Щеглак Анжела Анатольевна-
Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики рук у детей с ОВЗ.
Воспитатель
МДОУ «ЦРР – детский сад № 102» г. Магнитогорска
Щеглак А. А.
Одной из особенностей заболевания - ДЦП является нарушение мелкой моторики рук.
Поэтому работа в данном направлении является одной из задач реабилитации ДЦП. Руки участвуют во всех движениях ребёнка. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающими предметами. Именно через руки мы получаем сведения о мире, играем, исследуем, творим. Известно, что формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, стимулирует развитие нервной системы, всех психических процессов и речи. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики дают возможность развивать мышечные и тактильные ощущения, стимулируют развитие когнитивных способностей.
Публикация «Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Ученые установили, что на общей площади зоны движения в коре головного мозга, одну из самых обширных частей, наряду с проекциями мимической мускулатуры и мышц языка, занимает проекция мускулатуры кисти руки. И если у взрослого человека взаимосвязь происходит по схеме «мозг—рука» (мозг дал команду — рука сделала, то у ребенка осуществляется обратная информационная связь. Рука изучает окружающий мир и сообщает мозгу «результаты наблюдений».
Основными методиками на развитие мелкой моторики рук, которые можно использовать в том числе в домашних условиях, являются
1. Массаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.
В комплексной работе, направленной на развитие мелкой моторики, необходимо следовать таким принципам как:
- внимание к состоянию ребенка, учитываем, какие функции нарушены, а какие сохранны;
- регулярное выполнение, многократное повторение;
- подбираем комфортный для ребенка темп;
- создаем мотивирующие обстоятельства (занятия в игровой форме, поощрение);
- в движениях чередуем сжатие, растяжение, расслабление, следим за распределением тонуса в кисти и пальцах;
- независимо от ведущей, доминантной руки ребёнка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрё стная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым;
- соблюдаем меры безопасного использования предметов в процессе работы! в занятиях часто используются мелкие игрушки, фасоль и прочее, важно не оставлять ребенка одного, чтобы не допустить проглатывая);
Как создать комфортную обстановку для выполнения заданий?
1. Эмоциональная поддержка: старайтесь вызывать у ребенка положительные эмоции, хвалите, подбадривайте.
2. Не критикуйте личность ребенка, а тактично указывайте на ошибки.
3. Не допускайте переутомление. Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 30 минут.
4. Создавайте мотивацию: расскажите ребенку для чего нужно выполнять задания. Если ребенок не проявляет интереса к заданиям – возможно, они слишком сложные для него, у каждого индивидуальный темп развития. Можно предложить эти задания позднее.
5. Упражнения лучше выполнять совместно, для ребенка важно участие взрослого, его одобряющее внимание.
Что можно использовать для развития мелкой моторики?
1. Различные пирамидки, матрёшки, сортеры, кубики,
рамки-вкладыши, пазлы
2. Конструкторы, мозаики, фигурки на магнитах
3. Шнуровки, замочки, нанизывание бус
4. Мячи (колючие, рифлёные, плюшевые, коврики типа «травка»
5. Футляры, коробочки, кошельки с предметами–секретиками
6. Пальчиковый «сухой бассейн» с мелкими игрушками
7. Игры со счётными палочками, с крупами, пуговицами, прищепками, камешками, песком.
8. Рисование, раскрашивание, лепка из пластилина, теста, глины, аппликации.
В межреабилитационный период можно выполнять в домашних условиях элементарные техники массажа, такие как поглаживание, легкое растирание, вибрации. Обратите внимание, что массаж не должен вызывать у ребёнка неприятные ощущения. Процедуру проводим в течение 3-5 мин ежедневно 2 раза. Движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья.
Поглаживание – медленные и плавные движения в различных направлениях.
Растирание – применяется определенная сила давления, рука как бы сдвигает кожу, но растирание не должно приносить ребёнку дискомфорт.
Вибрации – кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим легкие удары. Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребёнка.
Можно выполнять массаж зубной щёткой, массажной расчёской, различными мячиками, шариками.