Ирина Агрусева
Рекомендации педагогам при общении с ребенком с РАС
▼ Скачать +Заказ
1. Помещение, в котором обучается ребёнок с РАС, должно быть без загромождения посторонними предметами. Обязательно должна быть зона, в которой ребёнок может на какое-то время уединиться.
2. При установлении контакта можно поговорить с ребенком о том, что ему интересно. При обсуждении интересной для него темы, он может раскрыться.
3. Во время общения с ребенком, стоит выбирать положение «на уровне ребенка». Так ребёнок будет видеть мимику взрослого лучше, ему проще будет сосредоточиться на его словах.
Публикация «Рекомендации педагогам при общении с ребенком с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
4. Речь взрослого должна быть чёткая и короткая. Давать задания или проговаривать просьбы ребенку спокойным и уверенным тоном, четко произнося слова (простые указания, состоящие из 2–3 слов, понятных ребенку и подкрепленных жестом). Ребёнку с РАС легче понять, что от него хотят, если ему скажут: «Гулять», нежели: «Собирайся, пойдём на улицу, какая сегодня хорошая погода». Из всего сказанного, он может усвоить только слово «собирайся», и начнет, например, собирать игрушки.
5. Эмоциональный фон при общении с ребенком должен быть РОВНЫМ : общение негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом.
6. Так как для лучшего понимания ребенку с РАС нужно видеть лицо (глаза, губы) педагога, то применяется инструкция: «посмотри на меня». При необходимости вводятся жесты: «Смотри» (указательный палец к глазу, «Слушай» (указательный палец к уху, «Говори» (указательный палец ко рту).
7. Для подкрепления речи могут служить как жесты, так и визуальные подсказки, то есть карточки. Обычно, это карточки ПЕКС, которые позволяют не только упростить общение с ребёнком, но и помочь ребёнку выразить своё желание, действие.
8. Важно помнить, что у ребенка с РАС могут быть сложности с пониманием устной речи, и ему нужно время, чтобы обдумать услышанное. Может потребоваться больше пауз, чем в обычном разговоре.
9. Необходимо поощрять даже минимальную активность ребенка на занятиях!
10. Очень важно применять правило «завершения». Это означает, что если с ребенком начали выполнять определенную работу – она должна быть закончена обязательно, и педагог должен сказать : «ВСЕ! Закончили!»
Алгоритм работы с нежелательным поведением
1. Поощряем отсутствие нежелательного поведения.
2. Не даем ребенку добиться нежелательным поведением того, что он хочет. Не подкрепляем!
3. Перенаправляем и видоизменяем нежелательные действия ребенка. Например, если ребенок прыгает, делаем физминутку с прыжками.
4. Учим просить желаемого социально приемлемыми способами.
5. Если ребенок избегает чего-то, то «подаем» это маленькими порциями и хвалим его за отсутствие нежелательного поведения.
6. Во время проявлений нежелательного поведения не смотрим на ребенка, даже в ситуации блокирования. И не говорим ему ничего. Когда он успокаивается, хвалим его за это.
Агрессивное и аутоагрессивное поведение стараемся блокировать и перенаправлять!
Пример. Педагог дает задание ребенку, после чего ребенок пытается ударить его или себя кулаком. Педагог старается перехватить руку ребенка и перенаправляет ее для выполнения нейтрального действия (взять или подвинуть предмет, указать рукой на что-то).