Титова Наталья Анатольевна
Рекомендации воспитателю ДОО «Как сохранить силу и звучность голоса в течение рабочего дня»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для педагога
«Как сохранить силу и звучность голоса в течение рабочего дня
(По материалам В. Б. Лихачёвой)
Рабочий день педагога начинается с 7.30, в первую половину дня голос воспитателя задействован во всех утренних делах, организуемых с детьми - это гимнастика, завтрак, занятия и прогулка. Особенно повышается нагрузка, когда приходится сочетать движения и речь, например во время физминутки и на физкультурном занятии. Да же при организации продуктивных видов деятельности воспитателю приходится менять силу и интенсивность голоса, обращаясь то ко всем детям, то к отдельному ребёнку, давать эмоциональную оценку деятельности каждого малыша.
Публикация «Рекомендации воспитателю ДОО „Как сохранить силу и звучность голоса в течение рабочего дня“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Охрана голоса ребенка. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Уважаемые педагоги, старайтесь чаше использовать жесты и мимику для передачи своих эмоций. Использование невербальных средств общения помогает в общении с детьми. Переходить на чрезмерно громкий голос, или крик не допустимо, это не только мешает дошкольникам, но и вредит Вашему голосу.
Для снижения голосо – речевой нагрузки на занятиях надо:
1. Создать знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте сигналы – помощники: звенит колокольчик – собираемся на ковре возле педагога, воспитатель хлопнул в ладоши – садимся за столы.
2. Дидактический материал, который вы используете, должен быть современным и интересным, помогающим организовать деятельность с детьми.
3. Постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и другие средства при возникновении в группе шумных ситуаций (не пытайтесь перекричать детей). Лучше привлеките внимание детей чем - то интересным, увлеките их каким – то делом, дети постепенно успокоятся, и в группе станет тихо.
4. Самых активных ребят просите убрать игрушки, выполнить другие простые поручения.
5. Включайте на занятиях фрагменты мультфильмов, видеоролики с компьютерными героями, произносящими определённые инструкции, фонограммы голосов дикторов.
В ходе самостоятельной деятельности детей воспитатель:
1. Контролируя деятельность детей, не отвлекайтесь.
2. Делите детей на микрогруппы и формируйте сюжет игры для каждой из них.
3. Привлекайте внимание детей с помощью красивой мелодии, сигнальных карточек, а не повышая голос.
4. О необходимости убрать игрушки можно рассказать с помощью сказки о Пылесос Пылесосыче, который может засосать все игрушки, и потом нечем будет играть.
Соблюдайте правила гигиена голоса:
1. Не допускайте охриплости или неестественного звучания.
2. Отличайте неправильность голосообразования от простуды.
3. Не повышайте голос даже в состоянии легкой простуды.
4. Соблюдайте правила нервно – психической гигиены и поддержания положительного эмоционального состояния.
5. Говорите динамично, голос должен быть достаточно громким, иметь сбалансированный голосо – носовой резонанс.
Организация прогулки:
Чтобы не пришлось повышать голос, заранее договоритесь с детьми о системе жестов и знаков, которые помогут вам собрать детей вместе для организованного ухода в группу, для того чтобы свободно играть, или наоборот подойти к педагогу для дальнейшей совместной деятельности. Организация разнообразных видов деятельности с детьми на прогулке поможет избежать замечаний, а значит и перенапряжения голоса. В таких режимных моментах, как подготовка к обеду, обед, подготовка ко сну, воспитателю приходится много говорить, так как происходит процесс обучения детей гигиеническим навыкам. Сохранить голос воспитателю помогут специальные упражнения координирующие дыхание, фонацию и артикуляцию и использование знаковой системы в работе с детьми.
Во второй половине дня при организации режимных моментов и проведения разных видов деятельности воспитатель параллельно ведёт мониторинг, отмечая сформированность различных навыков. При разучивании стихов и песен, показывает своё мастерство в пении и выразительном чтении стихов. В работе с родителями важно выстроить взаимодействие без тревоги и усталости – это требует отличного владения голосом. Оставшиеся в конце дня два, три ребёнка так же требуют внимания.
Для снижения голосо – речевой нагрузки в конце рабочего дня:
организуйте с детьми тихую игру или почитайте сказку;
предложите им вспомнить названия овощей, фруктов, предметов мебели или провести итоги дня;
выполните упражнения на релаксацию.
Запомните и выполняйте несложные правила:
следить за своим здоровьем
соблюдать правила гигиены голоса
контролировать голосо – речевую нагрузку в течение дня: использовать «педагогические уловки», давать отдых голосо – речевому аппарату;
не злоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;
проводить релаксационные минутки.