Приложение МААМ

Релаксационные игры и упражнения как метод сохранения и улучшения психологического здоровья у старших дошкольников с ОВЗ

Ирина Картамышева
Релаксационные игры и упражнения как метод сохранения и улучшения психологического здоровья у старших дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Современные дошкольники с ограниченными возможностям здоровья очень сильно загружены, получая большой объем информации в детском саду. Кроме того, малыши дополнительно посещают различные кружки, секции, а вечером изготавливают поделки, рисуют, учат стихотворения, повторяют и запоминают роли. По этой причине в течение дня ребенок затрачивает огромное количество сил и энергии, находится в состоянии высокого психоэмоционального перенапряжения. Дети начинают неадекватно себя вести, тревожиться, бояться. У малышей появляются мышечные зажимы и неуверенность в себе, становится трудным засыпание. Детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы.

Сформировать эмоциональную стабильность ребенку помогут умения управлять своим телом и мыслями. Важно научить малыша расслаблению – релаксации и он сможет полноценно развивать психические процессы – внимание, мышление, память, восприятие, воображение, а также эмоционально-волевую сферу и общение.

Релаксационные методы – световые эффекты, музыка, цвет, запахи, например, использование эфирных масел, тактильные ощущения оказывают различное воздействие на психологическое и эмоциональное состояние детей.

Помочь ребенку успокоиться, снять напряжение мышц после физических упражнений; учиться регулировать свои поведенческие реакции; формировать положительные эмоции и чувства, избавиться от страхов, создать положительный фон, овладеть навыками саморегуляции и самоконтроля, стать увереннее в себе и жизнерадостнее помогут релаксационные игры и упражнения, которые относятся к современным образовательным здоровьесберегающим технологиям.

Предлагаю различные релаксационные игры и упражнения для старших дошкольников с ОВЗ.

Упражнение “Задуй свечу”.

Цель: расслабиться, сосредоточившись на дыхании.

Инструкция. Взрослый просит детей глубоко вдохнуть, вытянуть губы трубочкой, медленно выдохнуть, представить свечу и задуть ее, продолжительно произнося звук “у”. Сосредоточиться на дыхании.

Упражнение «Улыбнись солнышку»

Цель: снять напряжение с мышц лица.

Инструкция. Попросить детей представить себе, что они видят красивое улыбающееся солнышко; улыбнуться в ответ солнышку и почувствовать, как улыбка переходит в их плечи, руки, кисти рук, в ладони. Предложить сделать это ещё раз и попробовать улыбнуться еще шире. При улыбке растягиваются губы, напрягаются мышцы лица. Дети дышат и улыбаются, их ладошки наполняются силой улыбающегося солнышка. Упражнение повторяется 3 раза.

Игра «Согревающий шарф»

Цель: снять напряжение мышц лица, шеи.

Инструкция. Дети представляют себе, что им холодно, обхватывают себя руками, но вот им принесли большие теплые шарфы. Накинули шарфики на шеи, повязали их, покрутили головой направо и налево, вверх и вниз. Шейки согрелись. Дети улыбаются друг другу.

Упражнение «Слон»

Цель: расслабить мышцы ног.

Инструкция. Детям предлагается представить себя слоном, поставить твердо ноги. Медленно перенести свое тело на одну ногу, а другую высоко поднять и громко опустить на пол. Двигаться медленно по комнате, попеременно поднимая каждую ногу и опуская ее на пол ударом стопы, сопровождать движение длительным выдохом «Ух!»

Упражнение «Согревающие ладошки»

Цель: снять напряжения с мышц рук, туловища, ног.

Инструкция. Предложить детям представить, что они играют на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер, им становится холодно, они замёрзли, поднесли ладошки ко рту, дышат, создавая теплый воздух в ладошках. Согревается носик, лицо, плечи, руки, туловище, ноги. Полностью согрелись – расслабились. Стало жарко. Снова подул холодный ветер (повторить 3 раза).

Упражнение «Лимон»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Инструкция. Ведущий предлагает детям представить, что у них в правой руке лимон, из которого они выжимают сок, как можно сильнее сжимая правую руку в кулаке, потом бросают лимон и расслабляют ее. Малыши проделывают аналогичное упражнение левой рукой. После детям предлагается сесть на стулья и пить воображаемый лимонный сок.

Упражнение «На пляже»

Цель: расслабить полностью организм.

Инструкция. Детям предлагается под спокойную музыку лечь на коврик, закрыть глаза и представить, что они лежат на теплом песке и загорают. Солнышко ласково светит и согревает их. Веет мягкий ветерок. Они отдыхают, слушают шум прибоя, наблюдают за игрой волн и танцующими чайками над водой. Потянуться, сделать глубокий вдох и длительный выдох, открыть глаза, медленно сесть, и не спеша встать.

Игра «Лучики из прищепок»

Цель: затормозить отрицательные эмоции.

Инструкция. Попросить ребенка сделать из прищепок лучики для солнышка, используя заданную цветовую гамму. (Ребенок расслабляется путем сжимания и разжимания кистями рук бельевой прищепки).

Игра «Поймай бабочку»

Цель: быстро расслабляться после сильного напряжения.

Инструкция. Дети воображают летящую бабочку, пробуют ее поймать – выполняют хватательные движения над головой правой рукой, потом левой и обеими руками одновременно; повторяют движения несколько раз, ловят бабочку. Затем медленно разжимают кулачки, раскрывают ладони и смотрят на пойманную бабочку.

Релаксация наилучшим образом перераспределяет энергию и приводит тело и мысли к гармонии. Научившись расслабляться, тревожные дети становятся более спокойными, терпеливыми, уравновешенными, внимательными, умеют владеть собой, контролировать свои деструктивные эмоции и действия. Замкнутые и застенчивые дети приобретают уверенность в себе, свободу в действиях и выражении своих мыслей и чувств. Эмоциональное и физическое раскрепощение, снятие стресса и восстановленное состояние душевного покоя помогают дошкольникам с ОВЗ адаптироваться и повысить свою познавательную деятельность.

Важно понимать, что целенаправленное обучение детей с ОВЗ сбрасыванию излишек напряжения и восстановлению равновесия сохраняет и поддерживает их психологическое здоровье.

Список использованной литературы:

1. Вербовская, Е. В. Социально-эмоциональный статус ребенка старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Вербовская, И. Н. Кольцова // Мир психологии. – 2010. – № 1. – С. 93-104

2. Яковлева, Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику [Текст] / Н. Г. Яковлева. – М. : Сфера; СПб. : Валери СПД, 2002. – 112 с.

3. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М. : Книголюб, 2003. – 56 с.

4. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М. : Книголюб, 2008. – 56 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения «Безопасность жизни и здоровья» «Безопасность жизни и здоровья». Дидактические игры и упражнения. Игры позволяют познакомить детей с источниками опасности, мерах предосторожности.

Динамические паузы как элемент технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольниковДинамические паузы как элемент технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 с углублённым изучением отдельных предметов.

Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников»Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Релаксационные игры и упражнения как метод сохранения и улучшения психологического здоровья у старших дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 27 декабря 2024 в 00:19
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Релаксационные игры и упражнения как метод сохранения и улучшения психологического здоровья у старших дошкольников с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Картамышева (УИ 3166604) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД