Наталья Татаркина
Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из показателей качества дошкольного образования является предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО. Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребёнка.
РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей. РППС детского сада выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребёнка деятельности.
РППС включает:
Публикация «Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций» размещена в разделах
• организованное пространство (территория ДОУ, групповые комнаты, специализированные, технологические, административные и иные помещения,
• материалы, оборудование, электронные образовательные ресурсы и средства обучения и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста,
• материалы для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
РППС создает возможности для учёта особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития.
Основные принципы организации РППС ДОУ :
1. РППС соответствует:
• требованиям ФГОС ДО;
• образовательной программе ДОУ;
• материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ;
• возрастным особенностям детей;
• воспитывающему характеру обучения детей в ДОУ;
• требованиям безопасности и надежности.
2. При проектировании РППС учитываются:
• местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия, в которых находится ДОУ;
• возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание образования;
• задачи образовательной программы для разных возрастных групп;
• возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников ДОУ, участников сетевого взаимодействия и других участников образовательной деятельности).
3. РППС обеспечивает:
• возможность реализации различных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной и прочее, в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
• условия для эмоционального благополучия детей и к5омфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных работников.
4. В соответствии с ФГОС ДО РППС детского сада содержательно насыщенная; трансформируемая; полифункциональная; доступная; безопасная.
5. Образовательный процесс в ДОУ информатизирован. В групповых и прочих помещениях имеется оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий. Обеспечено подключение групповых, а также иных помещений детского сада к сети Интернет с учетом регламентов безопасного пользования сетью Интернет и психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр.
6. В оснащении РППС использованы элементы цифровой образовательной среды, интерактивные площадки как пространство сотрудничества и творческой самореализации ребёнка и взрослого (интерактивные панели, интерактивные доски и др.).
7. Для детей с ОВЗ в ДОУ имеется специальное оборудование, позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками. В помещениях ДОУ достаточно места для специального оборудования.
Организация внутренней инфраструктуры ДОУ
Внутренняя инфраструктура ДОУ может быть представлена в виде Центров активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности и в которых организуется образовательная деятельность.
Группы для детей раннего возраста:
1. Центр двигательной активности для развития основных движений детей.
2. Центр сенсорики и конструирования для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера.
3. Центр игры для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого.
4. Центр творчества и продуктивной деятельности для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения возможностей разнообразных изобразительных средств.
5. Центр познания и коммуникации (книжный уголок, восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок.
6. Центр экспериментирования и труда для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др., развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.).
Группы для детей дошкольного возраста :
1. Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
2. Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».
4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
8. Центр книги, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей.
9. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
10. Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников.
11. Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений.
12. Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
13. Центр краеведения и патриотизма детей, оборудование которого позволяет организовать совместную деятельность по воспитанию толерантного отношения к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства; в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».