистов
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы публикации:
1. Челухина Алла Михайловна - инструктор по физической культуре;
2. Вертей Юлия Анатольевна - педагог-психолог.
Дошкольный возраст-период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном возрасте формируются те двигательные качества, навыки и умения, которые служат основой его нормального психофизического развития. Двигательные анализаторы связаны со всеми структурами мозга, а те, в свою очередь запускают движения, регулирующие сенсорную информацию. Взаимная координация сенсорных и моторных компонентов деятельности составляет фундамент для успешного психического развития ребенка.
Публикация «Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением речи во взаимосвязи узких специалистов» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Многолетние исследования, проведенные В. Ф. Базарным, В. А. Гуровым показали, что 90% детей, поступающих в школу, имеют выраженную незрелость зрительно-моторной координации. Одной из базовых составляющих готовности ребенка к школе является развитие оптимальный уровень развития всех универсальных учебных действий (познавательных, мотивационных и регулятивных, в том числе и двигательных). Достаточный уровень развития зрительно-двигательной координации является базовой составляющей всех учебных действий. Ребенку в процессе учебы необходимо одновременно смотреть на предмет и описывать то, что он рассматривает. Поэтому очень важны согласованные действия глаза и руки, при этом важно, чтобы пальцы «понимали» и правильно обрабатывали ту информацию, которую дает им глаз.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию общей и мелкой моторики должна стать важной частью подготовки детей к школе.
Недостатки в формировании моторики наблюдаются у всех категорий детей, но чаще всего встречаются у детей с нарушениями речи. Поэтому очень важно учитывать особенности развития движений у детей и обеспечивать максимальное соответствие содержанию коррекционного воздействия потребностям и возможностям развития. Без знания особенностей формирования двигательных навыков у дошкольников нельзя правильно организовать их практическую деятельность и подготовить детей к школе. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях руки. Эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях руки, стимулируют работу мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.
Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. Справедливо замечено, что речь ребёнка находится на кончиках его пальцев. Если развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями. У детей 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, незакончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Важно, чтобы к этому моменту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
Именно поэтому узкие специалисты игры (педагог-психолог и инструктор по физической культуре) в процессе непосредственной образовательной деятельности уделяют большое внимание развитию координации движений у старших дошкольников и используют и упражнения направленные на:
восприятие особых свойств предметов (осязание, барические ощущения);
формирование точности и целенаправленности движений и действий;
кинестетическое развитие;
тактильно-двигательное восприятие;
развитие пальцевой мускулатуры;
развитие графо-моторных навыков и подготовки руки к письму;
формирование представлений о размере и взаимном расположении предметов;
развитие умения правильно выполнять движения по инструкции взрослого;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
умения описывать словами правильное расположение предметов.
У большинства детей дошкольного возраста с нарушениями речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Более того, недостатки моторики без соответствующей координационной работы закрепляются и остаются на всю жизнь, о чем свидетельствуют наблюдения за выпускниками речевых школ. У большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной, лицевой, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
Основными проблемными зонами являются: нарушение регуляции произвольных движений, несформированность техники выполнения движений, недостаточность и неточность двигательных навыков. Движения у детей недостаточно целенаправленны, координированы, точны, плавны, что свидетельствует о проблеме в этой области. Основными причинами этих недостатков могут быть незрелость функциональных структур мозга и недостаточность зрительно-моторного восприятия.
Несформированность крупной моторики (движение рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений и трудовых операций, как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают ленты, шнурки, выполняют задания по словесной инструкции взрослого и т. д. Более выражено недоразвитие пальцев моторики выступает при выполнении детьми специальных проб.
Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, невнятности речи.
Наличие особенностей моторного развития у детей с нарушениями речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию всех сторон (компонентов) двигательной сферы (грубая моторика, тонкая моторика рук). Эта работа должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией.
Целенаправленная работа по коррекции психомоторики необходима не только при явных нарушениях в двигательной сфере, но и в случаях незначительных, малозаметных особенностей в психомоторном развитии ребенка, а также в профилактических целях для предупреждения отклонений моторики детей группы риска.
Правильно организованное педагогическое воздействие по целенаправленному формированию и совершенствованию общих физических качеств оказывает положительное влияние на здоровье ребёнка, на работоспособность организма. Определённый уровень развития физических качеств их гармоничность позволяют детям совершать разнообразные движения более целесообразно и экономно. При меняющихся условиях среды развитые физические качества способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания. Физические качества позволяют легко осваивать технику движений, более свободно владеть телом, распоряжаться своим телом в пространстве, используя хорошо развитое мышечное чувство. Целесообразное формирование общих физических качеств позволяет значительно повысить уровень физической и психологической подготовленности детей к дальнейшему школьному обучению.
Используемая литература:
1. Н. В. Гатанова. Развиваю мелкую моторику. Питер 2000.
2. А. Э. Симановский. Развитие пространственного мышления Айрис-пресс Рольф 2000.