Сусанна Поздеева
Игровое моделирование проблемных ситуаций на примере формирования нравственного поведения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон развития ребенка.
Вечность и актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием, нравственной культурой подрастающего поколения, бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цель, содержание, методы нравственного воспитания.
Публикация «Игровое моделирование проблемных ситуаций на примере формирования нравственного поведения детей» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением
Нравственное поведение ребенка как проблема имеет в своей основе ряд причин:
- это недостаточный личный опыт;
ребенок не знает, не умеет, ему нужна помощь взрослого.
- необходимость постижения законов социальных отношений;
- усвоение норм и правил общения;
- формирование социально-значимых чувств;
- развитие собственно-личностных качеств.
Как отмечалось выше – знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действие в отношении других людей, развитие собственных качеств – и составляет понятие нравственности. Без нее человек не может жить среди других людей.
Педагогическая наука на современном этапе развития имеет достаточное количество разнообразных методов и средств воспитания нравственной культуры у детей дошкольного возраста: художественные (художественная литература, изобразительное искусство, кино-, мультфильмы, музыка, социально-средовые (события, происходящие в окружении ребенка, обычаи, традиции, субкультура, поступки и оценка взрослых, развивающая среда, деятельностные (разные виды детской деятельности, праздники, развлечения)
Одной из наиболее эффективных форм является - игровое моделирование проблемных ситуаций.
Ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника — игра. Поэтому именно игра является источником и средством реализации проблемных ситуаций. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных игровых ситуаций, а также реальных ситуаций, имевших место в группе.
Например : «Владе на день рождения мама подарила красивую куклу. Влада ее принесла в детский сад. Увидев у Влады новую куклу, к ней подошли две подружки. Кристина сказала: «Влада, дай нам поиграть с твоей куклой». Тогда Влада ответила…. Что ответила Влада? Почему?
Ответы детей выслушиваются, выбирается модель желаемого поведения и обыгрывается. По окончанию упражнения детям предлагается высказаться по поводу того, что они чувствовали, выполняя роли разных по характеру детей.
Проектирование ситуаций – повседневное творчество любого педагога. Игровые проекты должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем.
Таким образом, игровое моделирование проблемных ситуаций :
- реализует потребность ребенка в игре и формирует навыки речевого ролевого
поведения;
- способствует формированию осознанного самостоятельного принятия решения;
- обеспечивает возможность понимания проблемы
(конфликт «можно-нельзя», «хорошо-плохо»;
- создает условия для поиска вариантов разрешения конфликтов;
- способствует овладению практическими навыками поведения в
различных ситуациях.
Целевая направленность игрового моделирования заключается в :
- осознании ребенком реальной позиции в среде сверстников и взрослых «Кто я?»;
КТО Я – в различных ситуациях общения – Р-Р; Р-В; Р- Гр:
- повышении познавательной активности ребенка в реальной жизни
«Что такое? Почему?»;
- повышение социально-коммуникативной компетентности
«Как поступить?».
Встать на место другого человека, понять мотивы действий другого человека, принять условия сверстника, оценить их с нравственной точки зрения, проявить желание к «мирным переговорам» - все эти проблемные задачи легли в основу метода игрового моделирования проблемных ситуаций.
Задачи: - учить детей нравственному поведению в социуме
- учить принимать собственное решение, опираясь на нравственную
оценку и обосновывать свой выбор.
- развивать культуру поведения.
- воспитывать культуру речи и навыки речевого общения.
- воспитывать внутреннюю установку нравственного поведения.
Игровое моделирование выполняет следующие функции:
1. Познавательная функция.
Поиск ответов на возникающие игровые проблемы повышает социальную компетентность, познавательную активность детей в реальной жизни. Достигнутый в игре прогресс психического развития ребенка существенно влияет на возможности его систематического обучения на занятиях, способствует совершенствованию его реальной позиции в среде сверстников и взрослых.
2. Развивающая функция.
Развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей разностороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности — учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе.
3. Диагностическая функция.
Велика и диагностическая роль игры. Она позволяет выявить уровень развития многих личностных качеств ребенка, определить его статус в детском коллективе.
(стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р. С. Немова)
- Методика «Какой я?»
Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка – дошкольника. Педагог спрашивает у ребенка, как он воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности: хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый, трудолюбивый, честный. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
- Методика «Выбор в действии»
Цель методики – изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.
