Наталья Хаванева
Религия как основа духовно-нравственного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Религия как основа духовно – нравственного развития дошкольников.
Аннотация: Данная статья раскрывает роль религии в духовно – нравственном становлении личности.
Ключевые слова: Религия, мораль, ребенок старшего дошкольного возраста, монастыри, церкви.
Дети очень любопытны, им интересно узнавать о своем родном крае, о России – стране, где мы живем.
Публикация «Религия как основа духовно-нравственного развития дошкольников» размещена в разделах
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В России живут люди разных национальностей, процветают замечательные народные промыслы. О богатой истории России рассказывают древние храмы, монастыри, некрополи, дворцы и усадьбы. В музеях собраны творения великих художников и материалы о жизни прославивших страну соотечественников. Города России всегда славились обилием и великолепием своих церквей и монастырей. Созданные трудом и талантом искусных мастеров, храмы были воплощением духовных и эстетических идеалов русского народа.
Ни один монастырь России не возник случайно. Основание монастыря происходило, будто по указанию свыше, которое раньше считали чудом, а нынче зовется легендой. Каждая легенда имела свое историческое продолжение. Со временем монастыри становились центрами духовной культуры. Знакомим старших дошкольников с наиболее известными из них, рассматриваем красивые строения, великолепные купола, отмечаем их уникальность и неповторимость.
Троице-Сергиева лавра. В 1330 году начал строительство лавры названный в его честь святой заступник Руси Сергей Радонежский. Сергий обладал даром общения с ангелами и Богоматерью. Самым важным эпизодом русской истории, связанный с Троице-Сергиева лаврой – это благословение Сергием Радонежским князя Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, у реки Дон. С тех пор князя стали звать Дмитрием Донским. Победа дала русским людям понять, что сила не только в оружии, но и в духовном превосходстве.
Соловецкий монастырь – северный оплот русской святости, крепость на Белом море с дивными садами и храмами. Основал его Саватий.
Кирилло-Белозерский монастырь основал монах московского Симонова монастыря Кирилл, с благословения Сергия Радонежского. Центр русской книжности.
Ипатьевский монастырь основан в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.
На территории современной Чувашии находятся монастырские строения, соборы, церкви, часовни, действуют молитвенные дома и комнаты в ряде больниц Чувашии, где можно помолиться в трудные моменты. В самой столице Чувашской Республики большое количество храмов и церквей, которые являются нашей гордостью и достопримечательностями. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием изучают и рассматривают иллюстрации с церквями: это церковь Святого Архангеля Михаила, церковь Успения Пресвятой Богородицы, церковь Иконы Божией Матери «Взыскание погибших», церковь Святых Новомучеников и исповедников Российских и т. д. Патриарх Алексий II словами благодарности отметил труды бывшего Президента Чувашии Н. В. Федорова в деле восстановления церквей и монастырей в республике (с 1993 по 2000 годы восстановлены 51 и вновь построены 45 храмов). А также вручил нашему президенту орден Преподобного Сергия Радонежского I степени (до этого Федоров был награжден орденом Великого князя Владимира I степени).
Обращаясь к общественности Чувашской Республики, святейший Патриарх Алексий II подчеркнул: «Церковь отдалена от государства, но у нас общая задача – нравственное и духовное здоровье народа, сохранение мира и согласия в обществе. Сегодня многие осознают: без прошлого нет будущего». На протяжении долгого времени религиозные учения активно влияли на ход истории и взаимоотношения между людьми, народами и государствами. Благодаря религии многие люди стараются поступать по принципу морали, и религия является для них источником вдохновения.
Говорят, что корни морали в самой природе, или в человеке, или в обществе. И очень многие уверены, что мораль от бога. За тринадцать веков до нашей эры пророк Моисей получил от бога и провозгласил бессмертные Десять Заповедей. Дети узнают о них из детской библии, с удовольствием рассматривая красочные иллюстрации. Китайский философ Конфуций сформулировал великий принцип гуманизма: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». Иисус Христос в своем учении провозгласил заповеди любви и милосердия. По мнению немецко – французского философа А. Швейцера: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».
