Елена Сергеевна Герасимова
Рекомендации Консультативно-диагностического центра по развитию ребенка с расстройством аутистического спектра Романа Х
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации Консультативно-диагностического центра
по развитию ребенка с расстройством аутистического спектра Романа Х.
1. Коррекция поведения ребенка :
Важно помнить, что любое негативное поведение неговорящего ребенка – это его способ коммуникации (общения) со взрослыми. Ребенок только так может сообщить о дискомфорте, усталости, своем желании и нежелании. Для коррекции поведения ребенка родителям необходимо научиться «читать» его поведение, понимать причины его возникновения и знать, удовлетворение каких потребностей за этим стоит. Одной из причин негативного поведения у ребенка может быть неспособность в данный период его развития понимать течение времени. Ребенку сложно понять, что значит «потом», «через час», «завтра», «скоро пойдем», «ты уже долго мультики смотришь». Из-за этого ребенку сложно (или невозможно) понять конечность процесса или ожидания чего-либо. Он не может понять когда что-то произойдет, закончится или начнется. Еще важно и сложно ему понять, ЧТО ИМЕННО начнется. В результате чего может возникать волна очень повышенного уровня тревожности у ребенка (страхи и фобии, что ведет к проявлению агрессии и самоагрессии. Для решения таких проблем мы частично повторяем и упрощаем предыдущие рекомендации.
Публикация «Рекомендации Консультативно-диагностического центра по развитию ребенка с расстройством аутистического спектра Романа Х» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
а) Очень важно сделать жизнь ребенка максимально предсказуемой. При этом необходимо помнить, что самый сильный канал восприятия окружающего мира у детей с особенностями поведения является визуальный. Им часто сложно понять, запомнить и выполнить действие, о котором было сказано вербально, особенно, если родители многословны. Поэтому для лучшего понимания ребенком ситуации, действия или обращения родителя к нему мы используем визуальное подкрепление требуемой ситуации. Для этого мы предлагаем родителям ввести в жизненный уклад семьи структурирование деятельности, времени ребенка в виде визуального расписания «СНАЧАЛА / ПОТОМ» (для снижения проявлений истерики, понимания последовательности событий). Предлагаем использовать для этой цели различные картинки с изображением предстоящей деятельности или события у ребенка. Все фотографии (карточки) должны быть подписаны, что в дальнейшем поможет улучшить понимание текста и развить навык «глобального чтения». Важно ПОСТОЯННО И РЕГУЛЯРНО использовать данный метод для нормализации жизни ребенка. Перед предстоящим событием или действием, которое вызывает у ребенка определенные сложности, повышение тревожности, сопротивление, развитие истерики нужно показать ему «расписание» (структуру, которое отражает вид деятельности, последовательность и его конечность. Например: «Сначала пазлы, потом пузыри». Ребенок видит, что ему надо выполнить только одно (2-3) задание и он получит поощрение – пузыри (мотиватор, поощрение за хорошую работу). Также для окончания деятельности (активности, где конец не обозначен четко, можно использовать таймер. Если ребенок не может ждать, пока ему дадут игрушку, начинает кусаться, ему можно ввести таймер. Нужно будет объяснить ребенку, что «когда зазвенит звонок, ты… (получишь игрушку, закончишь заниматься и т. д.)
б) Для приучения ребенка к продуктивной деятельности (занятиям) важно подобрать и предложить ребенку поощрение, которое повысит его уровень мотивации к занятию. Такое поощрение (подкрепление) важно (по возможности) выбрать вместе с ребенком, предъявить его перед началом занятия. Поощрение также должно быть отражено в расписании и стоять на последнем или промежуточном месте. Поощрение должно быть выполненным, своевременным, обязательным. Поощрение должно быть важным для ребенка. Виды поощрения варьируются от чего-то вкусного до любимых занятий (мультики, компьютер, кататься на мяче).
2. Развитие коммуникации
Коммуникация - основа для обучения и развития ребенка. Она происходит в независимости от способности ребенка пользоваться речью. Вербальная коммуникация (речь) – самая легкая и эффективная форма. Невербальная коммуникация – развивается при отсутствии эффективной вербальной коммуникации и имеет другие формы (жесты, мимика).
