Аксиома
Режиссёрская игра
▼ Скачать + Заказать документы
Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, которая заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия.
С психологической точки зрения, режиссерская игра представляет собой «воображение в действии (Е. Е. Кравцова).
Режиссерская игра – естественное средство, обеспечивающее познание и оценку окружающей действительности, децентрацию личности дошкольника, становление самостоятельности.
Публикация «Режиссёрская игра» размещена в разделах
- Игры для детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности.
Сущность режиссерских игр проявляется в том, что:
- В игре есть мнимая или воображаемая ситуация.
- Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников.
Старший дошкольный возраст – это период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью, так как в младшем возрасте это индивидуальная деятельность.
Особенности режиссерской игры в том, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов.
- В режиссерской игре речь – главный компонент. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, эмоциональная окрашенность. Дети ведут ролевой диалог и речевое сопровождение действий. Используют речевое планирование игры.
- Режиссерская игра способствует развитию сюжетосложения как нового способа построения сюжетной игры, появляются элементы игры - фантазирования.
- Дети реализуют себя в позициях: исполнителя, сочинителя, режиссера, зрителя.
Общие задачи развития режиссерской игры в старшем дошкольном возрасте:
1. Обогащение содержания игр детей
- отражать в играх представления о явлениях социальной действительности и отношениях людей
- отражать события из сказок и мультфильмов
- игры на фантастические темы, проявлять оригинальность игровых замыслов
2. Освоение основных умений связанных ведущим способом построения игр
-строить игру на основе совместного со сверстниками сюжетосложения
- проявлять инициативу в выборе темы, роли, сюжета
- самостоятельно создавать игровую обстановку, изготавливать игрушки самоделки, предметы заместители, творчески передавать в роли действия, отношения, характер, настроение персонажа.
3. Развитие игрового взаимодействия между детьми
-дополнять замыслы играющих
- сотрудничать друг с другом
Сюжетами для старших дошкольников служат:
- Приключения и путешествия с непредвиденными обстоятельствами:
зачем, куда, чтобы найти, помочь, отдохнуть, повидаться
выбор транспорта для путешествия
что возьмем с собой, что случится, какие произойдут происшествия, истории; их можно записать, зарисовать, изготовить книгу.
- Игра в сказку может быть и наоборот, с продолжением, придумыванием нового окончания сказки.
- К играм на бытовые темы присоединяются героические сюжеты, романтические, фантастические (воины инопланетяне, принцессы и т. д., игры на основе литературных произведений, мультфильмов и т. д.
Педагогические условия развития режиссерской игры :
1. Создание игрового пространства
Может конструироваться на основе полифункционального игрового материала.
Использование такого материала поможет ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву.
В группу можно вносить ширмы, подиумы, домики и т. д.
Необходимы мелкие игрушки, которые вписываются в игровое поле.
Игровой материал должен выступать в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества.
2. Обеспечение места для игры
3. Обеспечение времени для игры
Воспитатель участвует в игре:
- в качестве зрителя, наблюдателя, который по ходу игры задает вопросы. Они стимулируют режиссерскую игру, направляет ее, уводит от простого манипулирования предметами: (Что было дальше, Кого они встретили, Что с ними случилось), т. е. воспитатель помощник в реализации детьми игровых замыслов.
- Воспитателю необходимо воздержаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющих детей. Лучше прибегнуть к постановке проблемного задания, (Подумай как Незнайка окажется на луне, наводящего вопроса (не пора ли куклам спать).
- Вмешательство в игру должно быть тактичным, учитывать особенности ребенка, иначе игра будет разрушена.
Участие детей в подготовке к игре:
Необходимо вовлекать детей в изготовление игрушек для игры, к оформлению игрушек в соответствии с развитием сюжета режиссерской игры, (фигурки людей, животных, домики, транспорт, уличное оборудование и т. д.).
Перед изготовлением необходимо обсудить его содержание и название вместе с детьми