Человек не всегда поступает в соответствии моральным нормам. Он может быть добрым, благородным, великодушным, честным и т. д. Но он может быть способен на подлость, ложь, предательство и т. д. Люди верующие все, что не соответствует морали, называют одним словом – грех. В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так и поступает. Но выбирает он сам.
Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию определенных положительных качеств: доброты, милосердия, умеренности. Без положительного примера со стороны взрослого, невозможно вырастить добродетельного ребенка, умеющего сострадать тем, кто слабее, сочувствовать своим товарищам. Религия дает ответ на извечные вопросы: как возникла Земля? Откуда появился человек? Зачем человек пришел в этот мир? Что такое смерть? Что происходит с людьми после смерти? Религия помогает человеку психологически разгрузиться, дает приток энергии и эмоциональных сил. Ребенок может увидеть, как у родителей или близких после посещения церкви и богослужения, по их словам и поведению душевное состояние улучшилось, физическое недомогание отступило.
Религия играет значительную роль в жизни общества. При этом каждый человек имеет право самостоятельно решать: быть ему приверженцем атеистических убеждений или религиозных; к какой именно религии следовать; выполнять религиозные обряды или нет; требуется для соблюдения моральных норм божественный авторитет или нет.
Приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, нравственно-этическим ценностям своего народа должно осуществляться с дошкольного возраста. Степень религиозности человека — во многом обусловлено его воспитанием в детстве. Поскольку дитя имея дух, душу и тело, приходит в этот мир, конечно же, нуждается в том, чтобы обрести образ обращения в нем. Ребенок впечатлителен, поэтому нрав родительский сильно сказывается на нраве ребенка. А религиозное и нравственное воспитание указывают направление формирования характера, чувства ответственности, добрых привычек, умения справляться с трудностями. В самом человеке существует нравственное как его собственная жизнь, как то, что движет его внутренним поступком, определяет его чувства, характер его мыслей.
Ребенок восприимчив и его тянет ко всему новому, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. По нашему мнению отсутствие религиозного воспитания в детстве непременно скажется на характере человека: в душевном складе таких людей ощущается известная надломленность.
В совместной деятельности со взрослыми через ознакомление с чувашскими сказками, во время беседы и художественной деятельности дети узнают, что в старину чувашской мифологии обожествляли солнце, луну, огонь, воду, деревья. Тур (олицетворял небо, позднее считался верховным богом) выступает в более поздних мифах. IVIII веке разными способами обращали в православие чувашей, марийцев, удмуртов, мордву; только в Нижегородской губернии к 1747 г. было крещено более 500 тысяч человек. Часто миссионеры вместе с солдатами отправлялись в нерусские деревни, сгоняли их жителей к реке и крестили. В то же время новокрещенам давали подарки (рубашку, шапку, обувь, 0,5 – 1,5 рубля деньгами) и льготы: освобождение на три года от податей и повинностей, сложение недоимок и амнистия по преступлениям, совершенным до крещения.
В современном обществе Российской Федерации проживают представители многих наиболее распространенных в мире религий. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Конституция РФ в соответствии с нормами международного права гарантирует осуществление в нашей стране принципа свободы совести, свободы вероисповедания. Все религии на территории нашей страны являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия. В дошкольное учреждение могут ходить дети разных национальностей и вероисповедания. Общаясь друг с другом, дети учатся спокойно, уважительно относиться к представителям других религий.
Таким образом, веротерпимость поможет предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.
Литература
1. Браславский Л. Ю. «Храмы, приходы и монастыри Чебоксарской и Чувашской Епархии» // РГУП «Чувашское книжное издательство, 2003.
2. Гармаев А. Ц. «Этапы нравственного развития ребенка»// Минск «Лучи Софии», 2002.
3. Калашников В. И. «Легенды русских монастырей»// Москва «Белый город», 2002.
4. Энциклопедия «Сокровища России»// Москва «РОСМЭН», 2001.