Дополнительная коммуникация - альтернативная форма коммуникации, которая позволяет ребенку выражать потребности, желания, делиться чувствами, мыслями и проявлять себя. Невозможность выразить свои желания и быть понятым, вызывает стрессовое состояние у ребенка – как если бы мы вдруг оказались в чужой стране – не зная языка и порядков, не понимая - что сейчас происходит, и как сообщить о своих потребностях. Это может вызывать различные негативные поведенческие реакции (агрессия, самоагрессия, истерики). Предотвратить такие последствия поможет использование альтернативных форм коммуникации – на доступном и понятном ребенку уровне. Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её развитию, используется для облегчения общения и взаимопонимания ребенка и других членов семьи.
«Счастье – это когда тебя понимают» - эту цитату из фильма «Доживем до понедельника» используют чаще всего, говоря об альтернативной коммуникации. И важно понимать, что ребёнок нуждается в коммуникации, прежде всего, как в средстве общения.
Для развития у ребенка возможности общения с другими людьми при отсутствии у него вербальной речи рекомендуем использовать систему альтернативной коммуникации PECS. Краткую информацию об этом прочитайте на отдельном приложении. Информация о книге:
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)
автор Фрост Лори, Бонди Энди
издательство Теревинф
год издания 2011
Развиваем коммуникацию
• Искуственно создавайте ситуации, в которых коммуникация будет необходима для ребенка, чтобы получить желаемое и это будет способствовать общению. Создаем ситуации, способствующие вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на, указательного жеста.
• Старайтесь присоединяться к любому занятию, которым увлечен ребенок и пробуйте превратить это в совместную игру. Например, если ребенок раскладывает свои машинки в одну линию, то взрослый может присоединиться к ребенку и подавать ему следующую машинку. Таким образом, у взрослого появляется своя роль в игре, а ребенку приходится включать его в свою деятельность. Таким образом, устанавливается схема общения и коммуникации с ребенком.
Развиваем способность к подражанию
Стараемся, чтобы ребенок повторял за взрослым его действия. Начинать следует с отдельных простых движений. Игра "хлопаем в ладоши". Если ребенок не повторяет действия, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы. Например, в игре «Делаем зарядку» ребенок повторяет такие движения: поднимем руки вверх, топаем ножками, побежали-побежали и т. п.
Затем можно учить детей выполнять несколько движений. Например, в игре «Птички» ребенок одновременно машет «крылышками» и бегает.
Следующий этап развития общего подражания – выполнение действий с предметами и игрушками, т. е. серии логически вытекающих друг из друга движений. В таких действиях важны не только определенные движения, но и осмысление ребенком социальной значимости действия. Например, в игре с куклой мы учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т. д.
Развитие подражания речевым звукам
Пение гласных звуков- а, о, у, и, и их слияний (ау, уа, уи, иу и т. д., слогов с согласными звуками: (ма-ма, му-му, ба-ба, па-па, ме-ме, бе-бе, ду-ду, ту-ту, ко-ко, ку-ку, га-га, ав-ав, тук-тук, бом-бом, динь-динь и т. д.)
Упростить инструкции
а) Обращённая речь к ребёнку должна быть чёткой, лаконичной, лучше её сопровождать жестом. Работать над простой инструкцией, умением выражать свои элементарные потребности с помощью речи и жеста;
б) контакт глаз (обращаясь к ребенку, сесть на уровень его глаз);
в) будем краткими (инструкцию предъявляем из 2-3 слов);
г) при необходимости повторять инструкции, с добавлением физической поддержки;
д) разбиваем большие задания на маленькие части (будут маленькие успехи);
е) Учить ребенка слышать и выполнять простые инструкции «дай мяч», «возьми кубик», «сядь на стул» (при этом взрослым обращать внимание на свою речь, инструкция должна быть четкой, короткой, доступной, сопровожденной жестом).
Организация рабочего пространства и времени:
а) для занятий за столом убрать все лишние раздражители, ребенок за столом сидит лицом к стене, ни каких ярких наклеек на ней и на столе не должно быть. На столе находится лишь то, с чем в данный момент занят ребенок.
б) занятия проходят каждый день в одно и то же время, например, после завтрака (согласно расписанию дня).
в) в случаях затруднения (сопротивления) выполнения заданий каждое занятие имеет свою структуру (расписание, подкрепленную визуальными образами (используем первое время структуру из двух действий, обозначенные в виде «Сначала» - «потом», а так же устной короткой инструкцией.
г) для выполнения некоторых заданий или завершения действия может использоваться таймер со звуковым сигналом. В этом случае ребенку дается инструкция : «Зазвенит звонок и ты закончишь».
д) Даем ребенку время для обработки информации, делаем пуазу минимум 5-10 секунд между своим вопросом и ответом ребенка.
е) После хорошо выполненного «урока» необходимо дать ребенку поощрение (то, что он любит: сладость, мыльные пузыри, просмотр мультика или просто возможность попрыгать на кровати). Поощрение так же должно быть отражено в структуре (расписании) занятия.
5. Развитие игры
Для расширения игровых навыков и улучшения контакта со взрослыми (с мамой) необходимо поддерживать игру, в которую ребенок Вас принимает. Нужно ценить эти моменты взаимодействия. Но, чтобы расширить игровые горизонты можно попробовать в игру ребенка вносить свои элементы. Например, если ребенок катает коляску, можно попробовать присоединиться к его игре со своей машиной. Если ребенок спокойно принимает Вас в игру, можно пробовать расширить сценарий игры, например, куклу покачать и уложить спать, ее надо хорошо укрыть. При этом, стараться комментировать свои действия, но речь должна быть простой и обедненной (см. правила инструкции). При такой игре Вы получаете принятие ребенком Вас в игре, при этом продолжаете расширять паттерны его поведения.
В играх, для того, чтобы наладить общение с ребенком, можно использовать приемы невербальной коммуникации. Во время ситуаций, когда ребенок не отвечает на вопрос по тому материалу, который он уже знает (где живет птичка, кто говорит «мяу»? кто носит платье, можно попробовать превратить это занятие в игру для всей семьи с использованием мотивации для ответа ребенка. Например, вся семья садиться вместе с картинками. Кто-то один задает вопросы, на которые отвечают все по очереди, указывая ответ на картинке, т. е на вопрос: «кто говорит «мяу»? отвечающий показывает на картинку кошки и говорит: «кошка» и т. д. За ответ каждому дается приз (звездочка, медалька, конфетка «M&Ms», что угодно, но важное и приятное для ребенка. Кто больше дал ответов, больше получил звездочек, тот победил, и за это может получить большой приз. Время таких игр сначала можно брать небольшое, например 5-7 минут. Если ребенок выдерживает это время, то постепенно удлиняем время. Но помните, что время концентрации произвольного внимания в таком возрасте составляет около 5-7 минут.
6. Любимая игрушка – как мотиватор
Ограничиваем время игры с любимой игрушкой в одиночестве. Важно стимулировать общение ребенка с человеком, а не с предметом. Дети с нарушениями сенсорного развития воспринимают людей, как объекты для достижения целей. Наша задача для ребенка стать ЧЕЛОВЕКОМ, а не предметом! Сидеть рядом с ребенком, когда он сидит, играет в блоки Дьенеша – это не то общение, которого мы добиваемся. По этому, используем игру в качестве поощрения (мотивации, приза) за что-то сделанное хорошо и правильно: покакала на горшок, сделала какое-то задание, во время занятия отвечала на вопросы, даже невербально и получила много звездочек. Но для того, чтобы ребенок воспринимал что-то, как мотиватор, необходимо, во-первых, озвучить ему это и предъявить визуально: «Сначала кушать, потом играть в …». Обязательно сразу выполнить свое обещание. Если ребенок не выполняет задачу, приз не даем, как бы она не просил, даже с истерикой. Если Вы сдадитесь хоть раз, ребенок почувствует слабинку и будет этим манипулировать. Во-вторых, мотиватор необходимо исключить из повседневной жизни ребенка. Если ребенок будет получать желаемое по первому требованию, то Вы не сможете использовать его для мотивации! Так же важно, ограничить время игры с мотиватором. Для этого можно использовать различные таймеры (кухонные, будильники, колокольчики, песочные часы). Важно обозначить ребенку : «Ты хорошо позанимался, теперь можешь поиграть в. Когда зазвенит звонок (пересыплется песок и т. д., игра закончится. Положишь игру на место.
