Татьяна Викторовна Баканова
Практикум для педагогов ДОУ «Позитивное решение конфликтных ситуаций»
▼ Скачать + Заказать документы
Позитивное решение педагогических конфликтов
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Цель: получить педагогам теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения конфликтов в педагогическом коллективе
Задачи:
-предоставить теоретическую информацию о межличностных конфликтах и их причинах, об особенностях конфликтах в педагогическом коллективе
Публикация «Практикум для педагогов ДОУ „Позитивное решение конфликтных ситуаций“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
-обучить способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации
-помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтности
-способствовать формированию навыков общения, умения слушать, приходить к компромиссному решению
-развивать умения и навыки командного взаимодействия
Для реализации цели используются следующие приемы: игра, упражнение, дискуссия, моделирование ситуаций, мини-лекция, беседа, групповое обсуждение.
Оборудование: экран, проектор, музыкальное сопровождение, маски зверей, для инсценировки сказки «Заюшкина избушка», листы бумаги, ручки, тексты сказок с конфликтными ситациями, бейджики, видеоматериал.
Форма проведения: групповая
Ход занятия
Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас всех! Перед началом дальнейшей работы, нам стоит вновь познакомиться. Вам предоставляется прекрасная возможность выбрать себе тренинговое имя. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Напишите его на бейджике и прикрепите к одежде. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
Примечание. На протяжение всей встречи разрешается пить чай и есть конфеты
А теперь, давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя и прилагательное вас.
Упражнение «Нас с тобой объединяет»
Цель: Создание благоприятного эмоционального и энергетического фона и восстановление отношения после конфликта (обратная связь)
Это упражнение выполняется в кругу с использованием мяча. Первый игрок - тот, у которого в руках мяч, кидает его кому-то из своих коллег по группе, заканчивая фразу: «Нас с тобой объединяет.» (например «. любовь к путешествиям» или «. то, что мы оба предпочитаем решать конфликты путем переговоров» или «. знак зодиака»). Тот, с кем объединились, ловит мяч; если он согласен со сказанным, он говорит: «Да, спасибо»; если сказанное его удивило: «Спасибо, я подумаю». И объединяется уже со следующим игроком, заново заканчивая фразу: «Нас с тобой объединяет.»
Просмотр и обсуждение видео отрывка Конфликт
(The conflict) Гарри Бардина).
Какая ситуация показана на экране? (Ситуация конфликта)
Включаются слайды с темой «Позитивное решение педагогических конфликтов» Слайд №1
Психолог: В любом даже самом дружном коллективе и сплоченном, рано или поздно могут возникнут конфликтные ситуации
Чтобы продолжить работу дальше, мы рассмотрим правила работы в группе. Слайд № 2
-Что же такое конфликт? Слайд №3
Каковы же причины конфликта? Слайд №4
плюсы и минусы конфликтов Слайд № 5-6
тест «Конфликты ли вы? (он небольшой)
Психолог: Давайте рассмотрим основные способы выхода из конфликтной ситуации Слайд №7-8
Упражнение «Яблоко и червяк» Слайд№9
А теперь представите что вы яблоко. Спелое, ароматное наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть!» Чтобы вы ответили червяку? ответ на Слайдах №10
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
(воспитателям раздаются маски сказочных героев-зверей и текст. В сказке рассматривается конфликт и выбранная форма решения конфликта т. е. избегание)
Рассмотрение конфликтных ситуаций в сказках и пути их решения
«Сказка о золотой рыбке»
Конфликт между стариком и старухой. Старухе хотелось слишком многого и сразу.
Воротился старик — на его дворе стоит изба новая, дубовая, с вырезными узорами. Выбегает к нему навстречу старуха, пуще прежнего сердится, пуще прежнего ругается: «Ах, ты, старый пес! Не умеешь ты счастьем пользоваться. Выпросил избу и, чай, думаешь — дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть воеводихой, чтоб меня добрые люди слушались, при встречах в пояс кланялись». Пошел старик на море, говорит громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла рыбка, стала в море хвостом, к нему головой: «Что тебе, старик, надо?» Отвечает старик: «Не дает мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой». — «Хорошо, не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано»
Рекомендации по решению конфликтной ситуации :
В данной конфликтной ситуации можно предложить старухе побольше прислушаться к мнению старика и не требовать слишком много от него. Старику же нужно быть понастойчивей, не идти на поводу у старухи, не выполнять все ее указания.