Каждому ребенку в изучаемой группе дается по три привлекательных, желаемых предмета: игрушки, картинки и др. Ребенок получает инструкцию следующего содержания:
«Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся.
Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».
После того как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, педагог определяет, кто, сколько и какие предметы получил.
- Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка. Межличностные отношения и функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это родители, родственники, воспитатели и другие.
Следует помнить, что на начальном этапе становления различных форм устойчивого поведения ребенок проявляет только то поведение, которое одобряется окружающими, и стремится исключить те формы поведения, которые окружающими осуждаются. Этот механизм работает до тех пор, пока поведение не консервируется в виде социальных установок и привычек. Если это произошло, то период социально и лично значимого поведения переходит в период устоявшегося поведения.
Формы организации
Игры и проблемные ситуации для обсуждения можно проводить с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.
Проблемой взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста является то, что многие положительные качества сверстников дети не воспринимают, не видят. Для многих детей 4-7 лет формы поведения другого ребенка воспринимаются в виде антиномии «плохо-хорошо». За поступками сверстников дети не всегда видят проявление миролюбия, сострадания, дружеского расположения, защиты.
Проектируя ситуации необходимо соблюдать ряд правил
«Условия моделирования проблемных ситуаций»
1. Учет интересов, возможностей, социального опыта, возрастных особенностей.
2. Включение элементов импровизации вариантов решения.
3. Актуальность проблемы для конфликтной группы детей.
4. Определение исходной ситуации и постановка проблемы.
5. Разнообразие средств в реализации проекта.
Реализация любого игрового проекта требует специальной подготовки, в которой можно выделить три этапа.
Этапы реализации
1 Подготовительный этап
2 Выбор возможных вариантов завершения предложенной ситуации.
3 Установление причинно-следственных связей.
Подготовительный этап.
Включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации, игре, в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами)
Цель данного этапа – привлечь детей к интересной игровой деятельности, сформировать умение действовать с игрушками, передавать интонацией переживание героев, развивать диалогическую и монологическую речь.
Средства: художественные, речевые.
Виды деятельности: театрализация, моделирование.
В качестве примера рассмотрим тему : «Как друзья поссорились» (ссоры).
Рассказ педагога о ситуации «Как лисичка с бычком поссорились».
«Шла однажды лисичка, а бычок на лугу травку щипал. Поднял он голову и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:
-Бычок, бычок
Пучеглазый,
Бычок, бычок
Рогатый,
Бычок, бычок
Лохматый бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая и глаза у тебя круглые. И травку щипать не умеешь!
Заплакала лисичка и побежала домой маме жаловаться, что бычок ее обидел, наговорил ей плохих слов.
Выслушала ее лиса и спрашивает:
- А ты ему ничего не сказала?
Стыдно стало лисичке, опустила она глаза.
-Вот видишь, - сказала мать-лисичка, - ты первая его обидела.
-Как же лисичка обидела бычка? (дразнила, плохие слова говорила)
- А какие чувства испытывал бычок, когда лиса его обидела? (ему было грустно, больно, обидно)
-А что сделал бычок от обиды? (наговорил тоже много плохих слов, обидел лисичку)
- А что же надо делать, чтобы тебя не обижали? (не обижать других)
- Давайте выучим поговорки:
«Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других»
«Как аукнется, так и откликнется»
Выбор возможных вариантов завершения предложенной ситуации.
Цель данного этапа - конкретизация ситуаций, поиск реальных путей достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических норм, ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя».
Средства: речевые, наглядные.
Виды деятельности: беседа, обсуждение, инсценирование.
На втором этапе воспитатель напоминает детям о проблемной ситуации, которая была в группе (не называя участников конфликта) и предлагает ответить на вопросы: Как поступил? А как поступил бы ты? Поиск положительного и отрицательного в поступках.
От следствия к причине.
Цель данного этапа состоит в развитии выбранных ситуаций, в поиске решающего фактора, обострившего ее, а так же преобразование ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем. Главное – начать приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогут ребенку установить причины и их последствия. Потребность ребенка в поддержке и оценке взрослым его действий – один из стимулов развития нравственного поведения в дошкольном детстве.
Средства: речевые, театрализованные.
Виды деятельности: моделирование.
В качестве примера рассмотрим тему «Почему нужно уметь уступать». В ходе беседы воспитатель учит детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Воспитатель начинает беседу с вопросов:
- Кто из вас умеет играть дружно? (педагог может описать дружные игры детей, которые ему приходилось наблюдать.)