7. Дидактическая игра на развитие тактильного восприятия
А) Пособие изготовлено из картонных силуэтов диких и домашних животных с наклеенными на них кусочками меха. Используя данное пособие, у детей не только развивается тактильное восприятие, но и активизируется словарный запас.
Одним из направлений комплексной работы с детьми и особенно с детьми с проблемами в развитие, является сенсорное развитие. Сенсорика помогает развивать восприятие ребенка и формировать представление о свойствах предметов: их величине, форме, запахе, вкусе, цвете, положении в пространстве. Тактильные ощущения, а также обонятельные, зрительные, вкусовые и слуховые наиболее активно развиваются у дошкольников.
Одним из разделов по развитию сенсорного восприятия является раздел по развитию тактильных ощущений. Развитие тактильного восприятия очень важно для детей дошкольного возраста. Оно помогает сориентироваться ребенку в многообразии свойств, которыми обладают предметы. Получая сигналы от разных органов чувств, мозг ребёнка и преобразует их в единый, яркий образ предмета. Например, можно сколько угодно объяснять ребенку, что ёжик колючий, а котенок мягкий и пушистый. Но пока ребенок сам лично не потрогает и не ощутит это тактильно, эти слова не будут иметь для него практически ни какого значения.
Всем известны игры «Волшебный мешочек», «Найди пару» и т. д. Я хочу предложить Вам еще один вариант игры для развития тактильных ощущений :
Игра «Угадай животное».
Задачи:
1. Развитие тактильных ощущений.
2. Активизация словаря по теме «Дикие и домашние животные».
• Взрослый предлагает детям потрогать, погладить животных, обращая внимание на то, какая у каждого из животных шерсть. Затем ребёнок с закрытыми глазами или за экраном угадывает, какое это животное.
• Второй вариант игры это когда взрослый показывает дощечку, дает её потрогать, погладить. Затем ребенок с закрытыми глазами или за экраном, сравнивая, находит животное с такой же шерстью, как была предложена на дощечке. Ребенок может сравнивать материал, как одной рукой так и двумя.
Б) Игры для детей 3 лет
В этом возрасте очень важно создать у ребенка ассоциации между словами и ощущениями. Малыш чувствует вкус (скажем, сладкое, но пока ты ему не объяснишь, что это сладко, он не сможет осознать свое ощущение.
С этой целью необходимо как можно больше разговаривать о повседневных вещах. Нет, в самом деле, вербализировать каждое действие и событие – верный способ прийти к пониманию собственных чувств.
В) Мокрое-сухое
Научить ребенка различать мокрое и сухое очень важно. Особенно в актуальном возрасте, когда детеныш еще время от времени пачкает штанишки. С этой целью можно предложить крохе искупать куклу. Просто попроси проделать процедуру ежевечернего туалета игрушке, выдав ему полотенце, которым ту нужно будет вытереть. Присутствие родителя при игре и активное комментирование всех действий с подчеркиванием понятий «сухое» и «мокрое» обязательно и всенепременно.
Если в доме имеется небьющаяся посуда, чаду можно доверить помощь взрослым при ее мытье и протирании.
Выполнение такой бытовой процедуры с соответствующими комментариями поможет малышу усвоить изучаемые понятия и закрепить знания на практике.
Г) Теплое-холодное
Берешь две миски. В одну наливаешь холодную воду, во вторую – теплую. Дальше игра может идти самым непредсказуемым и фантазийным образом, главное – фиксировать внимание ребенка на температуре. Нужно просить его не только показывать пальцем на нужный сосуд, но и называть вещи своими именами. Когда дитя научится различать «холодно-горячо», можно поставить перед ним единственную миску и спросить, какая водичка в ней сейчас.
Д) На ощупьНемного заинтересованности, пара отцовских рук, картон, клей, кое-что из строительного мусора – и отличное пособие для развития тактильной чувствительности и кинестетического восприятия готово.
Процедура следующая.
На картонные квадраты наклеиваешь кусочки разнофактурных материалов: стекло, линолеум, ворсистые и гладкие ткани, пластик… да все, что душе угодно и что можно приклеить:). Делаешь по паре квадратов с использованием каждого материала. Все. Дальше можно предложить ребенку найти одинаковые на ощупь, охарактеризовать каждый образец словами «твердый», «мягкий», «шершавый», «гладкий» и проч.
Восприятие собственного тела
С раннего детства дети чрезвычайно много узнают о своем теле. Ребята учатся распознавать и называть различные части тела, учатся управлять ими. Совокупные знания об отдельных частях тела называются «образ собственного тела». С помощью игр, предложенных в этом разделе, мы поможем вам сформировать у ребенка положительный образ собственного тела. Это поможет ему чувствовать себя более уверенно, так как представление о собственном теле очень тесно связано с самоуважением.
Несколько этих игр помогут ребенку выучить и запомнить название всех частей тела.
• ВЫ МОЖЕТЕ? •
Игра направлена на развитие знания ребенка о частях собственного тела.
Возраст участников: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: играть можно как в группе детей, так и с одним ребенком. Взрослый говорит:
«Давай встанем свободно, так, чтобы не мешать друг другу, а теперь:
– ты можешь закрыть уши руками?
– ты можешь закрыть рот руками?
– ты можешь прикрыть глаза руками?
– ты можешь коснуться пальцем подбородка?
– ты можешь коснуться ног руками?
–. коснуться рук ладонями? коснуться пальцем носа? положить руки на живот? поднять руки высоко над головой? прикрыть руками колени? коснуться пальцем пупка? положить руки на плечи? широко развести руки?»
Если у детей это вызывает трудности, каждую инструкцию сопровождайте показом, в качестве усложнения эти же задания можно выполнять с закрытыми глазами.
• ПРИКОСНОВЕНИЯ•
Игра направлена на закрепление знаний о строении человеческого тела, на развитие тактильного восприятия.
Возраст участников: от 3 лет.
Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку :
«Встань, как тебе удобно.
А теперь ты можешь показать мне, как ты касаешься коленями пола (как ты касаешься пола руками, как ты касаешься спиной стены, как касаешься локтем колена, рукой запястья, рукой бока, носом двери, носом пола, ступнями пола, двумя ступнями пола, пяткой стены, двумя локтями стола, коленом подбородка, ухом сиденья стула, как высоко поднимаешь игрушки двумя руками, как высоко поднимаешь игрушки двумя ногами?
А что еще ты хочешь мне показать?»
• С РУКИ НА НОГУ •
Игра предлагает необычный способ познакомиться с частями своего тела.
Возраст детей: от 2 лет.
Инструкция и ход игры: потребуется нарисованный человечек (мелом на доске, асфальте или фломастером на большом листе ватмана). Вполне возможно схематичное изображение, но оно должно включать в себя туловище, ноги, руки, кисти, ступни и голову. Взрослый говорит детям:
«Я хочу посмотреть, можете ли вы показывать ногами различные части тела человека. Можете ли вы встать на голову, а оттуда прыгнуть на шею? Прыгнуть с руки на бедро? Можете с бедра прыгнуть на ступню? С этой ступни перепрыгнуть на другую? Можете ли вы медленно пройти по ноге вверх до живота? А прыгнуть с живота на голову?»
Более простой вариант:
«А теперь встаньте перед своим человечком. Я буду называть различные части тела, а вам нужно будет до них допрыгнуть. Как только я хлопну в ладоши, нужно будет вернуться обратно. Готовы? Голова!»
• ПРЯТКИ •
Игра направлена на развитие тактильного восприятия, что предполагает прикосновения к различным частям тела.
Возраст детей: от 2 лет.
Инструкция и ход игры: взрослый говорит детям:
«Давайте поиграем в прятки, но не в обычные, а будем прятать части нашего тела. Но нужно прятать так, чтобы никто их не увидел. Сначала спрячьте глазки, ротик, носик, колени, все пальцы, зубки, ножки, волосы. А теперь лягте на спинку, поднимите вверх руку, ступню, коленку, локоть, ногу, голову. А сейчас будем учиться поднимать по две части одновременно. Поднимите руки, большие пальцы обеих рук, локти. И наконец – самое сложное: поднимите ступню и ладошку, коленку и голову, локоть и ногу, большой палец на руке и большой палец на ноге».
А следующие игры помогут вашему ребенку быть более внимательным к ощущениям, идущим от собственного тела.
• ВЕСЕЛЫЕ НОЖКИ •
В этом подразделе для ребенка предлагается несколько заданий, направленных на кинестетическую чувствительность его ножек.
8. Игры на развитие эмоционально-волевой сферы, а так же игры на соблюдение очереди и игры с правилами:
• Первым и важным этапом развития игры с ребенком является привлечение внимания ребенка к родителю. Часто дети с РАС воспринимают взрослого, как средство для достижения желаемого (дать конфету, достать стакан и т. д.). Важно дать понять ребенку, что игра с родителем может быть интересной. Как правило игра со взрослым (или другим ребенком) на является для малыша с РАС мотивирующей, т. е. он не понимает интереса и смысла в этой игре, не получает удовольствия. Задача взрослого - стать интересным для ребенка. Для этого развиваем контактные игры. где есть только ребенок и один взрослый (который регулярно меняется). Такие игры важно проводить, находясь с ребенком на одном уровне, лицом к лицу. Третий предмет (игрушка, еда) не используется. Среди таких игр есть всем известные: «По кочкам», «Идет коза», любые пальчиковые игры. Хорошо если они сопровождаются стихами или песнями. Но помним, что игра еще не является мотиватором, и следовательно, необходимо его дать в конце игры. Пока, ради него ребенок будет с Вами играть, но потом, удлиняя время игры, ребенок начнет проявлять интерес к родителю. Таким мотиватором могут быть яркие и положительные эмоции. Легко их получить от щекотки, «обнимашек», «падения» ребенка в игре «По кочкам». Т. е. ребенок играет в игру не из-за самого процесса, а для поучения порции щекотки, например. Постепенно получение порции щекотки откладывается на несколько секунд, в ожидании проявления ребенком желания о продолжении игры. Таким проявлением считается любое действие или возглас ребенка. Т. Е. играем в «По кочкам». Скачет ребенок на коленях у мамы. Перед тем, как уронить ребенка мама делает маленькую паузу. В ней ребенок говорит : «Аа!» (или торсом слегка качнется назад). Мы расценивает это, как сообщение ребенка о продолжении игры – что есть коммуникация!
• «Баночка» - берется непрозрачная баночка, металлическая коробка от печения или др. красивая коробка. Положить в ее сладости и другие вкусности, которые любит ребенок. Сесть в круг 3-4 человека, передовая баночку по кругу со словами: «Идет баночка по кругу, и попала в руки к другу. Эту баночку открой и возьми подарок свой». У кого баночка остановилась на конце фразы, тот ее открывает и берет «подарок».
Цель игры: учить ребенка ждать, соблюдать очередь, понимать, что кроме его интересов есть и чужие. Ребенок учиться понимать, что чтобы что-то получить (сладость или приз, нужно приложить усилия (ждать).
• «Кегли» и другие игры с мячом (попасть в корзину, бросать друг другу по очереди, требующие соблюдения определенных правил.
• «Тихо-громко» с музыкальными инструментами (можно заменить кастрюлями и ложками) : Ведущий (мама) говорит: «Громко!» и все шумят своими инструментами. Ведущий говорит: «Тихо!» и все играют тихо (или прекращают вообще – на Ваше усмотрение). и так несколько раз. первое время, когда ребенок не справляется, кто-то должен быть его ассистентом. Для этого нужно сесть сзади ребенка и взять его руки в свои «рука в руке».