Ольга Аристова
Рекомендации родителям старших дошкольников по профилактике нарушений чтения и письма в школе
▼ Скачать + Заказать документы
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ В ШКОЛЕ
У многих детей уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребёнка так называемой дисграфии. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками. Вследствие неточности зрительного восприятия, буквы смешиваются на письме.
Публикация «Рекомендации родителям старших дошкольников по профилактике нарушений чтения и письма в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Также наблюдается искажённое воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, недописывание элементов букв, лишние элементы букв).
Данные нарушения возникают из - за недоразвития оптических речевых систем в головном мозге, что является предпосылкой к формированию оптической дисграфии у школьников.
Оптическая дисграфия – это нарушение письменной речи, связанное с трудностью усвоения ребёнком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими».
Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития.
В ваших силах устранить эти предпосылки до начала школьного обучения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы, величины ( зрительного гнозиса: предметного, буквенного).
2. Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.
3. Формирование пространственных представлений.
4. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
Если ребенок до начала обучения его грамоте не приобрел умения сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный, по величине (маленький-большой, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый-тонкий) и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, спереди-сзади, то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв. Это объясняется следующим.
Все буквы русского алфавита как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов («палочки», «крючочки», овалы и полуовалы и несколько специфичных элементов, характерных для отдельных букв). Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, и образуют различные буквенные знаки.
Определите уровень сформированности пространственных представлений у ребенка. Используйте в повседневной жизни тренинговые задания на дифференциацию правой и левой частей тела, ориентировку в окружающем пространстве, на листе бумаги. Например, игра «Муха».
Для этого упражнения требуется лист бумаги с расчерченным на нём девятиклеточным игровым полем 3х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
Выявление предпосылок оптической дисграфии
Одним из самых простых способов выяснения сформированности у ребенка зрительно-пространственных представлений является проверка понимания им значений предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Попросите ребенка выполнить следующие задания:
1) Положи один карандаш НА книгу, другой – ПОД книгу, третий – В книгу, четвертый – ЗА книгу, пятый – ОКОЛО книги, а шестой удерживай НАД книгой.
2) Возьми карандаш ИЗ книги, ИЗ-ПОД книги, ИЗ-ЗА книги, С книги, ОТ книги.
Чтобы выяснить уровень развития у ребенка зрительного анализа, достаточно предложить «Найти отличия» в двух рисунках.
Способность ребенка сложить из кубиков или мозаики по образцу какой-либо узор демонстрирует его умение синтезировать отдельные части в целый предмет.
В домашних условиях рекомендуется регулярно в виде игры предлагать ребенку различные упражнения, направленные на:
уточнение пространственного расположения букв
* Найди букву в ряду сходных (ШЩ ЦЩ ОЮ СО ЬЫ ВЗ ВБ и т. д.)
* Сконструировать букву из любых материалов (конструктора, шнурков, мозаики, фасоли, пластилина, скрутить из проволоки и т. д.)
* Определять различия сходных букв.
* Показать правильную букву среди неправильных.
* Дописывание недостающих элементов буквы.
* Срисовывание, вырезание буквы, обведение контура, письмо в воздухе, на ладошке, на спине.
Попросите ребенка представить, что у него на носу длинный карандаш, и он выписывает им буквы на потолке.