Учарова Заира
Решение конфликтных ситуаций в ГБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера, находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта.
Публикация «Решение конфликтных ситуаций в ГБДОУ» размещена в разделах
Основные типы конфликтов :
* личностные
* межличностные
* межгрупповые
* внутригрупповые.
Разрешение конфликта — это :
> минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
> устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
> изменение целей участников конфликта достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.
Два основных способа разрешения конфликтной ситуации :
1. Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть», либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и заставлю играть», либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта («Позову воспитателя, она всех заставит играть»).
2. Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся»).
Провокаторы конфликтных ситуаций :
> агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
> жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
> молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно
> сверхпокладистые – со всеми соглашаются
> всезнайки – считают себя выше, умнее других
> нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
> максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
> скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
> невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом.
При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта : детский сад — модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми :
* Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей. Сказать детям, что вы поссорились, поспорили.
* Выявить круг вопросов. Выяснить из-за чего возник конфликт.
* Успокоить детей, по возможности. Предложить обсудить конфликтную ситуацию через какое-то время (оговорить через какое время конкретно).
* К этому времени подготовить свои варианты решения.
* Приступись к разговору, выслушивая детей по очереди.
* Ознакомить детей с правилами разрешения конфликтов для детей.
Характерные особенности в разрешении детских конфликтов :
* При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта, т. к. воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.
* Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному, поэтому воспитатель не может навязывать свое решение.
* Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
* Профессиональная позиция воспитателя - взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы детей.
* Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть : стычки между детьми,
нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений.
Структурные методы «управления» конфликтами :
1. Четкая формулировка требований.
Одним из лучших методов управления, предотвращающих конфликты, является разъяснение требований к результатам деятельности; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения того или иного действия.
2. Использование координирующих механизмов.
Строгое соблюдение принципов единоначалия облегчает управление конфликтными ситуациями.
3. Установление единых целей, формирование общих ценностей.
Наличие единых целей позволяет детям лучше понять, как им следует вести себя в условиях конфликта, превращая их в функциональные.
4. Система поощрения.
Установление таких критериев совместной деятельности, которые исключают столкновение их интересов.
Работа с конфликтами отнюдь не исчерпывается перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены другие весьма эффективные методы управления конфликтными ситуациями.
Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины. Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.