Надежда Богданова
Проблемы дезадаптации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы дезадаптации детей дошкольного возраста
Работа по данной теме заинтересовала меня в связи с относительной распространённостью поведенческих расстройств, приводящих к личностной и, далее, к социальной дезадаптации. Так как целью моей работы являлось изучение поведенческого аспекта дезадаптации воспитанников детского сада, то в ходе работы я решила следующие задачи:
1)выяснить природу поведенческих отклонений и их предпосылки;
2)конкретезировать влияние семьи на поведение ребёнка;
3)выбрать соответствующий исследованию психологический инструментарий;
Публикация «Проблемы дезадаптации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дезадаптация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
4)провести наблюдение за группой детей;
5)выделить группу дезадаптированных детей;
6)дать характеристику психологического здоровья семьи группы дезадаптированных детей и контрольной группы (в сравнении);
7)сделать выводы и дать рекомендации родителям по изменению типа семейного воспитания для группы дезадаптированных детей;
8)выбрать методику коррекционных занятий и апробировать её на занятиях в своей группе.
Проанализировав литературу по обозначенной проблеме, я выяснила, что предпосылками отклонений в поведении могут быть следующие факторы:
- биологические (патология беременности и родов, неблагоприятный
постнатальный период, частота соматических заболеваний в первые годы жизни);
- генетические (наследственная отягощённость психическими и соматическими заболеваниями);
- психолого-педагогические (неправильный тип воспитания).
Предположив, что одним из ведущих негативных условий в формировании дезадаптивных форм поведения является неблагополучная семья, в которой проходит ранняя социализация ребёнка, был выбран следующий инструментарий:
1 .Карта наблюдения за поведением детей Д. Стотта.
2. Анкета В. С. Торохтия "Семейные ценности".
3. Методика наблюдения Г. И. Репринцевой.
4. Анкета для педагогов Г. А. Репиной.
5. Социометрическая проба "Подарок".
б. Коррекционные игры Р. В. Овчаровой и М. А. Панфиловой.
В исследовании участвовали 24 дошкольника. В течение 3-х месяцев я фиксировала в карте Д. Стотта свои наблюдения. Наблюдение проводилось в привычной для детей обстановке- в группе детского сада, на занятиях, на прогулке, во время режимных моментов, игр. После окончания наблюдения был подсчитан коэффициент дезадаптации для каждого ребёнка. Экспериментальная группа состояла из 6 человек(4 мальчиков и 2 девочек)-коэффициент дезадаптации которых составлял от 31 до 80 баллов. Проявления дезадаптации с коэффициентом до 30 баллов считались ситуативными.
Был проведён анализ особенностей и недостатков семейного воспитания испытуемых. Ни у одной семьи не диагностирован демократический стиль воспитания(2 случая - авторитарный, 4-либеральный).
Полученные в результате анкетирования семьи экспериментальной группы данные о сходстве семейных ценностей супругов по важнейшим функциям жизнедеятельности семьи показали, что в 5 случаях из 6 семейные ценности супругов прямо противоположны.
Социометрическая проба выявила недостаточно благоприятный психологический климат из-за высокого коэффициента изолированности-20%.
По окончании диагностики я приступила к разработке коррекционной программы. За основу были взяты игры, разработанные Р. В. Овчаровой и М. А. Панфиловой. Коррекционные занятия проводились в свободное от общеобразовательных занятий время, 2 раза в неделю в течение 2 с половиной месяцев с психологом в отдельном помещении. На протяжении этой работы осуществлялось постоянное наблюдение. Данные регистрировались в специально разработанных листах данных о психологическом портрете детей Г. П. Репринцевой. Была установлена ярко выраженная положительная динамика, что свидетельствует об изменениях, произошедших с каждым ребёнком под влиянием игровой коррекции.
Повторная диагностика по карте Д. Стотта выявила положительную динамику в снижении коэффициента дезадаптации.
Проблемы адаптации до сих пор остро обсуждаются представителями разных наук: медицины, социологии, педагогики, психологии, дефектологии и др. Причины происходящих нарушений и отклонений всегда сложны и выступают во взаимосвязи и биологических и социальных факторов. Родители часто не учитывают возрастных изменений в развитии детей, обращаются с ними по модели предыдущих возрастных этапов, запаздывают и не замечают вовремя процесса взросления. Такая инертность провоцирует детский негативизм. Среди нарушений поведения детей особенно беспокоят сложности в сфере общения. Причиной глубоких характерологических отклонений могут стать нарушенные семейные отношения. Поэтому преодолевать детскую трудновоспитуемость следует начинать, прежде всего, с преодоления семейных неурядиц и взрослых проблем. Членов семьи связывают эмоциональные узы привязанности друг к другу, психологическая совместимость. Чтобы ребёнок чувствовал себя во взрослом мире не гостем, ему необходим эмоциональный фундамент, получаемый в семье. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями - всё это зарождается в дружной, тёплой атмосфере дома.
Литература.
1. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М. : Педагогика, 1991.
2. Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители. - М. : Просвещение, 1992.
3. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. - М. : РПА, 1997.
4. Кочетов А. И. Мастерство перевоспитания. - Минск. : 1981.
5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. - Воронеж, 1997.
6. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М. : Просвещение, 1976.
7. Осипова А. А. общая психокоррекция. - М. : Сфера, 2000.
8. Панфилова М. А. Игротерапия общения. - М. : Гном и Д, 2000.
9. Практическая психология образования. / Под ред. Дубровиной И. В. - М. : Сфера, 2000.
10. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. Дубровиной И. В. - М. : Академия, 1999.
11. Раттер М. Помощь трудным детям. - М. : Прогресс, 1984.
12. Репринцева Г. И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и корркционно - реабилитационной работы, - 1997. - №1.
13. Сйиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности. - М. : 1989.
14. Торохтий B.C. Общая характеристика методики оценки психологического здоровья семьи. // Вестник психосоциальной и коррекционно -реабилитационной работы. - 1996. - № 3, 4.
15. Учимся общаться с ребёнком. / Петровский В. А., Виноградова A.M. и др. -М. : просвещение, 1993.
16. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М. : Просвещение, 1995.
17. Эльконин Д. Б. Психология развития в детском возрасте. - М. : 1995.
18. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : 1978.