Мартынова Александра Ивановна
Рекомендации родителям детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций
сопереживания и сочувствия принадлежит семье.
В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный
опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим
людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей
(материальных и духовных, семья в значительной степени определяет уровень и
содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.
Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и
Публикация «Рекомендации родителям детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают
глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон
утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и
отношение к нему.
Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной
семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер.
Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о
которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки
эмоционального опыта.
Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и
односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены
семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно
значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т. д., и при
этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам,
необходимым ребенку как будущему гражданину.
Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже
противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные
ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример
такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и
отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке
лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.
Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научнотехнических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали
себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие
качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а
ты что, не можешь ответить тем же?» - спрашивают в этих случаях у детей. В противовес
доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно
применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого,
пренебрежительное отношение к другим людям.
В воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка в семье очень важно:
· эмоциональный микроклимат семьи, определяющийся в значительной степени
характером взаимоотношений членов семьи, и в первую очередь Вас, родителей. При
отрицательных взаимоотношениях огромный вред настроению ребенка, его
работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наносит разлад родителей;
· Ваше представление об идеальных качествах, которые Вы желали бы видеть у своего
ребенка в недалеком будущем. Идеальным большинство родителей считают те качества
ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным развитием :
усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, прилежание, желание учиться,
добросовестность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах, как доброта,
внимание к другим людям;
· Ваши интимные переживания по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в
собственном ребенке. Что Вам нравиться, что радует в ребенке и, что огорчает, беспокоит в
нем. Большинство родителей сознают необходимость воспитания у ребенка не какого-то
одного, изолированного качества, а системы качеств, соотнесенных и связанных между
собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и нравственных;
· важно, чтобы Вы замечали некоторую избирательность ребенка в отношении к
занятиям, к разным видам деятельности и насколько эта избирательность выражена. Любит
ли он играть и в какие игры, как долго может заниматься этим; любит ли мастерить, клеить,
вырезать, строить из конструктора; сохраняет ли свои поделки и постройки или тут же
выбрасывает и ломает их;
· привлекать ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры,
приготовлению еды, стирке и пр. Необходимо постоянно обращать внимание на то, что,
поощряя ребенка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим
проблемам и заботам семьи, Вы тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка,
укрепляют его веру в свои силы, пробуждают социально необходимые качества личности;
· понимать роль Вашего собственного участия в совместной с ребенком деятельности.
Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнении
посильных дел и заданий, Вы тем самым способствуют развитию его личностных качеств:
внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы,
состояние.
· дети должны постоянно чувствовать, что Вас, родителей, тревожат не только их
успехи в приобретении различных навыков и умений. Ваше устойчивое внимание к
личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к
культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников
социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального
отношения к другим людям.
• по использованию с детьми РАС эмоционально-смысловых
комментариев
Под эмоционально-смысловым мы понимаем такой комментарий, который позволяет нам
«поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться
осмысления происходящего, осознания сказанного. Поэтому он должен:
· быть обязательно привязанным к опыту ребенка, к тому, что он знает, видел, на чем
останавливалось его внимание. Например, если родители рисуют с ним вместе, то весь
рисунок может быть построен на воспоминаниях о лете, о даче. При этом важно
проговаривать эмоционально окрашенные детали: «Сейчас нарисуем куст смородины с
красными ягодами, - помнишь, как летом на даче ты рвал с куста ягодки?»;
· вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка, в его
аутостимуляцию. Так, если малыш раскачивается, сидя на диване, мы приговариваем в такт
его движениям: «Тук-тук, стучат колеса, поехали, поехали на поезде»;
· расставить положительные «эмоциональные акценты» в окружающем, фиксируясь на
приятных для ребенка ощущениях и сглаживая, по возможности, неприятные. Например,
если ребенок смотрит в окно, мы начинаем комментировать то, на что упал его взгляд: «Как
красиво падает снег в свете фонаря!»;
· прояснять причинно-следственные связи, давать ребенку представление об устройстве
предметов и сути явлений. Это помогает преодолевать страхи, бороться со стереотипными
влечениями. Например, когда ребенок напряженно, с испугом прислушивается к шуму
водопроводных труб, мы начинаем рассказывать ему о том, как по ним бежит вода, что она
попадает к нам из реки, что потом вода проходит долгий путь по трубам, проложенным под
землей. В ходе рассуждений мы замечаем, как падает напряжение ребенка, вызванное
страхом, как он начинает заинтересованно слушать, поглядывая на взрослого.
· передавать смысл житейских событий, их зависимость друг от друга и от человеческих
отношений, от социальных правил. Например, педагог говорит своему малышу: «сейчас мы
с тобой уберем игрушки, а мама придет и похвалит нас, скажет: «Какая чистота!»;
· давать аутичному ребенку представление о человеческих эмоциях, чувствах,
отношениях, которые он обычно не может понять, воспринять непосредственно. В первую
очередь следует комментировать чувства и ощущения самого ребенка, всякий раз
накладывая словесную форму на его аффективные реакции.
