Харченко Наталия Николаевна
Мероприятие для педагогов и воспитателей образовательных организаций по профилактике ДДТТ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мероприятия :
повышение профессиональных знаний педагогов в области проведения информационно-просветительских мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, объяснение и наглядное представление нового материала для вовлечения детей в активную познавательную деятельность.
Оборудование:
- ноутбук 1шт
- проектор 1шт
Методические указания к проведению мероприятия :
Публикация «Мероприятие для педагогов и воспитателей образовательных организаций по профилактике ДДТТ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Мероприятие проводится в одной зоне по установленному графику, но со свободным посещением:
- зал в помещение (здание, где проводится семинар.
Мероприятие проходит :
- с участием тренеров по защитному вождению (1-2 человека).
Условия для проведения мероприятия :
Мероприятие начинается в зале, рассчитанном на 60 минут (группа до 100 человек приходит к определенному времени, где будет проходить семинар.
План занятия
В ходе интерактивного семинара педагоги узнают о том, как с помощью переданных методических материалов эффективно проводить занятия с детьми направленные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, а в конце мероприятия педагоги получат памятки по основным темам методологии.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
- Жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние, или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
- Прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри налево и на право, потом еще раз налево, и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.
- Красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый – знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый сигнал также является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности
- Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги. Но если уже попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «направляющем островке», и не делай шаги ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.
- Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.
- Не путайте группы знаков, правильно называйте дорожные знаки и информацию, которую несет в себе тот или иной дорожный знак. Например, часто путают значение знаков 1.20 и 5.16.1. Они оба имеют одинаковое название «Пешеходный переход», но знак 1.20 (треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя, что впереди – знак 5.16.1 и пешеходный переход. А знак 5.16.1 (квадратный синий, имеющий то же название, относится к группе информационно-указательных и указывает пешеходам, что через дорогу надо переходить именно здесь.
- Необходимо начинать обучение детей со знаков, актуальных для юных участников дорожного движения. В первую очередь, дети должны знать значение знаков: «Пешеходный переход» (подземный и надземный, «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка».
- Дорожный знак «ДЕТИ» вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение, и возможно неожиданное появление детей на дороге
Семинар «Работа с методологией»
Основная механика:
Тренер в формате семинара, проводит занятие. В процессе занятия разбираются типовые ситуации по темам из переданной методике «Безопасность пешеходов и велосипедистов» и «Безопасность пассажиров» направленные на устойчивое и сознательное отношение к выполнению достаточно простых, но жизненно необходимых правил.
Основной сценарий
Здравствуйте друзья, я рад приветствовать Вас на нашем занятии. Мы проведем с вами примерно час. Я, тренер – эксперт центра «Движение безопасности», расскажу Вам как донести до детей обучающихся в ваших учебных заведениях необходимую информацию по безопасному передвижению в городе и ответить на их вопросы. Вряд ли найдется учитель, которого нужно убеждать в необходимости обучения школьников безопасному поведению на дороге.
Детский дорожно-транспортный травматизм (ДДТТ) - основная причина детской смертности в государствах. К величайшему сожалению, это основная причина смертности детей и в нашей стране.
ДДТТ обусловлен многими причинами, часто их совокупностью: шалостями детей на проезжей части, состоянием дорог, качеством средств регулирования движения, техническим состоянием транспортных средств, недисциплинированностью детей, плохими знаниями ПДД, умениями их выполнять и т. п. В снижении количества и тяжести травм детей на дорогах особую роль играет профилактика. Ее меры разнообразны, диапазон - от индивидуального воспитания ребенка до реконструкции и перепланировки городских магистралей и города в целом.
Можно выделить несколько проблемных моментов в изучении и преподавании ПДД в образовательных учреждениях, при этом мы не делаем различия в возрасте учащихся:
1. Использование устаревших методик при обучении
2. Отсутствие в достаточном количестве современных (не обязательно компьютерных) наглядных и методически грамотных разновозрастных разработок
3. Отсутствие «детского городка»
4. Спонтанное появление в школах представителей транспортных служб для проведения бесед, «круглых столов» и пр.
5. Неумение представителей ГИБДД общаться с детьми
6. Формальное отношение взрослых к проведению встреч со школьниками
7. Нет заинтересованности у школьников на уроках по ПДД (необходим некий привлекательный для школьников «стимул» для проявления инициативы с их стороны; необходимо показать всю «нужность» и сложность системы ПДД)
8. Отсутствует возможность обучения подростков на тренажерах
9. Предлагаемые конкурсы («Безопасное колесо», стенгазет) не очень привлекательны для детей, т. к. подготовка к ним требует наличия определенных реквизитов, часто отсутствующих в школах, например, велосипедов, а предлагаемые для изучения вопросы либо некорректно составлены, либо требуют бездумного зазубривания правил для автомобилистов.
10. Часто существует формальный подход учителей к обучению детей ПДД
11. Отсутствие единых основных требований к оформлению классных «Уголков дорожной азбуки», «Уголков ПДД» и пр.
12. Отсутствие законных наказаний при нарушении школьниками ПДД (нет ответственности родителей за нарушение (незнание) их детьми ПДД; усиление действий ГИБДД на оживлённых переходах, особенно вблизи школ)
13. Может быть, стоит провести обсуждение каких-то тем по ПДД в форме дебатов, совместных рейдов, т. к. подобные мероприятия вызывают интерес у подростков (можно привлечь учащихся разного возраста для участия в необычных мероприятиях по ПДД, как в качестве участников, так и в качестве помощников организаторов с соответствующей системой поощрения)
14. Отсутствие взаимозаинтересованности/обратной активной связи «школа — ГИБДД»
15. Отсутствие «курсов» для учащихся, по окончании которых они могут посетить «учебные центры ГИБДД» (представления кинологов, тренажеры, машины, и т. д., могут получить «корочки» по знанию теории ПДД, льготу при дальнейшем обучении на курсах вождения и пр.).
Конечно, представленные выше проблемные моменты, в той или иной степени решаются, но не так интенсивно как хотелось бы.
Сегодня мы представим вам существующие и перспективные средства обучения основам безопасности дорожного движения, отмечу, что материалы компоновались таким образом,что бы затраты ваших центров (школ, садов) на организацию проведения были минимальны. Наиболее эффективно усвоение материала проходит, когда в процесс обучения вовлечены все участники, помогут вам интерактивные инструменты такие как:
1) Плакаты должны содержать сведения справочного характера, необходимые учащимся. Плакаты целесообразно сгруппировать по тематическим блокам (модулям) программы.
2) Макеты оборудования - средств безопасности дорожного движения, различных вариантов дорожной сети с разметкой, дорожными знаками, указателями, светофорами и др., которые могут использоваться в системе дошкольного, общего и дополнительного образования детей : игровой макет (в помещениях, уличный детский городок, Массогабаритные макеты и натурные образцы, Игровые макеты дорожной сети с разметкой, дорожными знаками, светофорами и т. д., Детские электромобили, велосипеды, самокаты, макеты автомобилей, дорожных знаков, светофоров.
Цель которую мы ставим для себя – это изменение ситуации на дороге, и в частности, на пешеходных переходах. Есть много вариантов решения поставленной задачи, которые в той или иной мере могут дать результаты. Первое, что приходит в голову, это увеличить штрафы, еще увеличить штраф и вообще увеличить штрафы…. По этому пути мы и идем уже много лет и нам удалось добиться внушительных результатов. Но один и тот же метод не может работать бесконечно долго. Скажите, Всех ли остановит штраф в 5000 от перехода дороги вне пешеходного перехода? Задумались. Но практика говорит об обратном : даже при наличии в зоне видимости пешеходного перехода, пешеходы игнорируют его и идут через дорогу. Несмотря на тот, что так опасность попасть под машину гораздо выше. Поэтом задачу людей, думающих о собственной безопасности, сформировали так: снизить число ДТП с участием пешеходов в РФ.
Чтобы сократить количество ДТП с участием пешеходов необходимо в первую очередь сформировать безопасный стиль поведения с учетом минимальной потери времени. Ведь зачастую именно дефицит времени приводит к повышению планки осознанного риска.
Важно улучшить навыки наблюдения и распознавания опасных ситуаций и мест на дороге. Самая простая на вид ситуация часто имеет подводные камни. О том, какие сложности могут скрываться в разных ситуациях, мы поговорим сегодня.
Третья задача – понять, что безопасность – это дело для каждого. От своевременности и правильности решения зависит та степень риска, которой мы себя подвергаем.
Возникает вопрос – можно ли полностью исключить риск из передвижения по проезжей части?
К сожалению, нет. Чем больше участников задействовано в ситуации, тем большей вероятность развития дел не по плану.
Давайте вспомним «действующих лиц» на арене дорожного движения.
Во-первых, это пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящий на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Далее, это водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.
Место действия
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Правила дорожного движения – необходимы для регулирования системы взаимоотношений между участниками дорожного движения и создания системы приоритетов.
Скажите, а если все участники будут соблюдать правила дорожного движения, можно ли утверждать, что трагических ситуаций можно было бы избежать?
