Мария Исаева
Рекомендации по развитию речи и коммуникации для родителей детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Дети рождены, чтобы общаться: с самого раннего возраста они настроены на социальное общение. Трудности в развитии речи и коммуникации (как вербальной, так и невербальной) являются одним из ключевых дефицитах при расстройствах аутистического спектра.
Процесс коммуникации всегда включает минимум двух партнеров (отправителя и получателя сообщения). У ребенка с РАС наблюдается трудности с началом и поддержанием коммуникации, а так же с пониманием смысла сообщений. Поэтому для взрослых так важно умение адаптировать свою речь к уровню развития ребенка.
Публикация «Рекомендации по развитию речи и коммуникации для родителей детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развернутая, сложноорганизованная речь может восприниматься некоторыми детьми как шум, сбивать и с толку. Таким детям нужно больше времени, чтобы понять смысл сказанного и ответить.
Вот несколько простых рекомендаций для родителей детей с РАС :
- Адаптируйте свою речь. Говорите меньше – это позволит ребенку лучше понять сообщение. Контролируйте длину фразы. Будьте на шаг впереди. Если ребенок использует только новые слова, постарайтесь сократить вашу фразу до двух слов. Если ребенок невербален, используйте отдельные слова. Например, вместо фразы «пойдем играть» - только слово «играть».
- Предоставьте ребенку время на обработку информации (обычно рекомендуют посчитать про себя до пяти, прежде чем повторить вопрос или инструкцию.
- Постарайтесь, чтобы ребенок увидел вас, обратил на вас внимание. Расположитесь напротив, поощряйте контакт глаз.
- Используйте жесты или другие виды визуальной поддержки.
- Используйте речевую фразу «сначала – потом». Перечисляйте события в том порядке, в котором они должны произойти (например, «сначала обед, потом гулять»).
- Постарайтесь не использовать идиом, многие дети с РАС воспринимают их смысл буквально.
- Используйте утвердительную форму, не превращайте вашу инструкцию в вопрос (вместо «пойдешь спать?» говорите «идем спать»).
- Поощряйте действия по очереди («сначала ты, потом я», «теперь твоя очередь»).
- Обращайтесь к ребенку, когда хотите, чтобы он что-то сделал или ответил вам. Многие дети с РАС не понимают, что обращение «дети» или «все» имеют к ним отношение.
- Подкрепляйте попытки адекватной коммуникации со стороны ребенка, использую игры, активности, игрушки. Коммуникации для ребенка с расстройством аутистического спектра – непростая задача.
Дети с расстройством аутистического спектра очень хотят общаться, просто не всегда знают, как это сделать.