«Сказка о царе Салтане»
Конфликт между царем и ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
Рекомендации по решению конфликтной ситуации :
В данном конфликте царю следует не слушать посторонних лиц, а все проверять самому. Из-за того, что он послушал посторонних произошла такая ужасная ситуация.
«Золушка»
Конфликт между золушкой и мачехой с ее дочерьми. Мачеха заставляла Золушку выполнять всю работу по дому. Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны.
– А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал? – спрашивали сестры, пока она причесывала их перед зеркалом.
– Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках!
– Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на бал!
Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше. За два дня до бала сестрицы от волнения перестали обедать и ужинать. Они ни на минуту не отходили от зеркала и разорвали больше дюжины шнурков, пытаясь потуже затянуть свои талии и сделаться потоньше и постройнее. И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали. Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала.
Рекомендации: Отцу следовало бы побольше уделять внимания своей родной дочери и прислушиваться к ней. Мачеха же будучи взрослой женщиной должна была быть умнее и относится к Золушке так же как и к своим дочерям. Можно было поделить всю работу по дому поровну.
«Федорино горе»
Конфликт между Федорой и посудой.
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»
А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»
Рекомендации:
Федоре следовало бы следить за состоянием посуды, за своим внешним видом, чаще убираться.
«Мойдодыр»
Конфликт между мальчиком и вещами.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Рекомендации:
Мальчику следует следить за своим внешним видом, выглядеть прилежно, быть аккуратным.
Итак как же избежать ненужного для вас конфликта Слайд 11-13
Психологическое айкидо –эффективный способ реагирования на нападки и оскорбления. Например:
1. «Как ты могла, ты распустила всех детей? А вы отвечаете: «Сама в шоке, виновата».
2. Либо «Тамара Петровна, вы сегодня как сонная курица» Вы отвечаете «Рассеяннв-поддерживаю таинственный образ»
3. «Ты еще долго будешь ковырятся?» ответ «Долго».
Психолог: Часто причиной конфликта бывает плохое настроение. Как его поднять. Посмотрим 2 видео «Плохое настроение» (танцующие капельки) и «Танцующий ежик»
Психолог: Мы последуем примеру капелек и будем танцевать. Приглашаю всех выйти, хаотично распределиться по залу.
Флешмоб 2018 (воспитатели встают и танцуют под видеоклип)
Упражнение «Чемодан обидных воспоминаний»
Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида- это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства — болезни. Возьмите листок и напишите свои обиды, внимательно на них посмотрите и скажите им:
«Обиды, вы простите меня, но я отправляю вас в чемодане обидных воспоминаний. Вы остаетесь в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощайте!»
И порвите этот лист, или сожгите. В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость. «Человек сам загораживает себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь этого не делать.
видео «Сказка про обиду»
Упражнение «ты молодец в том, что…»
Цель: получить навыки оказания помощи, поддержки в сложной ситуации, осознать наличие этих проявлений из собственного опыта.
Инструкция: разбейтесь пожалуйста на пары. Сейчас одному из вас необходимо сказать фразу, которая начинается словами «Меня не любят за то, что …» ваш партнер должен на каждую из них ответить фразой «все равно «Ты молодец потому, что…».
Затем подменятся ролями и повторить упражнение.
Закончить нашу встречу я хотела бы притчей-видео «Притча о гвозде»
Психолог: Перестаньте занимать позицию «сверху», Открытость и дружелюбие –основа здоровых партнерских отношений.
Обнимите своих напарников, ведь тепло объятий объединяет и скажите спасибо им, что они есть у вас. (играет музыка Ани Лорак «Обними меня сильней»)
Спасибо всем за внимание! Слайд 14