Людмила Череменова
Консультация для родителей «Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному – познанию окружающего мира и себя в нем. Современный мир – мир постоянно изменяющийся и развивающийся. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания. Основная наша задача – подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.
Публикация «Консультация для родителей „Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.
Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают не готовыми к реалиям жизни. Именно поэтому очень важно детям еще в раннем возрасте научиться адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения, находить новые пути исследования.
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он сам должен их искать.
Очень важно «пробудить» у малышей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.
Проблемные ситуации нужно подбирать таким образом, чтобы они были понятны и знакомы детям, связаны с программой и временем года: «Как полить цветыбез лейки», «Во что собрать грибы в лесу, если нет корзинки», «Надо расчистить дорожку от снега, а лопатки нет», «Нужно слепить снеговика, а снега мало», «Как построить гараж для машины», «Как играть в песок баз совка?» и др. Сказочные ситуации берутся из знакомых ребятам сказок («Как козляткам не пустить волка в дом?», «Как Маше не заблудиться в лесу?», а также из стихотворений А. Барто, любимых нашими детьми : «Как бычку пройти по доске и не упасть?».
В самом начале работы по решению творческих заданий необходимо провести предварительную работу, «введения детей в проблему» с целью выявления, закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации. От этого в большой степени зависит «успешность» решения проблемы. В предварительную работу можно включить чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, беседы с детьми, экспериментирование, рисование, лепку, конструирование, подвижные игры и т. д. Так, например, перед решением проблемной ситуации «Будем рисовать красками, а кисточек нет» предварительная работа – рисование разными способами; перед решением проблемной ситуации «Нужно слепить снеговика, а снега мало» - лепка снежных фигур разной величины.
А теперь предлагаю Вашему вниманию проблемные ситуации, которые можно использовать с нашими детьми.
«Как собрать ягоды без корзинки?»
«Будем рисовать красками, а кисточек нет»
«Дверь в дом захлопнулась, а ключа нет»
«Как сделать так, чтобы яичко не упало и не разбилось?»
«Нужно слепить снеговика, а снега мало»
«Как полить цветы без лейки»
«Как сделать чай сладким»
«Два мальчика хотят поиграть, а машинка одна»
«Как построить гараж для машины»
«В чай положили сахар, но нет ложки, чтобы его размешать»
«Как вымыть руки без мыла»
«Как козляткам не пустить волка в дом»
«Как перейти через лужу»
«Как играть в песок без совка»
«Как согреться в помещении без отопления»
«Как прорыхлить растения»
«Как попить воды без чашки»
«К зайцу в гости пойдём по цветной дорожке, на ней лежат листочки, на которые наступать нельзя. Что делать?»
«Нужно собрать шишки, но они висят высоко»
«Ёжику в норку нужно принести сухие осенние листья, но в руках нести нельзя»
«Снежный комок один, а зайчат много. Они хотят поиграть в снежки. Что делать, как помочь?»
«Нужно перейти на противоположный берег, а моста нет. Что делать?»