Комментарий должен быть неторопливым, не слишком простым и односложным, так как
реакция ребенка может быть отсроченной, надо оставлять ему паузы, промежутки, в
которые он мог бы отозваться - хотя бы эхолалией. По возможности этот комментарий
должен быть сюжетным.
• по развитию речи и мелкой моторики для детей с задержкой
психического развития.
· Деятельность детей дома может быть разделена на блоки:
1. Специально организованное обучение (Вы, как родитель, здесь являетесь
организатором, ставите перед ребенком задачи, организуете и контролируете их
выполнение).
2. Ваша совместная деятельность с ребенком (чтение книг, беседы о прочитанном,
рассматривание иллюстраций, совместный труд, экскурсии, прогулки, которые
сопровождаются вашими рассказами, пояснениями, беседами, сюжетные и настольные
игры).
· Ваша цель – стимулировать любое желание вашего ребенка исследовать окружающий
мир.
· Помните, что избыток игрушек рассеивает и притупляет внимание ребенка, не позволяет
освоить каждую из них. Важнее научить ребенка играть с одной игрушкой, придумывать
игры.
· Разговаривайте с Вашим ребенком обо всем: о том, что Вы делаете с ним, о том, что он
видит и слышит вокруг, о Ваших планах на сегодняшний день. Ваши фразы должны быть
простыми, доступными. Обязательно обращайте внимание не только на свои слова, но и на
интонацию голоса, артикуляцию, мимику, жесты. В разговоре с ребенком смотрите на него,
улыбайтесь ему.
· Прослушивайте музыкальные произведения, сказки, включайте своему ребенку детские
песни.
· Помните, что основным помощником в развитии речи являются книги с картинками.
Побуждайте повторять прочитанное или сказанное.
· Важно развивать мелкую моторику в домашних условиях. Она влияет на речевые
способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность,
зрительную и двигательную память, концентрацию и воображение. Центры головного
мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их
нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками.
Существует ряд простых занятий, которые способствуют развитии. Мелкой моторики:
– Лепка из пластилина, глины (зимой можно вылепить снеговика из снега, летом построить
замок из песка или мелких камушков).
– Рисование (гуашью, акварелью, пальчиковой гуашью, восковыми мелками) и
раскрашивание картинок. Особо стоить обращать внимание на рисунки детей,
разнообразны ли они.
–Изготовление поделок из бумаги. Не бойтесь давать ребенку ножницы с закругленным
концом для вырезания, выполняйте совместные аппликации, поделки из природного
материала (шишек, желудей, листьев). Данные виды деятельности развивают также
воображение, фантазию ребенка.
– Постройки из мелкого и крупного конструктора.
–Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков (совершенствуется ловкость и
развивается мелкая моторика).
– Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
– Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.
– Нанизывание бус и пуговиц.
– Перебор крупы. Насыпьте в небольшую емкость, например, горох, гречку, рис и
попросите ребенка перебрать крупу.
– Собирание пазлов, мазайки.
– Рисование манкой – тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу манку,
проведите пальчиком ребенка по крупе. Попробуйте нарисовать домик, солнце, мячик,
дождик, буквы и т. д.
· Выполняя предложенные рекомендации не забудьте про эмоциональное
общение со своим ребенком. Ничто не заменит ребенку моментов теплого,
заинтересованного общения с Вами (родителями). И только в личном общении у ребенка
возникают ощущения того, что он нужен другому человеку, которое необходимо для
возникновения чувства безопасности, уверенности в себе.
• по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР через
прочтение сказок
· Развивать эмоционально-волевую сферу детей можно при прочтении сказок,
детских стихов. Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он
сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя,
переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного
произведения.
· При прочтении сказок взрослый может спрашивать про настроение героев
сказок, пробовать проигрывать небольшие сюжеты, помогать ребенку определить разницу
между эмоциональными состояниями (радость - грусть; удивление - интерес; страх - злость
и т. д.).
· Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру
телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна
заставить вас родителей задуматься и попытаться, как-то исправить положение вещей. С
самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно,
чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и
девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает
богатый словарный запас (что играет большую роль в развитии детей с ЗПР).
· Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и
память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и
воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего
детства. Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в
любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.
Советы для родителей :
Чаще говорите о ценности книги;
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей
семьи;
Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит,
стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
Чаще устраивайте семейные чтения.
Чтение книг для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.
Читайте книги вслух. Не жалейте на это времени! Ребенок, слушая ваше чтение,
учится воспринимать информацию на слух, что очень полезно для развития
когнитивных (познавательных) способностей.