Сафонова Наталия
Релаксация как профилактика эмоционального напряжения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема профилактики эмоционального напряжения детей дошкольного возраста остается одной из самых важных.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.
Публикация «Релаксация как профилактика эмоционального напряжения у дошкольников» размещена в разделах
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
В своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.
Для удобства применения в своей работе данных упражнений я классифицирую их по следующим направлениям :
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании;
Упражнения на расслабление мышц лица;
Упражнения на расслабление мышц шеи;
Упражнения на расслабление мышц рук;
Упражнения на расслабление мышц ног;
Упражнения на расслабление всего организма.
Упражнения на релаксацию с сосредоточением дыхания
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Внимание! Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было учащённого дыхания, резкого изменения цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах (симптомы гипервентиляции легких).
Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
Цель выполнения дыхательных упражнений: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия; научить правильно, дышать, используя жизненный или игровой опыт ребенка.
«Мыльные пузыри»
Психолог: - «Все вы не раз надували мыльные пузыри. Сделаем круг из пальчиков. Вдохнем воздух и медленно, в круг из пальцев, выдохнем воздух, имеющийся в легких. Замрем и понаблюдаем за парящими мыльными пузырями. Можно их сосчитать». (Это упражнение можно сделать с настоящим приспособлением для мыльных пузырей).
«Ленивая кошечка»
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.
Упражнения на расслабление мышц лица
Цель упражнений заключается в поочередном расслаблении мышц лица.
«Подарок под елкой»
"Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”.
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят, кто о чем мечтает.
«Злюка успокоилась»
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело, Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, Может, даже и зевнуть
(широко открыв рот, зевнуть).
Упражнения на расслабление мышц шеи
Перенапряжение мышц шеи – это результат неправильного положения тела.
Если не расслаблять мышцы шеи, то нарушается питание позвоночника, появляются болевые ощущения, страдает психика. Именно поэтому правильное расслабление мышц так важно не только для отсутствия болевых ощущений в области шеи, но и для общего хорошего самочувствия.
«Любопытная Варвара»
Педагог предлагает повернуть голову влево так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Следует потрогать шею справа, мышцы стали твердые. Вернуться в исходное положение. Посмотреть прямо. Мышцы шеи расслаблены. Легко дышится. Теперь повернуть голову вправо. Постараться увидеть справа как можно дальше. Теперь мышцы шеи слева напряглись, стали как каменные. Даже дышать трудно… Посмотреть прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…смотрит вправо…
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена!
И рассла-а-бле-на…
Движения повторяются по два раза в каждую сторону.
Теперь поднять голову вверх. Посмотреть на потолок. Больше откинуть голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямились! Легко стало, свободно дышится.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…
А теперь медленно опустить голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Стали твердые. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится.
А теперь посмотрит вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена.
И рассла-а-бле-на…
Закончилась наша игра. Вам легко и приятно дышится.
Упражнения на расслабление мышц рук.
Напряженные мышцы на руках "непослушны", плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими, необходимо расслабить мышцы, снять с них напряжение. Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда, когда им сначала предлагают сильно сжать кулачки и долго подержать их в этом состоянии. А затем им предлагают их разжать (расслабить) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - длительным. У каждого ребенка должно сложиться своеобразное представление о расслаблении ("как кисель").
«Лимон»
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
«Моем руки»
Моем, моем, моем руки (сильно растирают свои ладошки)
Чисто, чисто, чисто
Встряхиваем капельки (встряхивают пальчики)
Быстро, быстро, быстро
Руки, руки, руки стали (поднимают руки верх,
Вот они какие – делают «фонарики»)
Белые и мягкие, (опускают руки на колени,
Чистые такие. гладят их).
Упражнения на расслабление мышц ног
Цель упражнений дать почувствовать детям, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, обучить распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных.
«Палуба»
Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Упражнения на расслабление всего организма
«Плывем в облаках»
Звучит спокойная музыка.
Психолог: «Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо.
Вы абсолютно спокойны.
Вы лежите и смотрите вверх облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе.
Дышите свободно.
Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.
Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете.
Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.
Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему.
Делаем вдох и выдох; открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем. Потянуться всем телом, вытягиваем руки за голову и носки ног от себя.
У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.