- Во что вы любите играть?
- Ссоритесь ли вы во время игры?
- Из – за чего вы ссоритесь?
Затем педагог предлагает детям послушать рассказ:
Света пришла в садик после болезни. Ее подруга Поля встретила девочку с радостью: «Теперь мы с тобой будем играть!» Света предложила играть в доктора. «Я буду доктор, я знаю, как лечить». Полина согласилась. Доктор выслушивал кукол трубочкой, смотрел горло, делал уколы, иногда ставил банки.
Вечером Поля рассказывала маме: «Мы со Светой так хорошо играли в доктора! Только Света уронила шприц и хотела сделать укол. А я не разрешила. Он грязный, это вредно для детей. Света рассердилась: „Я сама знаю", — и не захотела играть дальше. А я ей сказала: „Тебе бы так грязным!". И она согласилась. Завтра мы опять будем играть». На другой день Поля и Света хотели опять играть в доктора. «Теперь я буду доктором», — заявила Поля. «Нет, будем играть как вчера», — не согласилась Света. Полина недовольно молчала. Света стала настаивать: «Сейчас будем играть как вчера, а завтра ты будешь доктором». Поля подумала и сказала: «Завтра я буду доктором, — а потом добавила: — И послезавтра».
— Можно ли сказать, что Света и Поля играли дружно? Почему вы так думаете?
— Были ли споры между девочками?
— Почему спор не перешел в ссору
Воспитатель обобщает ответы детей : если во время игры возникает спор, нужно уступить, договориться так, чтобы никому не было обидно.
Для выбора темы обсуждения лучше пользоваться ситуациями из жизни детей группы.
В качестве примера, для определения положительных и отрицательных сторон поведения можно рассмотреть такие темы:
• Я не люблю делиться игрушками
• Я люблю играть на музыкальных инструментах
• Буду играть только со своим приятелем
• Я добрый и хочу подарить…
• Угощу только своего друга
• Скромность – хвастовство
• Щедрость – жадность
• Доброта – жестокость и т д.
Несколько примеров для темы «Сравнение норм поведения»
Для этого детям могут быть предложены проблемные ситуации из произведений В Осеевой. Произведения В. Осеевой охватывают весьма большой пласт детских проблемных ситуаций. Дилеммы, которые приходится решать героям ее рассказов, очень похожи на обычные каждодневные ситуации общения детей в группе детского сада.
Рассказы В. Осеевой: Волшебное слово: Синие листья; Три желания; Просто старушка; Три дочери; Почему?; Сторож; Лекарство; Плохо; Кто наказал его?; Что легче? Сыновья; До первого дождя.
Также могут быть предложены русские народные сказки, для обсуждения проблемных ситуаций. В народных сказках заложены основы нравственного поведения, справедливости, честности и человеколюбия, что ставит их первыми в ряд отечественных произведений для детей.
Сказки: «Рукодельница и Ленивица», «Авось да небось», «Ох да Ах», «Сказка о двух сестрах» и т д.
В игровом моделировании проблемных ситуаций важна активная личная позиция ребенка, которая должна отличаться его собственными умениями разъяснять, объяснять, обсуждать и приходить к нужному правильному выводу.
Обучение детей решению проблемных ситуаций дает положительный результат, который проявляется как на личностно – смысловом уровне развития детей, так и в индивидуально – исполнительском плане. В ходе игры, беседы, обсуждения проблемных ситуаций дети постепенно приходят к выводу, что каждый человек имеет собственные интересы, мысли, желания. Эти желания надо принимать и уважать, тогда многих конфликтов и ссор можно избежать.
В заключении, хочется сказать о тех результатах, которых можно и нужно добиться с помощью игрового моделирования :
Во-первых, ребенок знает основы нравственного поведения в среде сверстников и взрослых:
Во-вторых, ребенок самостоятельно или при незначительном контроле взрослого соблюдает основные нравственные нормы;
В-третих, проявляет по отношению к другим детям сочувствие, терпимость, желание помочь;
В-четвертых, ребенок в предлагаемой ситуации находит свое решение и предлагает этот сюжет разыграть.
В-пятых, ребенок активно использует речь как средство общения и регуляции поведения.
Несмотря на изменения в обществе, связанные с экономическими и политическими проблемами, этические нормы поведения в обществе остаются неизменными и востребованными для каждого человека.