По данным статистики за период с января 2017 года по декабрь 2017 включительно, всего ДТП с пешеходами 51839, в которых было ранено 48377 человека, и погибло 5634
В авариях на дороге каждый год тысячи людей погибают и десятки тысяч получают серьезные травмы. Можно ли утверждать, что все они стали жертвами несоблюдения ПДД?
Давайте вспомним основные моменты правил, относящиеся к пешеходам.
1. Кто знает, где пешеход имеет право передвигаться?
Ответ: по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
2. Где пешеход имеет право переходить дорогу?
Ответ: 4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
И только при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
3. Какие условия могут быть опасны при переходе дороги?
Ответ: Поворот, ограничения видимости, состояние покрытия…
4. При этом важно понимать, что должен делать водитель, приближаясь к переходу
Ответ: 10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
5. На чьей стороне преимущество на пешеходном переходе?
Ответ: 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу **, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода*** Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил.
А именно…
"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Где же требование остановиться и пропустить?
Давайте проанализируем ситуацию на конкретном примере.
Нерегулируемый пешеходный переход. С одной стороны, автомобиль и водитель, с другой стороны пешеход. Если на время отойти от правил, скажите, что общего в целях водителя и пешехода? Естественно, целым вернуться домой, тем самым как можно быстрее преодолеть опасный участок. То есть цели совпадают. И это первый плюс.
Правила дорожного движения помогают достичь цели, но не стоит забывать, что и водители, и пешеходы – люди, способные совершать ошибки.
Теперь стоит поговорить об ошибках, совершаемых участниками дорожного движения.
Рассмотрим следующую ситуацию: есть пешеходный переход, по нему идет пешеход, а его сбивают. В чем причины?
Каковы ошибки водителей?
В первую очередь это выбор скорости в конкретной ситуации. Многие водители уверены в том, что успеют остановиться. Однако, как мы с вами посмотрим далее, при разных условиях остановочный путь автомобиля разный, и не все водители об этом знают.
Вторая ошибка – это неправильная или недостаточная оценка ситуации. Водители просто не готовы к появлению пешеходов, хотя, казалось бы, вероятность появления пешехода на переходе равна 100% (вопрос только в том, когда он появится).
Следующая ошибка – не владение техникой торможения. Водители не умеют применять экстренное торможение, как итог – увеличение тормозного пути, которое может привести к наезду на пешехода.
Четвёртая ошибка кроется в наблюдении за дорожной ситуацией. Водители не видят пешеходов заранее, не успевают подготовиться к торможению. Особенно характерной является ситуация, когда водитель едет во втором ряду и не принимает во внимание то, что первый ряд начинает тормозить, он не видит идущего пешехода, как итог – ДТП.
Каковы ошибки пешеходов?
Сложный вопрос: Поднимите, пожалуйста, руки те, кто знает, что такое остановочный путь? Хорошо. Какой примерно остановочный путь легкового автомобиля, едущего со скоростью 60 км/ч, на сухом асфальте в хорошую погоду? (если никто не отвечает – 36,9 м.)
Первая ошибка – это недостаточное знание ПДД и возможностей автомобиля.
Скажите, откуда Вам стало известно о том, что водитель обязан пропустить пешехода?
Когда Вы брали в руки правила?
Как вы думаете, водители часто перелистывают правила?
Вторая ошибка – это неправильная оценка ситуации, т. е. ошибки в определении скорости и расстояния до автомобиля. К сожалению, эта ошибка может быть решена только большим количеством практики перехода через пешеходный переход. Главное тут помнить, что скорость является более важным фактором, чем расстояние до автомобиля. Чуть позже расскажу, почему.
Существует некоторое противостояние между водителем и пешеходом, которое выливается в недостаточную или отсутствующую коммуникацию. Пешеходы не умеют и зачастую не хотят взаимодействовать с водителями, пытаются демонстрировать своё преимущество на переходе, хотя, в целом, этого преимущества нет.
Четвёртая ошибка – это недостаточность наблюдения. Пешеходы следят за ближайшим автомобилем, а, между тем, 23% наездов на пешеходов в 2015 году произошло во второй полосе движения. Необходимо смотреть и на другие полосы при переходе дороги.
Отвлечение внимания. Как водитель могу сказать, что это, пожалуй, один из самых раздражающих факторов в поведении пешеходов. Выход на дорогу нужно рассматривать как экстремальную ситуацию, а сейчас очень многие выходят на переход, глядя в экран мобильного телефона, слушая музыку, иногда даже читая книгу! И всё! Человек находится в своем мире, вероятность того, что он не увидит опасность, не услышит сигналящего ему водителя, стремится к 100%.