Митина Ольга Александровна
Решение проблемных ситуаций с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет непреходящее значение, так как развитие идет очень бурно и стремительно. Каждый ребенок - маленький исследователь. С радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Он стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию, помочь ребенку самому разобраться с трудностями. Дать ему возможность подумать, поразмышлять. Поэкспериментировать, а значит развить свое мышление. Быть более подготовленным к дальнейшей жизни.
Публикация «Решение проблемных ситуаций с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Ведь современное общество предъявляет человеку жесткие требования. Порой трудновыполнимые для человека со стереотипным мышлением. Основной нашей задачей воспитания и обучения является подготовка ребенка к достойной жизни. В создании условий для развития у него основных мыслительных операций диалектического характера необходимо сделать так, чтобы он смог себя чувствовать уверенно и спокойно. А это произойдет, если человек научится работать с проблемами, решать их. В этом нам успешно помогают Методы ОТСМ-ТРИЗ педагогики.
Психологи и педагоги доказали, что основы творческого мышления закладываются уже с четырех летнего возраста. И данный период наиболее сенситивен для этого.
Наша работа по обучению детей решению творческих задач шла поэтапно. На первом этапе мы брали задания на формирование чувствительности к противоречиям. Здесь мы использовали игры, рекомендованные М. А. Жмыровой, Т. А. Сидорчук (Книга «Система творческих заданий, как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречиями»). Например «Найди противоположности», «Где прячутся противоположности», «Хорошо - плохо». Все задания старались построить на обсуждении реальных объектов и явлений природы. Это,на наш взгляд является наиболее простым, для начала работы по данному вопросу, так как ребята лично могут убедиться в правильности выбора своего решения. Путем наблюдения и экспериментирования. Кроме того, проводились игры, целью которых было умение различать реальный и фантастический миры: «Что лишнее», «Что перепутал художник», «Бывает-не бывает».
На втором этапе мы познакомили детей с понятием «противоречие», учились формулировать его. Здесь мы использовали игру «Объяснялки». И если вначале дети формулировали противоречие на полуактивном этапе, то в дальнейшем большинство ребят вышли на активный уровень. Они стали понимать, что в противоречии всегда есть противопоставление типа «хочет, но не может», «должен и не должен», «должен, но не может». Здесь нам помогли схемы, составленные вместе с детьми в ходе формулирования противоречия:
хочет потому что может потому
? и не?
должен чтобы должен чтобы
При подборе проблемных ситуаций мы старались сделать так, чтобы текст заданий был понятен и интересен детям. Подходил ко времени года, погодным условиям, социальным событиям. Например задачи «На участке много снега, а лопаток на всех не хватает. Как быть?» или «Как слепить снеговика, если снег не липкий?» мы решали зимой, а задачи «Как детям долго поиграть в бумажные кораблики?» и «Как обойтись в лесу без палатки» - весной. Таким образом, дети на собственном опыте смогли проверить правильность своих решений и найти ответы на заданные воспитателем вопросы.
На третьем этапе с детьми были рассмотрены различные способы разрешения противоречий, сделаны вместе с ребятами схемы-карточки.
При решении проблемных ситуаций были выделены следующие правила:
1. Не причинять вред живому.
2. Обходиться своими силами (не тратить деньги, min времени, без помощи взрослых).
Все творческие задания мы решали не только в специально организованной деятельности, как часть какого-либо занятия (ОХЛ, ознакомление с окружающим миром, ОБЖ, лепка, рисование). Но и включали их в различные режимные процессы: умывание, прием пищи, прогулку, игру и т. д. Занятия проводились со всей группой, и вскоре выделилась группа ребят, которые активно работали, пытались самостоятельно формулировать противоречия, находить пути выхода из проблемных ситуаций, и ребята практически не участвующие в обсуждениях. Но впоследствии детей настолько увлекло это занятие, что они самостоятельно стали искать проблемы в литературных текстах, на прогулке, при проведении режимных моментов. Малоактивные дети стали включаться в этот процесс и старались не отставать от других.
В ходе работы нами вводились Волшебники, помогающие детям в решении проблемных ситуаций. При этом договорились, что Волшебники «приходят» только если ситуация фантастическая. При решении реальных ситуаций мы искали аналоги Волшебников в жизни. Например, что поможет соединить снежинки в снежный ком в мороз? (вода, тепло). В процессе решения творческой задачи мы активно используем прием провокаций. То есть когда ребенок предлагает решение, мы его принимаем, но тут же говорим о невозможности его применения в данной ситуации, по какой - либо причине.
Обязательно в каждом обсуждении ребята выбирают оптимальное, на их взгляд решение. Не всегда оно единственно верное, но мы принимаем его, если доказано преимущество перед другими предложениями. Задача взрослого - не подавить инициативу детей, но и направить размышление, если ребята пошли по ложному пути. Успешность решения творческой задачи зависит от проведенной предварительной работы за день-два до занятия. Так, нами проводились различные эксперименты совместно с детьми, были прочитаны книги по темам творческих задач, рассматривались объекты по пособию «Имена признаков», собирали копилки. Все это подводило детей к самостоятельному решению творческих задач.
Каждый воспитатель знает, что в этом возрасте внимание детей еще неустойчивое, но его можно удерживать интересом. Именно поэтому, к нам в гости стала приходить Лисичка (персонаж кукольного театра) с целым мешком проблемных ситуаций.
В процессе обсуждения дети общались не только с воспитателем, но и со сказочным персонажем, что делало обсуждение более красочным и интересным для детей. К тому же «приход» Лисы Патрикеевны был знаком для ребят, что им предстоит решить очередную проблемную ситуацию, что формировало настрой детей на работу. После окончания занятия, Лисичка «дарила» наиболее активным детям подарок – звездочку, что подталкивало их к активному участию в обсуждении в дальнейшем.
В результате работы по решению творческих задач многие дети начали самостоятельно справляться с трудностями в повседневной жизни, значительно повысилась активность детей во всех видах деятельности. Они стали более наблюдательны, не боятся общаться, высказываться. Повысилась познавательная активность. Это создает условия для совершенствования у детей навыков работы с проблемами в дальнейшем, то есть выход на интуитивный уровень решения противоречий.